Миграция – проблема или ресурс?

16:02 17/01/2018

19
Многие гастарбайтеры не знают свои права и обязанности

В отличие от большинства стран СНГ Казахстан и принимает, и экспортирует рабочую силу, а также является страной для её транзита. Насколько эта сфера отрегулирована? Теме миграции было посвящено недавнее заседание экспертного клуба «Мир Евразии». Вот несколько мнений.

Эдуард Полетаев, политолог, руководитель ОФ «Мир Евразии»:

- Миграционная подвижность населения стран Евразии довольно высока, чему способствуют наличие безвизового пространства между большинством государств СНГ, различия в уровнях экономического и демографического развития, сохранение хозяйственных связей и общего менталитета, культурно-исторические причины. Трудовая миграция является одним из важнейших факторов интеграционных процессов на Евразийском пространстве, поскольку вопросы труда и заработка важны для миллионов семей.

Президенты РК и РФ Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин договорились в Челябинске в ноябре 2017 г. на XIV форуме межрегионального сотрудничества проработать вопрос внедрения в рамках ЕАЭС системы унификации требований к квалификации, знаниям и умениям работников, создания Единой интегрированной Евразийской электронной биржи труда.

Стремление к ослаблению негативных последствий миграции и увеличению использования выгод от неё составляет суть межгосударственного сотрудничества в данной сфере наряду с общей работой по решению проблем развития во имя создания благоприятных условий для благополучия каждого человека в пределах страны своего гражданства. Страны ЕАЭС уже ощутили последствия создания единого рынка труда и свободного движения рабочей силы. Это один из зачастую недооцениваемых успехов евразийской интеграции. Гражданам союзных государств теперь не надо получать разрешение на осуществление трудовой деятельности в стране трудоустройства. Теперь их обеспечивают медицинским страхованием, решаются вопросы обретения ряда социальных льгот в стране пребывания.

Основным потребителем рабочей силы в ЕАЭС является Российская Федерация. По последним данным за 2017 год, в среднем там работают до 13 млн трудовых мигрантов. Казахстан среди стран ЕАЭС занимает уникальную позицию, одновременно являясь страной и принимающей, и экспортирующей рабочую силу. Во многом это зависит от регионов. Если из северных приграничных областей Казахстана трудовые мигранты едут в соседние области России, то Алматы, Астана и западные области Казахстана являются мигрантопринимающими.

При этом возникла новая тенденция. На недавней сессии Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в Минске, состоявшейся 30 ноября 2017 года, было принято решение, что на пространстве ответственности ОДКБ для борьбы с нелегальной миграцией в 2018 году будет запущена постоянная операция «Нелегал». Ситуация обострилась как раз в связи с созданием единого рынка труда ЕАЭС, так как увеличилась возможность облегчённого передвижения по территории Союза, на которой проживают свыше 180 млн человек. Речь идёт о скоординированных мероприятиях, направленных на противодействие нелегальной миграции на территорию ЕАЭС граждан третьих стран и лиц без гражданства.

И всё же миграция должна восприниматься не как проблема, которую нужно решать, а как ресурс, который необходимо использовать. Именно при таком подходе позитивный потенциал миграции будет работать на регион, на участвующие в миграции страны, на общество и на самих мигрантов.

Создание единого рынка труда становится мощным импульсом для промышленного роста государств Евразии, появления новых рабочих мест и, как следствие, увеличения занятости населения. Данная тема приобретает особую важность в условиях стремительно развивающихся технологий, в том числе цифровых. Министры труда Казахстана и России Тамара Дуйсенова и Максим Топилин уже подписали меморандум о сотрудничестве. Речь идёт о синхронизации процессов разработки профессиональных стандартов, создании интегрированной Евразийской электронной биржи труда и ускорения решения вопросов, касающихся пенсионного обеспечения.

В некоторых странах бывшего Советского Союза примерно четверть ВВП составляют переводы мигрантов. И это снижает там социальное напряжение. Трудовая миграция в определённой степени нормализовала ситуацию, учитывая, что основной реципиент рабочей силы – Россия - имеет демографические проблемы.

Также стоит отметить, что трудовая миграция – это норма жизни в условиях глобализации. Миграция – это не только попытка малообеспеченных и безработных найти себе пропитание в чужой стране. Миграционный процесс сегодня развит среди специалистов высокого класса, менеджеров, бизнесменов. Мигранты становятся неотъемлемой частью принимающих обществ. Поэтому необходима и культурная интеграция, книги, фильмы о том, как люди переезжают в другую страну, с какими проблемами сталкиваются, какие позитивные примеры имеются. Одним из положительных примеров можно назвать сериал «А у нас во дворе», показанный в 2017 году Первым каналом российского телевидения. На фоне гламурных сериалов зрителям продемонстрировали кино о реальных людях, которых большинство.

 

Владислав Юрицын, политический обозреватель интернет-газеты Zonakz.net: 

- Российский историк, публицист и общественный деятель Марат Сафаров рассказывал о том, что есть такая проблема: в Центральной Азии возник феномен разделённой семьи, когда целое поколение молодых жителей региона выросло без родителей, уехавших на заработки, а их функции заместило старшее поколение - бабушки и дедушки. Это создаёт условия для утраты ценностей, которые характерны для центральноазиатских социумов - дружные большие семьи, уважение к старшим. Его коллега, эксперт из Азербайджана Эльгюн Сафаров презентовал семейную политику в Азербайджане и говорил о законодательстве, направленном на поддержку семьи, женщин, материнства и детства. То есть ситуация на постсоветском пространстве разнится. Вот ещё пример: девушки из Кыргызстана, попадая в российские города, чаще ходят в мечеть, чем у себя на родине. То есть у них имеется потребность либо в снятии стресса, либо в чувстве идентичности. Получается, что звали рабочих-мигрантов, а приехали прежде всего люди. И подобные попутные эффекты очень многочисленны.

Но важная проблема, на мой взгляд, в том, что в мигрантопринимающих странах постсоветского пространства стало меньше денег и зарплаты уменьшились в долларовом исчислении. Получается, на работу будут отправляться те люди, в чьих странах ситуация ещё хуже.

 

Ирина Черных, д.и.н., главный научный сотрудник КИСИ при президенте РК:

- Приведу свежие цифры, которые даёт Международная организация по миграции: каждый седьмой человек в мире так или иначе мигрирует, то есть один миллиард человек, порядка 250 млн из них – это трудовые мигранты. Действительно, миграция становится нормой жизни.

Мы порой рассматриваем миграцию в большей степени как угрозу для национальной безопасности. Но это бытовой дискурс, когда некоторые представители местного населения заявляют, что боятся мигрантов, что от них много проблем. И данный дискурс продвигается и в СМИ, и политическими деятелями. Если ознакомиться с Концепцией миграционной политики РК на 2017-2021 годы, то и в ней речь идёт о зонах, где проживают мигранты, о рисках и вызовах национальной безопасности, о нелегальной миграции.

Надо больше говорить о трудовой миграции как явлении, предоставляющем возможности для экономического развития. Что касается единого рынка труда ЕАЭС, то надо продвигать идею о том, что управление миграционными процессами – это индикатор. Он сигнализирует, насколько успешно происходит интеграция внутри интеграционного образования, существует ли реальная интеграция в ЕАЭС или всё-таки имеется подмена понятий.

В Казахстане мы сталкиваемся с вопросами эффективности управления миграционными процессами. Создание и работа евразийского рынка труда в рамках ЕАЭС - это тоже вопрос управления миграцией. Насколько трудоёмко и эффективно он решается? Договор о пенсионных выплатах должен был вступить в силу ещё в 2016 году. Сейчас его опять переносят. Мы пока не можем согласовать все вопросы по единой пенсии в рамках ЕАЭС, хотя и стремимся к этому.

В 2016 году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев анонсировал работу по созданию интегрированной системы миграционного контроля, основанной на внедрении современных технологий. С тех пор миграционная полиция переименована в миграционную службу. Но как управляли миграцией преимущественно силовыми методами, этим занимаются в большей степени полицейские, так это и происходит. Недавно было проведено оперативно-профилактическое мероприятие «Нелегал-2017». То есть речь идёт о проверках, предпринимаемых затем определённых мерах и т.д.

В рамках дискурса об управлении миграцией нужно говорить о том, что это возможность для любой страны, а для ЕАЭС - индикатор интеграции. Но мы пока только развесили вывески. Надо привлекать к вопросам миграции разного рода психологов, социальных работников, юристов, адаптационные службы. Почему у нас появляется миграция с неурегулированным статусом? Просто потому, что огромное количество мигрантов не знают о своих правах, обязанностях и возможностях.

Когда мы работали над проектом, то запрашивали официальные данные по трудовым мигрантам из Казахстана в их профессиональном разрезе. Ни одно ведомство не имеет данных о том, кто, какие специалисты выехали из страны. А они должны быть. Только Минздрав предоставил данные за три года. Последняя цифра за 2016 год свидетельствовала о том, что у нас выехало около 800 медиков в Россию на ПМЖ. Казахстан был реципиентом, страной, привлекательной для мигрантов. Сейчас тенденция меняется. Не секрет, что с 2012 года у нас отрицательное сальдо миграции. Мы теряем в качестве человеческого капитала здесь, на месте, при этом затрачивая большие деньги на подготовку специалистов.

 

Подготовил Олег БЕЛОВ