Все силы - на туризм

19:09 17/10/2017

51
Вызовы отрасли и пути их преодоления

Об объединении усилий, о сплочённости в развитии туристической отрасли сегодня в стране заговорили на самом высоком уровне. Более того, государство отрабатывает механизмы поддержки предпринимателей, готовых работать в этой непростой сфере. Бизнес наконец-то почувствовал, что проекты, уже существующие и только планируемые, но основанные на энтузиазме, наконец-то становятся востребованными. 

Подбадривают и слова высокопоставленных чиновников: «В проведении выставки ЭКСПО по всей стране задействованы были все и всё: госслужащие, целые коллективы школ, автобусы, поезда. Работали на грани, на износ. Так вот, если мы хотим осуществить концепцию развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2023 года, страна в таком режиме должна жить ближайшие пять лет. Это должно касаться всех», - говорит вице-министр культуры и спорта Республики Казахстан Аскар Баталов. Вице-министр призывает «работать на туризм» не только владельцев баз отдыха, отелей, а всю страну. 
Зал на республиканском совещании в рамках недавней выставки Astana Leisure-2017: «Развитие туристской отрасли РК: вызовы и пути их преодоления», организованном по инициативе Министерства культуры и спорта РК, был полным. Модератор совещания Досым Кыдырбаев задал настроение присутствующим: «Кто должен быть локомотивом в развитии туризма? Кто должен взять инициативу в свои руки? Какова должна быть модель сотрудничества государства и частного сектора? Вопросы непростые. Туристический сектор экономики является квинтэссенцией отображения состояния всего общества, потому что включает в себя всех участников государства - будь то правительство, местные органы власти, сообщества, частный сектор и весь народ в целом. Как будет идти развитие, во многом зависит от простых граждан - насколько гостеприимным, безопасным будет наш туризм. Не на уровне привлечения инвестиций, а на уровне восприятия».

Государственной программой «Дорожная карта бизнеса-2020» предусматривается ускоренное развитие несырьевых секторов экономики, обеспечивающих её диверсификацию и рост конкурентоспособности. Малое и среднее предпринимательство оказывает серьёзное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объёму производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и услуг субъекты малого и среднего предпринимательства в отдельных областях играют ведущую роль. Поэтому проблема государственной поддержки предпринимательства в настоящее время является наиболее актуальной. В сложившейся ситуации требуется пересмотр политики финансовой и нефинансовой поддержки предпринимательства, направленной на стимулирование развития несырьевых экспортоориентированных секторов экономики на основе партнёрства государства и бизнеса.
Государственная программа по поддержке малого 
и среднего бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2020»

После такого многообещающего вступления вниманием присутствующих надолго завладел вице-министр культуры и спорта Республики Казахстан Аскар Баталов. Несмотря на то что Аскар Булатович говорил в общем-то о тех же проблемах, решением которых госслужащие занимаются не один год, затрагивал многие вопросы, годами плавно перетекающие из одного совещания в другое, после его выступления появилось устойчивое ощущение, что впереди нас ждут большие перемены:
- Как вы знаете, правительством Республики Казахстан в этом году принята новая Концепция развития туристкой отрасли до 2023 года, в которой предусмотрено развитие перспективных для Казахстана видов туризма: культурно-познавательного, этнографического, спортивного, охотничье-трофейного, экологического и кемпингового автотуризма. 
На выставке собрались многие участники туристического сектора экономики. Мы решили воспользоваться моментом и провести рабочее совещание. Поговорить об общих тенденциях в развитии туризма. Объединиться с бизнесом и сделать так, чтобы Казахстан стал одним из любимых мест для посещения туристов. Сегодня совместная работа актуальна как никогда, ведь сам президент определил отрасль туризма одним из драйверов в развитии экономики, наряду с сельским хозяйством, горно-металлургическим, топливно-энергетическим комплексами. Именно сегодня правительство готово предложить бизнесу новые возможности. 
Про необходимость улучшения инфраструктуры и дорог мы слышим давно. Но надо понимать, что одновременно все дороги построить мы не сможем, одновременно развить все туристские дестинации и интересные точки также невозможно. Нужно делать всё поэтапно. К завершению этого года и в начале следующего мы должны определить конкретные точки роста, куда необходимо в первую очередь сконцентрировать материальные и людские ресурсы. В том числе дать бизнесу сигнал, куда приложить усилия. Всё равно ко всем достопримечательностям туристы будут ехать через областной центр, сразу в степь попасть непросто. Для этого необходимо в каждой области определить и начать развивать по две-три дестинации. Выбрать два-три бренда, которые мы могли бы концентрированно материальными, инвестиционными, маркетинговыми шагами поддержать и представить. Если мы говорим о том, что кластер Астана - это сердце Евразии, мы подразумеваем здесь развитие трёх видов туризма: медицинского, культурного и делового. Вкупе с деловыми поездками иностранный и местный турист мог бы усилить свои впечатления, если бы, к примеру, посетил Щучинско-Боровскую курортную зону. Поэтому Астана и Акмолинская область должны находиться в одном кластере.

В составе фирменного поезда «Алматы - Достык», доставляющего туристов на Алаколь, этим летом появились комфортные общие вагоны.

В этом году в окрестностях Отрара был открыт этноаул «Алаш».

Успех кластера Алматы - свободная культурная зона Казахстана неразрывно связана со способностью акимата Алматы и акимата Алматинской области работать в тандеме: предлагать совместные инфраструктурные проекты, находить уникальные туристские решения. Ведь все туры по области, будь то озёра Алаколь, Балхаш, Капчагай, горный туризм, Чарын, - всё начинается с Алматы. 
Когда мы говорим о формировании кластеров, мы должны отойти от условных административных границ между областями. Ведь турист, отправляясь по маршруту «Шёлковый путь», покупая этот турпакет, не должен ощущать разницы в отношении к себе, в какой бы области он ни находился. По идее, одна область должна условно «передавать» его другой. В этом и есть кластерный подход. Этот подход действует и более глобально. Мы сейчас разрабатываем маршрут по Шёлковому пути из Китая, в Казахстан и дальше в Узбекистан. Сегодня Узбекистан становится более открытым для мира, не без нашего, кстати, участия. Длительные переговоры наших дипломатов сделали своё дело. Как вы знаете, в программах по Шёлковому пути заинтересована и Всемирная туристская организация (ВТО). Из всего вышесказанного следует, что сегодня мы всерьёз настроены с каждой областью работать отдельно.
В ноябре по инициативе бизнеса мы хотим впервые провести фестиваль Шёлкового пути, который будет приурочен к закрытию Года туризма Китая в Казахстане. Среди участников - Алматы, ЮКО, Алматинская, Жамбылская и Кызылординская области. К фестивалю будет приурочен первый приезд министра туризма Китая в Казахстан. Мы все понимаем, какой привлекательный для нашей страны туристический рынок из Поднебесной. Конечно, много предстоит решить процедурных вопросов, но мы считаем, что 1-1,5 млн китайских туристов Казахстан может, так сказать, спокойно «переварить». Может, больше нам и не надо. Возможно, когда эта цифра придёт, мы начнём работать над «качественным» туристом, сделаем упор на юго-восточные провинции Китая: Гонконг, Шанхай, Тайвань. И к нам станут приезжать состоятельные туристы.
Надо отметить и кластер единства природы и кочевой культуры, в котором задействованы несколько областей. К сожалению, в конкурентной борьбе мы пока проигрываем Кыргызстану и Монголии, так как культурные, исторические возможности Казахстана не используются сегодня в полной мере. Возьмём, к примеру, технологию использования наших юрт или всем известное гостеприимство кочевников. У бизнеса эти направления в развитии туризма не пользуются популярностью. Тому есть ряд причин, и над ними надо работать. 
Кстати, у нас нет до сих пор общего туристического бренда страны. Мы стараемся сейчас форсировать события и в ближайшем будущем устранить этот недостаток.
Сегодня для нас главное - заключить с местными исполнительными органами меморандумы, в которых были бы определены конкретные целевые индикаторы до 2025 года по привлечению инвестиций, по созданию новых предприятий и созданию рабочих мест. Очень важно, чтобы работа «закипела» в регионах. 

Подготовила Наталья БОРОВАЯ
Фото Олега БЕЛОВА