Что сделать, чтобы хватило на всех?

19:29 21/11/2017

13
В Астане готовятся принять новый бюджет сразу на 3 года

Конец календарного года – традиционное время не только подведения итогов текущего года, но и заложения планов, фундамента материальных основ года предстоящего. Готовится обсудить и принять финансовый документ на ближайшие три года и главный город страны. В скором времени акимату Астаны предстоит утвердить бюджет республики сразу на три последующих года – 2018-2020.

 После ЭКСПО-2017 столичные власти должны будут приложить много усилий, чтобы казна города не почувствовала дефицита, а ответ на отчасти провокационный вопрос "Есть ли жизнь после ЭКСПО?" прозвучал однозначно. Что же планируют столичные власти на финансовом фронте в эту горячую пору?

Три кита казны

Согласно данным управления экономики и бюджетного планирования столичного акимата, Астану можно смело назвать городом сервиса и торговли. В валовом региональном продукте (ВРП) за 6 месяцев 2017 года сервис занял 58,2%. Это по-настоящему градообразующее направление. Ближайшая к сервису по объёму торговля в ВРП города занимает только 20,7%. Третьим по объёму сектором является строительство (10,2% в ВРП).

Сервис и торговля дают и наибольшее количество рабочих мест астанчанам. Численность занятых в сфере МСБ в целом по итогам трёх месяцев 2017 года составила 297,6 тысячи человек, что на 8% превышает аналогичный показатель 2016-го.

В этом секторе работают 61,1% от общего количества занятого населения города Астаны. Субъектами МСБ уплачено в бюджет 231,8 млрд тенге. Это 36% от всех поступивших в столичную казну налогов.

По официальным данным, объём выпуска продукции малым и средним бизнесом в пересчёте на одного занятого в этой сфере составил 2,7 млн тенге, что превышает уровень Алматы в 1,3 раза, а республиканский показатель – в два раза.

Возможно, такие оптимистичные показатели связаны с прошедшим в Астане ЭКСПО-2017. Но при всех плюсах масштабного международного мероприятия следует признать и другой факт: эффективной программы поддержки предпринимательских инициатив в столице пока нет. Есть надежда, что это дело ближайшего будущего. Достигнутое требует новых доказательств неслучайности успеха.

Столичная наценка на счастье

Рынок столичной недвижимости уже не раз был предметом обсуждения на республиканском уровне. Фраза «Дорогая моя столица» давно обрела прямой смысл. Ещё в 2013 году президент Назарбаев подверг жёсткой критике ценники на этом рынке и особенно прошёлся по элитным кварталам и южнокорейскому проекту Highvill. По словам главы государства, цены в Астане не просто заоблачные, налицо - самый настоящий сговор.

"В среднем цена одного квадратного метра превышает себестоимость в 2-3 раза. Например, в жилом комплексе "Европа Палас" при себестоимости квадратного метра 1000 долларов квартиры реализуются по 3,5 тысячи долларов за метр. В ЖК "Хайвилл" себестоимость составляет 1,5 тысячи долларов, а цена сейчас достигает 4-5 тысяч долларов. В "Парижском квартале" при себестоимости 1300 долларов квартиры продаются по 5 тысяч долларов за метр. Это заоблачные цены. При этом компания-застройщик ЖК "Европа Палас" заплатила лишь 1,6 миллиона тенге налогов. В этой сфере имеется сговор цементных предприятий, которые подняли цены. Почему Агентство по защите конкуренции не смотрит за этим? Прибыль должна предусматриваться, но не в 5-6-кратном размере. Никто не ведёт мониторинг. По данному вопросу надо смотреть не только в Астане, но и в других регионах страны. Соответствующие государственные органы должны этим заниматься", – сказал глава государства на совещании в Акорде.

Надо сказать, что жёсткая корректировка цены произошла благодаря двум девальвационным волнам 2014 и 2015 годов. Правда, подъёмной для большинства казахстанцев она так и не стала.

Несмотря на принятый из-за ЭКСПО-2017 мораторий на проведение строительных работ, в Астане с начала года было введено в строй два млн квадратных метров жилья. Доля Астаны в общереспубликанском объёме (5,5 млн кв. м) составляет 36,6%. Каждую третью квартиру или частный дом в Казахстане сдают в эксплуатацию именно в столице. К слову, столицу ожидает до 2025 года новый генплан, рассчитанный на два миллиона жителей и семь районов в перспективе, а не три, как сейчас. Расти, по прогнозам, Астана будет интенсивнее любого мегаполиса страны.

Большое внимание к главному административному центру государства уделяет сам президент. На днях (14 ноября) Нурсултан Назарбаев посетил научно-исследовательский проектный институт "Астанагенплан". Как передаёт Tengrinews.kz со ссылкой на пресс-службу Акорды, главе государства было доложено об основных результатах проводимой работы в сфере архитектуры и градостроительства столицы. Он также ознакомился с планами строительства ряда инфраструктурных объектов, в том числе социально-культурного назначения. Президент отметил необходимость принятия дальнейших мер по развитию и совершенствованию инфраструктуры столицы. В завершение он дал ряд конкретных поручений, подтвердив, что Астана для него является особым городом.
Таким образом, не случайно строительную сферу городской акимат называет одной из перспективных отраслей. В 2017 году этот сектор дал 2 320 новых рабочих мест. Но даст намного больше, если развернётся массовое строительство: как-никак, предстоит застраивать ещё четыре новых района.

Предварительно акиматом определено сразу пять зон перспективной застройки. Ежегодные темпы роста в секторе строительства составят, по прогнозам специалистов, от 4 до 7%. Правда, столичным властям не мешало бы решить многолетнюю проблему дольщиков и долгостроев. Пока это является одной из проблем казахстанской столицы.

Приятности в промышленности

Массу вопросов регулярно вызывает судьба специальной экономической зоны "Астана – новый город". Официально это лучшая СЭЗ республики, там размещены и производства известных транснациональных компаний, например корпорации General Electric.

Сейчас в этой индустриальной зоне работают 47 предприятий, к 2020 году их будет уже 65. Однако прямой пользы бюджету города это не приносит. В СЭЗ действуют особенные условия: от нулевого корпоративного налога до отмены платы за аренду земли в течение 10 лет. Прямой зависимости для столичного бюджета от успешности технологической площадки пока нет. Однако впечатляет показатель совокупного объёма выпуска промышленной продукции в размере 427 миллиардов тенге по итогам 2016 года. При этом часть выплачиваемых всё же налогов регулярно пополняет казну.

Долги, займы, проценты и меценаты

Многолетняя практика столичных властей – тратить больше, чем зарабатывать – в конце концов может сыграть с акиматом злую шутку. Много критики было высказано по поводу истории с перспективами транспортного оператора столицы – компании Astana LRT. Её руководство пыталось предложить введение некоего подобия налога на нужды общественного транспорта из-за проблем как раз с обслуживанием займа на покупку двух партий новых автобусов марки Iveco. Вышел конфуз…

Столичный бюджет на 2018-2020 годы сегодня планируется с учётом традиционных дополнительных средств – речь о трансфертах и кредитах из республиканского бюджета. Без них Астана ещё не жила. В 2018-м, в год 20-летия столицы, также ждут этих денег. Речь пока идёт о 103,4 млрд тенге. Так называемые средства на развитие, как заявил глава профильного управления Ергали Егемберды, не пойдут на празднование юбилея. На такие торжества привлекаются средства со стороны.

В столице заработает в следующем году в полную силу "Клуб меценатов города Астаны", куда вошли более 100 крупных бизнесменов и предпринимателей столицы. Им, к слову, предложили сразу 188 социальных инфраструктурных проектов, среди которых строительство школ, детских садов, обустройство дворовых и футбольных площадок, оснащение необходимым оборудованием школ и медицинских организаций, учреждений культуры. Так столичный акимат намерен покрывать дефицит бюджета.

Разумеется, отдельного разговора заслуживает и предстоящее 20-летие Астаны. Как известно, в настоящее время утверждена концепция "Ел жүрегі – Астана", разработан проект плана мероприятий. Праздновать столица будет вместе с регионами весь календарный год. То-то будет зрелище – пир на весь мир!

Поиски продолжатся

Политика активной реализации проектов в рамках государственно-частного партнёрства (ГЧП) акиматом столицы была заявлена ещё в начале 2017 года. Речь идёт о громкой сделке по строительству польскими инвесторами детских садов и даже о привлечении к управлению больницами частных компаний из-за рубежа. Обсуждаемых проектов очень много, по значительной части проектов переговоры идут за закрытыми дверями. Но аким столицы Асет Исекешев наверняка сообщит итоги этих обсуждений, так только наступит ясность.

Сейчас много вопросов вызывает реализация крупнейшего регионального проекта в рамках ГЧП – проекта "Сергек", который подразумевает внедрение уникальной системы безопасности с 13 тысячами видеокамер.

Кстати, в трёхлетнем проекте бюджета города на 2018-2020 годы на компенсацию инвестору понесённых им расходов в размере 8,4 миллиарда тенге заложено сразу 5 миллиардов тенге. Правда, эти средства инвестор в лице консорциума компаний получит только в том случае, если радикально поднимет собираемость штрафов за нарушение ПДД.

Не секрет, что немало головной боли правительства вызывает газификация центральных и северных регионов страны. Ведь обойдётся этот проект республиканскому бюджету в кругленькую сумму. Но игра стоит свеч, а овчина -- выделки. Значит, придётся хорошенько пройтись не только по сусекам и тщательно мести амбары. По словам премьер-министра республики Бакытжана Сагинтаева, найти на это необходимо гораздо больше денег, чем потребовалось на проведение ЭКСПО-2017, – свыше триллиона тенге.

Пока кабинет министров ищет спонсора за рубежом, согласно имеющимся расчётам, одной только Астане для создания внутригородской инфраструктуры понадобится по меньшей мере 66 миллиардов тенге.

В городском акимате заявляют прямо: пока эти расходы не отражены в проекте бюджета на 2018-2020 годы. Как только наступит ясность и деньги найдут на уровне республики, то появится и соответствующая строчка в главном финансовом документе города.

Расходы будут расти

В целом проект трёхлетнего бюджета столицы даже у неэкономистов может вызвать некоторый скепсис. С повестки не снимается извечный вопрос: как растянуть пресловутый «тришкин кафтан», в роли которого выступает городской бюджет, так, чтобы хватило на всех? Впрочем, этот вопрос будет оставаться актуальным для всех городов – от посёлка городского типа до крупных мегаполисов. И не только у нас…

Да, собственные доходы Астаны за два года, по прогнозам, вырастут – с 216 миллиардов тенге в 2016 году до 242 млрд в 2018-м. Речь идёт о росте, едва превышающем уровень реальной инфляции. Но ведь рост!

Серьёзного обсуждения требует и привычка столичных властей планировать в собственных доходах займы из республиканского бюджета и прямые трансферты из этого же источника. Денежки всегда счёт любят…

В будущем подобное отношение может привести к радикальному сокращению бюджета. Уже сейчас в акимате продолжается активная оптимизация всех видов расходов. Но на то и казна, чтобы рачительно расходовать её содержимое. Так, во всяком случае, подходят к трате средств бережливые хозяева.

К слову, в 2019-2020 годы должен будет развернуться Международный финансовый центр "Астана" и IT-технопарк, названные главными проектами столицы после уже проведённого ЭКСПО. И столица живёт новыми ожиданиями. Однако их доходы считать пока рано. Хочется лишь верить, что, подсчитав впоследствии, астанчане не прослезятся. А даже наоборот…

Санжар СЕРИКОВ