Таможня без пробок

18:52 17/10/2017

76
Первая ласточка Шёлкового пути

Совсем недавно состоялось торжественное открытие транспортно-логистического центра «Калжат» - первого из четырёх автомобильных и двух железнодорожных пунктов пропуска на казахстанско-китайской границе, построенного по программе «Нурлы жол» в рамках государственно-частного партнёрства.

Ни для кого не секрет, что концепция нового Шёлкового пути предполагает создание ключевой торговой артерии, соединяющей между собой Восток и Запад. Общее количество потребителей товаров составляет около 380 млн человек и охватывает территорию почти в 30 млн кв. км. Общий денежный оборот новой системы превысит 20 трлн долларов. Ключевую роль в реализации данной программы играет именно Казахстан.
На сегодняшний день полностью завершён и находится на стадии запуска участок дороги «Китай - Казахстан», являющийся фундаментальным элементом проекта «Западная Европа - Западный Китай». 

Высокий старт
Самым первым пунктом на границе, распахнувшим свои двери, стал транспортно-логистический центр «Калжат». Он оснащён современным оборудованием, что позволяет быстро оформлять документы и обслуживать намного больше участников внешней экономической деятельности. Центр может производить сортировку, хранение и консолидацию грузов.
В рамках реализации государственной программы «Нурлы Жол» созданы и в скором времени будут введены в эксплуатацию два железнодорожных и четыре автомобильных транспортно-логистических центра. За счёт внедрения обновлённых таможенных средств контроля и отсутствия необходимости пересечения границы иностранными перевозчиками пропускная мощность увеличится до 2,5 тысячи грузовых автомобилей в сутки и 250 тысяч контейнеров в год. 
Проект обеспечивает не только дальнейшее развитие транспортно-логистической инфраструктуры республики, повышает её прозрачность и увеличивает объём доходов в казну, но также выводит Казахстан на ключевую позицию международной торговли.
 «Сегодня крупное событие в истории таможенной службы, потому что мы присутствуем не просто на открытии обыкновенного проекта, - говорит Досман Амрин, заместитель председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан. - На самом деле это воплощение тех задач, которые ставились перед нами, перед бизнесом - создать надлежащие условия не только внутри страны, но и на границе. Этот проект отличается тем, что основан на принципе государственно-частного партнёрства. Это не государство построило сегодняшний комплекс, это - частная инициатива. Не так-то просто вложить свои деньги и видеть перспективы, нужна определённая смелость. Есть доверие к политике, которая осуществляется, чтобы торговый оборот рос, рабочие места создавались, и частные компании инвестируют свои средства, зная, что возможности для возврата будут.
Вторая составляющая этого проекта, за которым я смотрел с первых дней, - новый стандарт, которого раньше не было. Это принцип шаговой доступности. Любой предприниматель, который занимается внешней торговой деятельностью, не должен искать поставщиков в лице государства или бизнеса, тратить своё время, и всё должно находиться в шаговой доступности. 
Третий важный момент - вы видите реализацию принципов прозрачности. Прозрачными должны быть все процессы: время, стоимость проводимых процедур. Мы договорились с частным инвестором - такой процесс будет соблюдён. Ряд услуг - платные, но они публичны и известны, и каких-либо отклонений от стоимости, которая объявлена, не будет.
Перед нами стоит задача создания новой инфраструктуры. Мы должны создать её не только внутри страны, но и на границе, и это первый шаг компании вместе с государством по созданию инфраструктуры на границе. Завершение строительства пункта «Нурлы Жол» даст совершенно иные возможности, которых ранее не было не только в Казахстане, но и на всём постсоветском пространстве.
С 1 октября мы запустили новую информационную систему «Астана-1». Здесь с первых дней обработка всех процессов ведётся на новой информационной платформе. Одна из проблем удалённых пунктов пропуска на границе - проблема связи. Она нас преследовала. И как бы хорошо ни были построены процессы, происходило затягивание времени. Я ещё раз убедился, что частная инициатива быстрее решает такие проблемы - сегодняшний транспортно-логистический центр имеет канал связи 80 Мб/с, чего никогда не было на посту «Калжат». Это ещё один пример, когда частная компания создаёт необходимый сервис», - продолжил Досман Амрин. 
Кроме увеличения скорости обработки процессов для водителей появились удобства первой необходимости: уборные, душевые, столовая, в дальнейшем будет построена гостиница. На многих пунктах даже такого минимума не было раньше. 
Но самое основное - здесь можно проводить все таможенные операции, заявлять любые таможенные процедуры, и для этого нет необходимости ехать в Алматы или другой город, реализована возможность проводить таможенную очистку уже на границе. 

Взгляд частника
Реализация проекта началась в марте 2016 года, и общий объём инвестиций на сегодняшний день - порядка 10 млрд тенге. Инвестиции все частные. Партнёрством государства и его вкладом является создание условий для работы и размещение работников таможни. Сейчас запущена лишь первая очередь проекта - освоено 5 Га земли, построено 30 тыс. кв. м бетонированных площадей, 3 тыс. кв. м крытых складов. Пропускная способность центра в режиме транзита - до 500 машин, в режиме «ИМ-40» (импорта) - до 100 машин в сутки. Весь земельный участок, выделенный под данный проект, - 20 Га, вторая очередь, соответственно, подразумевает увеличение до 10 Га, а третья - освоение всей территории - по мере роста грузопотока. Все три очереди будут закончены к 2020 году. Пока услугами центра пользуются примерно 200 машин в сутки. Но уже реализован весь необходимый спектр логистических услуг, усилена безопасность. Только на территории склада установлено 96 камер, которые записывают в он-лайн-режиме операции с грузом, потом файлы архивируются, и таможня имеет доступ к данным.
 «Правительством поставлена задача по увеличению транзитного объёма в 7 раз к 2020 году. Для того чтобы данный объём увеличить, необходимо вначале его обработать. Без создания, без модернизации центров такого уровня выполнить данную задачу не представляется возможным. Уже скоро начнётся реализация второй и третьей очереди данного проекта, что позволит увеличить обработку грузов и машин. Кроме того, компанией реализуется ещё три проекта на переходах «Бахты», «Майкапчагай» и «Нурлы Жол». Каждый транспортно-логистический центр будет отличаться, в зависимости от планируемого грузопотока. Самый крупный - «Нурлы Жол», с открытием которого переход «Хоргос» будет закрыт, поскольку они расположены рядом. Данные проекты планируется завершить до конца 2018 года, и тем самым на границе «Китай - Казахстан» на всех четырёх автомобильных пунктах пропуска будут созданы современные транспортно-логистические центры. Таможенные посты будут модернизированы, будут созданы все условия для достижения поставленной высокой задачи.
Как вы знаете, время - самый ключевой фактор на сегодняшний день. Деньги сегодня - это не деньги завтра и не тем более послезавтра. Скорость - это самое главное, что мы пытались сделать.
Мы сами являемся активными участниками рынка - доставляем грузы, осуществляем перевозки. Поэтому сталкивались с рядом проблем на границе: большие очереди, длительное ожидание, необходимость ввозить грузы в определённые города и так далее. Вот как раз проблемы и вызвали идею. Мы увидели, что все наши посты требуют серьёзной, глобальной модернизации и не способны обрабатывать большие потоки. Исходя из этого мы пришли к идее создания транспортно-логистического центра», - пояснил Ерлан Диханбаев, директор ТОО «Eurotransit».
Правда, пока сохраняется дефицит управляющего персонала. Большинство специалистов на сегодняшний день - из Алматы, но со временем планируется нанимать людей на местах.

Экспертная оценка
«Национальная палата предпринимателей совместно с бизнесом уделяют большое внимание устранению административных барьеров, и сегодняшний проект тому подтверждение. Перед Казахстаном стоит задача стать торгово-логистическим хабом в Евразийском регионе. Эта задача решается путём реализации подобных проектов. Безусловно, все эти инфраструктурные проекты будут способствовать развитию предпринимательства, торговли, сферы услуг. Одним словом, такое партнёрство имеет мультипликативный эффект для бизнеса», - подчеркнул Рустам Дженалинов, управляющий директор национальной палаты предпринимателей «Атамекен». 
«Таможенно-логистический центр «Калжат» удачно расположен на казахстанско-китайской границе. Это способствует развитию транзита, торговли, предпринимательства как для казахстанской, так и для китайской стороны. Такие проекты способствуют широкому развитию экономического бизнеса. Это хорошо для бизнеса обеих стран, и мы стали видеть, что Казахстан начал эффективно использовать своё месторасположение», - отметил Виктор Нин Вейхай, директор международной торговой компании ООО «Ч.Д.В.Ф», Пекин.
«Очень правильная идея. То, что есть государственно-частное партнёрство, даёт свои результаты. Когда строишь за собственные деньги, к качеству относишься совершенно иначе. Частная компания строит «от клиента», понимая: чтобы пришли деньги - клиент должен быть доволен. Даже сейчас мы тут находимся, а машины идут - бизнес работает. И для нас это важно, потому что от того, как идёт оформление транзитных грузов между Казахстаном и Китаем, которые идут в Россию, напрямую зависит скорость доставки. В среднем из Пекина до Москвы груз мог идти от 30 до 45 дней, сейчас за счёт реализации проекта скорость может составить 20-30 дней. Это очень важно, потому что в современных условиях самое главное - это скорость. Технологии можно повторить, деньги стоят всё дороже, и чем быстрее нужный товар попадает к покупателю, тем быстрее идёт оборот. Может произойти такое, что груз, который идёт 45 дней, в итоге может стать неактуальным. Такие проекты позволяют сэкономить деньги. В этом проекте софт, компьютерная программа, позволяет оптимизировать и ускорить процессы. Хорошая информационная поддержка - есть и связь, и интернет. Здесь есть всё, что нужно нам, - таможенная очистка, склад временного хранения… Поэтому проект важен для всех стран, куда транзитом идут грузы», - считает Виталий Киричек, директор по развитию логистической компании «Антанта» (Москва).

Беседовала
Анна ШАПОВАЛОВА

 

Фото Бориса БУЗИНА