Январские тезисы

17:02 31/01/2017

16
Перво наперво

Обратившись к народу Казахстана  в первый месяц нового года, Нурсултан Назарбаев доказал, что он готов удивлять электорат и способен на резкие повороты в политике, как бы оппозиция ни силилась доказать обратное.  
Вместе с тем, эти перемены  ожидаемы.  В последнее время чувствовалось, что  суперконцентрация власти тяготит Нурсултана Абишевича. Не может один человек, сколь бы опытным и талантливым он ни был, с одинаковым рвением заниматься урожайностью зерновых и конфликтом в Сирии. Да, в своё время президент сосредоточил в своих руках всю полноту власти. И это было правомерно, когда Республика Казахстан только начинала свой путь. И позже, когда становилась полноценным, цивилизованным государством. Если бы этого не произошло, страна могла сползти в пучину кровавого майдана в его казахстанском варианте.  В целом тезис «сначала экономика, потом политика» себя оправдал. Другое дело, что со временем прежний сюртук стал несколько тесноват. Будем считать, что сегодня все «прививки» от митинговой вакханалии сделаны.  Подросло новое поколение политиков, которое жаждет себя проявить не в бессмысленном топтании на площадях и выкриках речёвок, не в подковёрных интригах, а в практической работе. «Дерзайте, творите, пробуйте» - как бы предлагает им глава государства.  Около 40 своих полномочий Нурсултан Назарбаев готов отписать членам Кабинета министров и депутатам. Ну а если эти амбициозные ребята в чём-то ошибутся или, не дай бог, залезут в государственный карман, можно и поправить. Поскольку самую главную роль, роль арбитра, он оставляет себе. При таком раскладе за главой государства  остаются силовые министерства плюс международные дела.  И это справедливо. Назарбаев уже во многом выполнил свою историческую миссию «отца-основателя», построив независимое государство.  Он завоевал международный авторитет, который следует использовать по прямому назначению, в международной политике. А внутреннюю политику пускай взвалит на свои плечи новое поколение. И в этом смысле Назарбаев может рассчитывать на поддержку практически всего народа Казахстана. Именно поэтому его  обращение к согражданам  было точным, ёмким, практически тезисным. Если коротко, главных постулата два. Социальный блок переходит в руки правительства. Усиливается роль парламента в формировании правительства. «Будет закономерно, если правительство будет слагать полномочия перед вновь избранным мажилисом», - отметил президент. Похоже, словосочетание  «вновь избранным мажилисом» напрягло партийных назначенцев в парламенте. В частности, сенаторов. Как отмечает агентство «Tengrinews.kz», они оперативно провели пресс-конференцию, чтобы успокоить широкую общественность.  Сергей Громов,  член рабочей группы по вопросам перераспределения власти, в частности отметил, что не видит необходимости ни в референдуме, ни в новых парламентских выборах. Поскольку-де «сегодняшние изменения в Конституции не затрагивают устои общества». С ним не согласился коллега Дархан Калетаев: «Всё зависит от масштабов. Если это концептуально затронет основную часть Конституции, то референдум нужен». Предстоящая реформа дала повод депутатам  высказаться о наболевшем - об  однопалатном парламенте. Елеусин Сагиндыков  сделал это со всей присущей ему  принципиальностью. И привёл пример. «Мы обсуждаем вопрос по пастбищам. С некоторыми возражениями мажилиса не согласны. Сейчас внесли свои поправки. Если они не будут согласны  с нашими поправками, то создадим согласительную комиссию. Её члены будут обсуждать новый вариант и внесут соответствующее решение в парламент». Депутат, сам того не понимая, вынес на всеобщее обозрение секреты парламентской кухни. Но они  свидетельствуют не о зрелости местной демократии, а  о чудовищной заорганизованности и бюрократизме законодательной власти. Нынешний состав парламента успел отметиться, мягко говоря, непрофессионализмом.  Явно непродуманные поправки в «Закон о земле» привели к народным волнениям, которые пришлось гасить лично президенту. А закон о новых правилах регистрации вызвал не только шквал критики в СМИ и в социальных сетях, но и катастрофический коллапс Центров обслуживания населения. Поэтому, прежде чем перераспределять полномочия президента, стоит присмотреться: а кому эти полномочия попадут? Как они будут использованы? Есть тут и ещё один момент, чисто финансовый. В тучные годы, когда нефть лилась рекой, а нефтедоллары щедро орошали окрестности, страна могла позволить себе  две палаты. Оплачивать из госбюджета  служебные квартиры, машины и заоблачные  зарплаты. Но сегодня жизнь совсем другая. Казахстан в своё время  механически скопировал опыт соседней страны. Но в России 95 регионов, а у нас всего 14 областей и два мегаполиса. Надо «по одёжке протягивать ножки».  И ещё один деликатный момент. Власть  регулярно предлагает народу затянуть пояса. Так может следует начать с  себя? К подобному выводу нас подвиг всплеск активности экспертов и блогеров, которые сейчас обсуждают инициативу президента. В частности, Мадина Нургалиева, руководитель представительства Казахстанского института стратегических исследований при президенте Республики Казахстан, обращает внимание на важную деталь обсуждаемого документа: президент обратился напрямую к народу, не довольствуясь так называемым «узким кругом» советников и консультантов. На сайте Акорды появился адрес электронной почты, куда желающие могут прислать замечания и предложения по этому вопросу. «Надо организовать широкое обсуждение поправок - с привлечением экспертов, профсоюзов, отраслевых ассоциаций. Важно учесть мнение общества при  формировании итогового документа» - предлагает политолог Нургалиева.  Редакция «АиФКазахстан» двумя руками за такое обсуждение.  Будем считать, что этой заметкой мы внесли свой скромный вклад в общее дело.