ОТКРЫТАЯ МОДЕЛЬ

16:21 17/01/2018

30
Что нам делать с глобализацией?

ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ, ПРОИСХОДЯЩИЕ В МИРЕ, ЗАТРОНУЛИ И СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА. В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ - ВУЗОВСКОГО. СЕГОДНЯ МИРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РАЗВИВАЕТСЯ ПОД МОЩНЫМ ВЛИЯНИЕМ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ОБ ЭТОМ НАШ ДИАЛОГ С ДИНОЙ ДЖУСУБАЛИЕВОЙ, ПРОФЕССОРОМ КАФЕДРЫ МЕТОДИКИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И МИРОВЫХ ЯЗЫКОВ ИМЕНИ АБЫЛАЙ ХАНА, ДОКТОРОМ ПЕДАГОГИЧНСКИХ НАУК.

 

В СТУДЕНТЫ - НАВСЕГДА

- Дина Муфтаховна, как вы, педагог и администратор традиционной высшей школы с многолетним стажем, смогли перестроиться на новый лад? В обществе нередко даже сам термин «глобализация» вызывает негативное отношение, не говоря уже о том, сколько сожалений выражается по поводу отказа от прежней, советской, системы образования…

- Не нами замечено, что в карете прошлого далеко не уедешь. Необходимо осознавать, что высшее профессиональное образование напрямую связано с актуальными социально-экономическими закономерностями и тенденциями в развитии общества. Это переход на рыночную экономику, рост наукоёмких производств. Только представьте, объём научной и технической информации за последние пять лет вырос почти вдвое. И по прогнозам её обновление будет происходить каждые три года. При этом быстрая смена технологий обнаружила недостаточный уровень квалификации специалистов.

- Одному из недавних казахстанских министров образования и науки крепко досталось за идею готовить специалистов по неизвестным пока профессиям. Но, оказывается, в этом парадоксе есть рациональное зерно?

- Дело в том, что идёт не только изменение структуры мирового хозяйства и тесное переплетение экономик, но и формируется единый сетевой рынок экономики. Точнее, геоэкономики и её инфраструктуры. Этот процесс объективный, системный, он охватывает все сферы жизни общества и, безусловно, образование. Правительства западных стран, руководители ведущих мировых экономических организаций предлагают модель образования, которая основана на правилах свободной торговли. И сегодня уже немало сделано в этом направлении, где принимают участие такие «киты», как ЮНЕСКО, Международный союз транснационального образования, Международная ассоциация университетов, и многие другие. Создание Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) - логичное и убедительное тому подтверждение. Оно даёт возможность интеграции вузов Европы друг с другом.

- А как это связано с нашей страной?

- Напрямую. Республика Казахстан стала первым центрально-азиатским государством, членом Болонского процесса и полноправным участником ЕПВО. Как и остальные страны-участники, мы приняли на себя обязательства по выполнению основных параметров образовательного процесса. Это обеспечение трехуровневой системы высшего образования. Академические кредиты и академическая мобильность студентов, преподавателей и административного вузовского персонала. Европейское приложение к диплому. Контроль качества высшего образования. Создание единого европейского исследовательского пространства. Интернационализация экономики и бизнеса ставит перед высшим образованием соответствующие цели, где главная - готовить профессиональные кадры, способные эффективно работать в условиях глобального рынка. Но эти условия меняются столь быстро, что прежние методы и сама система образования за ними не поспевают. Случается, что к моменту окончания учёбы в вузе знания, полученные студентами, устаревают. Отсюда столь актуальна необходимость постоянного обновления профессиональных знаний, непрерывное, пожизненное обучение. Помочь в этом могут цифровые и информационно-коммуникационные технологии, которые активно используются в образовательном процессе многих стран мира. Одна из её форм - это дистанционная форма обучения, дающая возможность получить образование на расстоянии, не отрываясь от основной деятельности. Сегодня для многих людей такая форма получения образования и переподготовки стала жизненно необходимой реальностью и в нашей стране. У нас огромная территория, а информационная структура пока развита недостаточно. Научные и образовательные центры находятся друг от друга в отдалении. Поэтому так важно удовлетворить потребность людей в получении высшего образования, нередко второго, пройти переподготовку по своей профессии, в чём, по статическим данным, ежегодно в Казахстане нуждаются более двух миллионов человек. В январском Послании народу Казахстана Нурсултан Абишевич подчеркнул, что «содержательность обучения должна гармонично дополняться современным техническим сопровождением. Важно продолжить работу по развитию цифровых образовательных ресурсов, подключению к широкополосному интернету и оснащению видеооборудованием наших школ. Необходимо обновить программы обучения в техническом и профессиональном образовании с привлечением работодателей и учётом международных требований и цифровых навыков». И далее: «Предстоит адаптировать систему образования, коммуникации и сферу стандартизации под потребности новой индустриализации. В 2018 году необходимо начать разработку третьей пятилетки индустриализации, посвящённой становлению промышленности «цифровой эпохи». Сегодня по поручению президента правительством разработана и принята отдельная программа «Цифровой Казахстан».

 

- Как эта президентская установка будет выглядеть на практике?

- Это можно увидеть на примере нашего вуза, где дистанционное обучение происходит в сочетании с обучением традиционным. Для лучшего усвоения языка это даёт огромные преимущества. Цифровой образовательный контент обучения на расстоянии несколько отличается от традиционного, так как содержит учебные электронные курсы, материалы в виде файлов, ссылок на различные интернет-сайты и образовательные ресурсы. Он предназначен для самостоятельной работы учащихся, поэтому должен содержать разъяснения, инструкции, справочные материалы, презентации, тесты для самопроверки знаний и т. д.

УЧЁБА В ВИРТУАЛЕ

- Всё же далеко находится то, о чём вы рассказываете, от привычной тиши библиотек, где студенты при свете настольных ламп грызли гранит науки…

- Но суть-то осталась прежней. И сегодня «грызут», просто с помощью других инструментов. Сегодня можно учиться, не проводя много времени в аудиториях, а иногда и вовсе не выходя из дома. С появлением компьютера многие процессы в нашей жизни идут не только быстрее, но и надёжнее, эффективнее. Покупка билетов, бронирование отелей, заказ еды и многого другого через сеть интернета - всё это давно стало частью нашей жизни. Неудивительно, что самые передовые технологии используются и в образовательном процессе. Они позволяют получать более высокие результаты. Характерный тому пример - электронные и мультимедиа-учебники. В Казахстане наш вуз стал одним из первых в их разработке на основе модульной технологии. Эту работу возглавила доктор педагогических наук, профессор Гуль Кумашевна Нургалиева. Теперь она со своей командой в Национальном центре информатизации создаёт цифровые мультимедийные образовательные ресурсы не только для вузов, но и для школ. Школьные электронные учебники расходятся буквально нарасхват, широкая педагогическая общественность, не говоря уже о детях, их признала и полюбила. Министерство образования и науки разработало концепцию электронного обучения в наших школах, а некоторые учёные вдохновились на защиту кандидатских и докторских диссертаций по технологии электронного обучения. По мнению профессора Нургалиевой, с которым трудно не согласиться, «электронные учебники являются инновационной педагогической продукцией, представляющей собой, с одной стороны, информационно-образовательную среду для учителей, учащихся и родителей, а с другой стороны - технологию электронного обучения как интерактивного дистанционного взаимодействия субъектов образовательного процесса».

САМ СЕБЕ ГОЛОВА

- Сегодня многие в обществе озабочены молодёжным инфантилизмом. А учёба «в домашних тапочках» требует нешуточной силы воли и умения выстроить свой ежедневный жёсткий график. Нет ли конфликта между передовой теорией и реальностью?

- Теория неумолимо вошла в практику. Современная система образования должна не только вооружать обучающегося знаниями, но и формировать потребность в непрерывном и самостоятельном овладении ими. Требования рыночной экономики диктуют необходимость в навыках самообразования, в самостоятельном и творческом подходе к знаниям на протяжении всей активной жизни индивидуума. Образование сегодня – это такой социальный институт, который предоставляет человеку разнообразные наборы услуг, позволяющих учиться непрерывно, предоставлять широким слоям населения возможность получения послевузовского и дополнительного образования. И это полностью соответствует основной декларации ЮНЕСКО «Образование на протяжении всей жизни».

- Чей научный опыт лёг в основу формирования подобной «открытой модели» современного казахстанского образования?

- Большую помощь дали нашей педагогической науке Массовые открытые он-лайн курсы (МООК). Они стали настоящим феноменом и очень быстро завоевали мировую популярность, особенно когда Себастьян Трун, профессор Стэндфордского университета, провёл бесплатный курс «Искусственный интеллект» для 160 000 студентов из 190 стран мира, из которых 28 000 студентов этот курс успешно завершили. Концепция развития МООК основана на идеалах открытого образования, идея о том, что знания должны свободно передаваться от человека к человеку. А желание учиться надо поддержать - без каких-либо демографических, экономических или географических ограничений. Нашу страну этот уникальный опыт также не обошёл стороной, получив отражение в Госпрограмме развития образования и науки на 2016-2019 годы, утверждённой указом президента Республики Казахстан. Главными целями этой программы являются повышение конкурентоспособности образования и науки, развитие человеческого капитала для устойчивого роста экономики.

Беседовала

Светлана СИНИЦКАЯ

В январском Послании народу Казахстана Нурсултан Абишевич подчеркнул, что «содержательность обучения должна гармонично дополняться современным техническим сопровождением. Важно продолжить работу по развитию цифровых образовательных ресурсов, подключению к широкополосному интернету и оснащению видеооборудованием наших школ. Необходимо обновить программы обучения в техническом и профессиональном образовании с привлечением работодателей и учётом международных требований и цифровых навыков». И далее: «Предстоит адаптировать систему образования, коммуникации и сферу стандартизации под потребности новой индустриализации. В 2018 году необходимо начать разработку третьей пятилетки индустриализации, посвящённой становлению промышленности «цифровой эпохи». Сегодня по поручению президента правительством разработана и принята отдельная программа «Цифровой Казахстан».