Железный конь борозды не испортит

16:10 17/01/2018

17
Как выжить автомобилисту?

«Если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно», - писал много лет назадВладимир Владимирович Маяковский… А если в центре города делают всё возможное, чтобы парковаться стало как минимум затруднительно и дорого? Должно быть, это тоже кому-то да нужно…

В наши дни автомобиль уже давно перестал быть для многих городских жителей роскошью, а стал самым что ни на есть необходимым средством передвижения. Без «железного друга» жить можно, но всё же дискомфортно…

Антиобщественный транспорт

В странах, на которые активно равняется наше государство, общественный транспорт ходит по расписанию. А что у нас? Бардак. На остановках висят таблички с номерами маршрутных средств, а куда следует автобус или редкий троллейбус, до какого времени работает и с каким интервалом ходит… Известно уж точно не горожанам.

Обычная картина: утро, остановка, толпа ждёт свой маршрут - «бывалые» уже знают, куда следует тот или иной автобус, и охотно подсказывают «новичкам», на каком ехать можно, а куда лучше не соваться. Подкатывает долгожданная «карета» - пассажиров в ней больше, чем мест, примерно вполовину. Не то что стоять, но и влезть в такое чудо автопрома сложно, но ничего - опытный кондуктор поможет. Следующий аттракцион - оплатить проезд. Вначале были только кондукторы, потом валидаторы, которые очень быстро перестали работать, особенно в час пик. Нерабочие машины привычно заменяли кондукторы или же водители-асы - и транспортное средство ведут, и гонки устраивают, ещё и сдачу пассажирам отсчитывают. Зрелище то ещё. Следующей ступенью стала система «Онай» - хорошая, умная задумка: оплатил картой проезд, получил билетик - и езжай спокойно. Те же, кто чудо-картой не обладает, рассчитываются с бессметными кондукторами.

Всё бы было хорошо, но после 9 вечера на общественном транспорте уехать - большая проблема. Видимо, часто у водителей практикуется «сокращённый день». А стоя на остановке в любое время, можно увидеть, как мимо проносится твой долгожданный автобус, даже не сбавив скорость… По центральной части города передвигаться на общественном транспорте вполне можно, но если вы живёте где-то на окраине или за городом, то будьте готовы к пересадкам.

Из приятных моментов - несколько лет назад в городе стали появляться выделенные полосы для общественного транспорта. Хоть какой-то плюс - не нужно стоять в общем потоке, и дискомфорт хоть немного компенсируется скоростью. Постепенно обновляется автопарк, транспорт становится удобнее и комфортнее. Появляются новые маршруты.

Личное авто

Совсем другое дело, если есть свой автомобиль - сел за руль и тихонечко плетёшься в общем трафике, пытаясь временами срезать через мелкие улочки, медленно и верно приближаясь к выбранной точке. Правда, если рабочее место где-то в центре, то заранее готовишься к весёлой карусели под названием «найди парковку». Причём зачастую не то что на бесплатную, но и на платную не удаётся втиснуться с первого раза. Припарковались? Следующий пункт квеста - найди паркомат и выгребай полтинники и стольники, другие номиналы большинство машин, продающих парковочное время, не принимает. Самое весёлое - нужно заранее рассчитать время, на которое оставляете авто, и оплатить из расчёта 100 тенге за час. Можно оплачивать через приложение картой, буквально поминутно - достаточно удобно. Правда, 8-часовой рабочий день обойдётся в 800 тенге. Немного сэкономить на парковке можно, купив «парковочный проездной» - 6 000 тенге в месяц, но он рассчитан только на определённую территорию: оставляете авто попеременно на нескольких парковках - приобретайте несколько абонементов.

Зачем такие сложности?

Нехитрые «препоны» год за годом вводятся целенаправленно - нужно разгружать город от обилия машин, иначе не то что проехать, но и пройти скоро будет негде. Эту мысль подтвердил и российский урбанист Михаил Блинкин, приезжавший в Алматы с лекцией «Улучшение транспортной инфраструктуры мегаполиса». Эксперт отметил, что большинство городов постсоветского пространства попросту не приспособлены к такому количеству автомобилей, как сейчас. В постсоветских странах структура городов сложилась задолго до их массовой автомобилизации - города появились раньше, чем у граждан массово автомобили. Мы все - водители в первом, максимум - во втором поколении. В соответствии с советскими СНиПами проезжая часть улиц, дорожная инфраструктура и места для парковки строились из расчёта 150-180 автомобилей на 1 000 горожан. Между тем в Москве на 1 000 человек приходится 400 машин, во Владивостоке - 600. Повсеместно нормативы времён СССР перекрыты в 2-2,5 раза. Как тут не быть пробкам? В городах США под дорожный трафик отдано 30-35% городской территории, в Европе - 20-25%, в азиатских городах – 9-12%. Это объяснимо: в Америке строительство и развитие городов шло параллельно с обзаведением авто гражданами.

На один автомобиль необходимо 40 квадратных метров площади. Мало какой новый комплекс может похвастаться столь обширной парковкой, а старым кварталам о таком и мечтать не приходится, так же как и большинству офисных зданий. Вот и кружатся автолюбители (причём этот термин распространён только в государствах СНГ - в других странах в словаре такого названия нет: есть автовладельцы, водители, но никак не любители) в поисках места для парковки.

Административному бизнес-центру города полезно, чтобы люди приезжали на несколько часов, находили свободное парковочное место и быстро решали деловые вопросы. Центр города - для людей с дорогим рабочим временем. Поэтому если платные парковки загружены больше чем на 70%, необходимо повышать стоимость стоянки, причём чем дольше стоит припаркованное авто, тем выше должен быть ценник. Этот принцип соблюдается в Европе: первый час парковки, условно, стоит доллар, но если вы занимаете место на 8 часов, то будете вынуждены заплатить не 8, а 10 и более долларов. Дорогую придорожную городскую парковку должны в идеале компенсировать более дешёвые частные паркинги, на которых, наоборот, чем ты дольше стоишь, тем большие скидки получаешь. Но частный паркинг - это бизнес, который должен окупать себя, и за «три копейки», естественно, там не припаркуешься.

Пути и решения

По мнению гостя, решать дорожные проблемы нужно несколькими путями. Один из них - строить бесплатные перехватывающие парковки для постоянно приезжающих на работу людей из отдалённых районов и пригородов. Там, где есть конечная станция метрополитена или городской железной дороги, строится огромное бесплатное парковочное пространство. Все люди из автомобилей пересаживаются на мощный перевозной транспорт. Другой вопрос - сложно найти в окрестностях автобусной станции и тем более станции метрополитена свободное пространство, где можно было бы разместить 10 тысяч авто. На такую роскошь требуется около 4 гектаров...

Другой путь - сделать автомобиль роскошью, вводить высокие пошлины на содержание машины. При этом никого не должно интересовать, какой марки и стоимости будет авто, но вот за эксплуатацию необходимо вводить высокие сборы - тогда из средства передвижения автомобиль превратится в предмет роскоши и, соответственно, станет в меньших количествах присутствовать на городских улицах.

Необходимо продолжать строить дороги - надо использовать все имеющиеся средства для терапевтического лечения накопившихся проблем. Но строительство должно опираться не на волевое решение городской администрации, а на тщательное статистическое исследование и моделирование городского трафика.

Что год пришедший нам готовит?

 В том, что парковки станут ещё дороже, сомнений нет. Марат Принбеков, директор ТОО «АлматыСпецТехПаркинг», недавно отметил, что компания рассматривает возможность повышения цен на платную парковку.

- У нас есть зоны, которые превышают не только 70% заполнения, а почти до 95% доходит. Вот именно в этих зонах есть необходимость повышения тарифа. Этот вопрос с 2018 года будет обсуждаться, и к весне мы к какому-то решению придём, - отмечает он.

Понятно, что пароваться станет ещё дороже, так что пора осваивать городской транспорт. Или пересаживаться на электрокары и спокойно ездить по выделенным полосам и бесплатно парковаться.

Анна ШАПОВАЛОВА