Режиссёр против министра

14:49 24/08/2016

58
Кстати, благодаря Ильфу и Петрову путь великого комбинатора проходил и через Казахстан

Знаменитый золотой стык магистрали из «Золотого телёнка» находится в Алматинской области. С тех пор Турксиб - единственная надёжная трасса на востоке страны. 
Автомобильная дорога Усть-Каменогорск - Алматы в районе Аягуза покрыта такими волнами и выбоинами, что некоторые автомобилисты вынуждены совершать правый обгон по грунтовке. Может быть, у дорожников не хватает средств на удалённые районы, потому что все силы уходят на коммуникации между двумя столицами? Не тут-то было. На днях мы получили письмо известного режиссёра Александра Головинского, поездка которого по трассе Алматы - Астана собрала такое количество ухабов, что напомнила знаменитый бендеровский пробег «Антилопы Гну». Даже прославленные гонщики «Дакара», участвующие в трансконтинентальном ралли Silk Way, вынуждены ехать по дороге между двумя главными городами страны с черепашьей скоростью. Александр Головинский не стал отставать от Ильфа и Петрова в желании описать свои дорожные приключения. 
Обращаясь к председателю Комитета автомобильных дорог Министерства по инвестициям и развитию РК г-ну Пшембаеву М. К., автор письма в ряд СМИ ставит ряд вопросов. 
«Как Вы относитесь к внутреннему туризму в Казахстане? Если судить по автодороге Алматы - Балхаш, то очень нехорошо. Судя по всему, Вы либо незнакомы с постановлением президента РК от 11 марта 2015 года о разработке новой программы развития туризма в стране, либо игнорируете его. Также советую Вам ознакомиться с утверждённым президентом документом «Концепция развития туристической отрасли РК до 2020 г.»
 Я в этом году решил в свой отпуск не ехать по зарубежным Европам и Азиям, а отдохнуть на песчаных пляжах замечательного озера Балхаш. Но поезда туда не ходят, самолёты не летают. И мы с женой решили отправиться в дом отдыха на своей автомашине. По карте наш дом отдыха находится рядом с автострадой «международного значения» Алматы - Астана. Почему-то вдруг я только сейчас обратил внимание, что слово «автострада» - это не одно слово, а два: АВТО СТРАДА(ния). Вы сами когда последний раз, сидя за рулём своей личной автомашины, ездили по этой дороге из Астаны в Алматы и обратно? Уверен, что Вы настоящий противник внутреннего туризма в Казахстане. Может быть, Вы даже лоббируете туризм зарубежный? Вот такие мысли появились у меня, когда после 120-го километра от Алматы, сразу за Куртинским перевалом, на автостраде сначала исчезла разделительная полоса, потом исчезли обочины и съезды для отдыха с эстакадами, но зато на проезжей части появились в огромном количестве ямки, ямы, ямища… Некоторые даже в диаметре более метра и глубиной до 20-40 см. И их не сосчитать!
Почему я такой сердитый? А потому, что то, что Вы считаете автострадой - это испытательный полигон для тяжёлых бронетранспортёров и танков, начавшийся на 120-м километре от Алматы и закончившийся только на 340-м! 220 километров форменного безобразия и профанации! 
Кстати, по поводу испытательного полигона. Отдайте этот участок дороги в аренду до 2020 года (Вы, кажется, собираетесь к 2020 году сделать эту дорогу платной?!) производителям тяжёлой автомобильной техники - пусть испытывают на ней качество своей продукции. 
 И на закуску - пару эпизодов из жизни Вашей «автострады» Алматы - Балхаш. По дороге в дом отдыха мы встретили на 200-м километре несколько автоколонн - направляющихся из Китая домой участников международного авторалли Silk Way «Шёлковый путь». Ехали они вместе с машинами сопровождения, техниками и переводчиками, не торопясь (а какой сумасшедший станет торопливо ехать по такой дороге?). Мы остановились рядом с одной из групп. Остановились не из любопытства, а потому, что мой друг (он с женой ехал в тот же дом отдыха), влетев, пусть и на небольшой скорости, в одну из 100 000 (!) ям, порвал покрышку на переднем колесе и погнул диск.
Подошедший к нам один из переводчиков посочувствовал и спросил, как вообще мы ездим по таким дорогам… Он был просто потрясён, узнав, что эта так называемая «автострада» - ЕДИНСТВЕННАЯ ДОРОГА, соединяющая Астану с Алматы. Он сказал также, что степные дороги (направления, которые, к счастью, не имеют к Вашему комитету никакого отношения!) много лучше и БЕЗОПАСНЕЕ этой «автострады»… Вот я и думаю: не пора ли его (комитет) переименовать из «Комитета автодорог…» в «Комитет автонаправлений»? 
Ну и второй эпизод. Кое-кому есть и польза от этой «автострады» (здесь я имею в виду не только турфирмы, специализирующиеся на зарубежном туризме). Примерно в 2-3 километрах от разбитого бездорожья, у обочины, какой-то находчивый мужичок открыл рядом с заправкой шиномонтажную мастерскую и реставрирует резину, прокатывает диски (!), меняет колёса и просит передать Вам большой привет и сердечное спасибо! Да, он так и сказал: «Пока у нас такие дороги, я без работы не останусь!» 

Александр Головинский, кинорежиссёр, заслуженный деятель РК, кавалер ордена «Курмет»
Фото Игоря ЛАРИКОВА
P.S. Да, чуть не забыл… На обратном пути и я, водитель с почти 40-летним стажем, умудрился всё-таки «зацепить» краешком диска правого переднего колеса одну из ям и… немного помял диск. Компенсацию за материальный и моральный ущерб требовать с Вас стесняюсь, так как надеюсь, что после опубликования моего письма у Вас и без меня будет достаточно проблем…

Обратная связь

А. Головинский своё письмо распространил и в другие СМИ. Так, спустя сутки после публикации своего письма на сайте 365info.kz он получил обратную реакцию. «Через несколько часов после выхода статьи мне позвонил министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек и сказал, что он полностью согласен с критикой», - радостно сообщил режиссёр. Министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек сказал, что они только что получили деньги на ремонт злосчастной дороги и в будущем году приступят к реконструкции автострады, доведя её до «полного порядка». Высокий чиновник объяснил, что отрезок трассы Алматы - Астана был сделан ещё в советское время и 25 лет толком не ремонтировался. Кстати, Женис Касымбек ни слова не сказал о председателе Комитета автомобильных дорог МИР РК Мереке Пшембаеве.