Казахстанский Facebook: в чем секрет успеха?

18:20 26/01/2018

33
Социальные сети – это уникальное явление всемирной паутины, о котором, еще лет десять тому назад в нашей стране мало кто знал. Об этом говорили в ходе заседания

Социальные сети – это уникальное явление всемирной паутины, о котором, еще лет десять тому назад в нашей стране мало кто знал. Об этом говорили в ходе заседания экспертного клуба «Мир Евразии» в Алматы известные казахстанские специалисты. Все они сошлись в мнении о том, что в настоящее время популярность некоторых социальных сетей бьет все мыслимые рекорды - причиной этому феномену стала повышенная потребность в общении самых разных людей. «Сегодня социальные сети - это большой, постоянно действующий и обновляющийся учебник современной информационной жизни, - заявил политолог Эдуард Полетаев. - Как известно, для достижения аудитории в 50 млн человек радио понадобилось 38 лет, телевидению - 13 лет, интернету - 4 года. Социальная сеть Fасеbоок получила 100-миллионного пользователя менее чем за 9 месяцев. Более 90 процентов молодых людей, рожденных в 1970-1990 годы (так называемое поколение «У») состоят в социальных сетях». В то же время нельзя отрицать, что соцсети стали играть существенную роль и в привлечении внимания властей к определенным проблемным ситуациям, преимущественно социально-экономического, криминального или экологического плана. Как считает Даурен Абен, старший научный сотрудник Евразийского научно-исследовательского института, «если говорить о степени влиятельности той или иной соцсети, то я бы не стал подходить к ее оценке лишь с точки зрения количественных показателей – числа пользователей, просмотров, репостов, лайков и т.д. Важно учитывать и качественные критерии». А наиболее продвинутая аудитория в плане образованности и политической активности, по его мнению, именно у Facebook, «что, наверное, неудивительно, поскольку более образованные люди более активны и в политическом отношении, а Facebook предлагает привлекательную и удобную платформу, как для общения, так и выражения своих взглядов». То есть в стране, где, по мнению эксперта, большинство населения декларирует свою аполитичность, тот же Facebook выполняет полезную для властей и необходимую для стабильности страны функцию паро- и громоотвода, предоставляя политически наиболее активным гражданам возможность выражать свое недовольство, не выходя на улицы. «Но это палка о двух концах, - говорит Абен, - острые, бескомпромиссные дискуссии в соцсетях создают у людей иллюзию участия в политическом процессе и влияния на государственную политику, формируя, таким образом, своеобразный эрзац гражданского общества. Я уж не говорю о том, что соцсети все чаще используются для манипулирования общественным мнением». При этом, несмотря на то, что во всем мире Facebook является самой популярной соцсетью, по словам Шавката Сабирова, президента «Интернет ассоциации Казахстана», «отечественные пользователи, которые присутствуют в Facebook – это менее 5% всей аудитории. Переход на ссылки c Facebook на новости – 8%, не больше, очень редко доходит до 20%. Наша аудитория сидит в Instagram и во ВКонтакте». «Кроме того, политика соцсетей сегодня изменилась, - отмечает эксперт, - раньше если они боролись за своего пользователя и защищали свободу слова, то сейчас вынуждены признать, что первыми «сдают» нарушителей с потрохами в соответствующие органы. Они сами будут принимать решение, что является правдой, что фактом, что можно писать, за кем следить и т.д. Мир ломается быстрее, чем мы себе это представляем». Да, мир ломается, вернее, ломаются представления о том, в чем его реальность, если все больше люди предпочитают из нее «перемещаться» в виртуальное пространство, где они могут играть совсем другую, порой, куда более значимую роль, чем, например, в своей профессиональной среде или среди своих сверстников. «Дискуссия показывает, что мы еще недостаточно знаем про Интернет и социальные сети, много есть путаницы, - подчеркнул Замир Каражанов, политолог, главный редактор Информационно-аналитического центра Caspian Bridge, - говорится, например, о том, что социальные сети разделяют казахстанцев. Одна их часть сидит в Facebook, другая во ВКонтакте. Но было ли разделение? Ведь социальные сети не стали фактором самоидентификации людей. Мы говорим, что являемся казахстанцами, но не «фейсбукерами». Мы не отождествляем себя с социальными сетями, так как они для нас только средство общения». По мнению Каражанова, интернет в целом и соцсети в частности по-прежнему трудно оценивать как СМИ. Да, они привели к сокращению зрительской аудитории телевидения, но по уровню доверия никак пока не могут конкурировать с традиционными СМИ. Хотя, несмотря на это, сегодня мы видим в глобальной сети телеканалы, радио и газеты. Но следует признать, что доверяют сегодня не всему интернету, как категории, а отдельным сайтам или блогам. Любопытно в этой связи мнение другого эксперта, политолога Андрея Чеботарева, директора Центра актуальных исследований «Альтернатива». «Участвуя в течение последних трех лет в разных социологических и мониторинговых исследованиях, и ознакомившись с их результатами, могу отметить, что социальные сети не входят даже в пятерку наиболее используемых в Казахстане источников информации. И это, несмотря на большой уровень их распространения и активность пользователей. К примеру, в регионах по-прежнему большую роль в процессе получения всевозможной информации играет телевидение. Если же посмотреть на качественное содержание социальных сетей, то различную информацию скандального и криминального характера здесь обсуждают гораздо активнее, чем какие-либо политические события», - рассказал он. Тем не менее, Бекнур Кисиков, публицист, писатель, президент Евразийской ассоциации франчайзинга, придерживается своего, особого мнения на вопросы оценки уровня влияния соцсетей. «Да, где-то Facebook - это попса, легкий текст про то «где был, что делал», - говорит он. - Но, тем не менее, через Facebook проходит много нужной информации, и нередко задается актуальный дискурс. Я согласен с тем, что это делается часто настолько неумело и топорно, что влиять на аудиторию практически не получается. Тем не менее, налицо по-прежнему такой феномен: думающая, более авторитетная, солидная публика присутствует сегодня именно в Facebook». Алия АХМЕТОВА