КАЗАХСТАНСКАЯ ДОРОГА К ХРАМУ

16:23 07/02/2018

47
От чего зависит духовное здоровье страны?

КАЗАХСТАН – СВЕТСКАЯ СТРАНА. НО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ РЕЛИГИЙ ЗДЕСЬ УДЕЛЯЕТСЯ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ. ЭТОМУ ПОСВЯЩЕНА НОВАЯ КНИГА «ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ АССАМБЛЕИ НАРОДА КАЗАХСТАНА: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЭТНИЧЕСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО». ОНА ЯВИЛАСЬ РЕЗУЛЬТАТОМ РАБОТЫ НАД ОДНОИМЁННЫМ ПРОЕКТОМ В РАМКАХ ГРАНТОВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА 20152017 ГГ. МОН РК.

Исследовательская группа проекта под руководством доктора философских наук, профессора, членакорреспондента НАН РК, депутата мажилиса РК Д. Н. Нурманбетовой изучала взаимоотношения религии и этничности в деятельности этнокультурных центров Ассамблеи народа Казахстана. Костяк исследовательской группы составляли преподаватели кафедры религиоведения Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилёва: Ю. Шаповал, К. Тышхан, Р. Камарова, Т. Липина.

- Каковы главные выводы вашего исследования? Насколько крепким выглядит духовное здоровье общества?

Джамиля НУРМАНБЕТОВА, доктор философских наук: Главный вопрос исследования – какую роль играет религия в культуре и жизнедеятельности этносов, проживающих на территории Казахстана. Были взяты следующие параметры: взаимодействие этнокультурных центров с религиозными организациями; место религии в ритуалах жизненного цикла (рождение, брак, смерть и др.); роль религии в трансляции традиций и ценностей этнической культуры; роль религии в поддержании этнической солидарности; религия как составляющая идентичности этнических групп. В рамках исследования изучались этнокультурные центры украинцев, казаков, татар и башкир, чеченцев и ингушей, поляков, корейцев, евреев, турковахыска, дунган. Исследование показало, что в этнокультурных центрах религия понимается прежде всего как органическая часть этнокультурных традиций. Религиозные ценности, символы, мифы, нарративы являются составной частью культурной памяти этноса. В этнокультурных центрах наблюдается внимание к религии, стремление реконструировать религиозные традиции как часть этнической культуры.

Рузия КАМАРОВА, кандидат философских наук: Взаимодействие религии и этничности в культуре и жизнедеятельности разных этносов различно. Наши исследования говорят, что невозможно точно сказать, что в одном этносе, его культуре религиозный компонент присутствует в большей мере, чем в другом, тем более указывать, какая этническая группа более или менее религиозна. В религиозном отношении этнические группы зачастую внутри себя неоднородны. Здесь мы обнаруживаем в целом отражение казахстанского общества, где есть верующие в рамках традиционной культуры, атеисты, обращённые в другие, ранее несвойственные этнической группе религиозные верования. Для многих депортированных этнических групп религия была одним из главных средств выживания и сохранения своей этнической идентичности, в частности для немцев, чеченцев, ингушей, поляков, части украинцев и других. Для корейцев характерно религиозное многообразие, поразному влияющее на этничность, усиливая или ослабляя этническую составляющую идентичности.

Татьяна ЛИПИНА, магистр религиоведения: Этнокультурные центры объединяет то, что они продвигают ценности традиционных для своего этноса религий, выступая против новых религиозных форм. Мы также обратили внимание на медиативный потенциал этнокультурных центров АНК, который может быть реализован в нескольких направлениях.Первое. Продвижение и развитие социокультурных аспектов диалога религиозных традиций и этнических культур как альтернативы процессу политизации религиозной и этнической сфер в условиях угрозы распространения религиознополитического экстремизма. В рамках данного диалога важна актуализация религии в контексте культурной памяти народа, как часть истории и культуры народа. Второе. Медиация в сфере развития межэтнического и межконфессионального диалога жизненно необходима для интеграции полиэтнического и поликонфессионального общества.Третье. Предоставление площадки для общения и взаимодействия представителей разных этносов, составляющих народ Казахстана, а также актуализация общей коллективной памяти казахстанского народа, утверждение и популяризация ценностей общегражданского диалога.

ЧЕМ ЗАПОЛНИТЬ ДУХОВНЫЙ ВАКУУМ?

- Почему в стране достаточно активно строят мечети, христианские храмы, но преступность при этом не уменьшается? В чём истоки агрессивности?

Юлия ШАПОВАЛ, доктор философских наук: Верно, в Казахстане активно строятся мечети, храмы разных христианских конфессий, которые не пустуют, а востребованы нашими гражданами. В целом в годы независимости наблюдается рост интереса к религии, с тем чтобы заполнить духовный вакуум как результат советского атеистического прошлого. В рамках этого процесса, который в научной литературе получил название «религиозного возрождения», значительная часть нашего общества обратилась к религии своего этноса, воспринимая её как ещё одну возможность приобщения к своей этнической культуре, укрепления своей этнической идентичности.

В религиоведческой литературе учёные различают живую персональную веру как внутренний духовный опыт обращения к Богу, опыт общения со священным, сакральным, и религию как внешнюю институциональную форму, представленную видимой стороной, а именно религиозными организациями, объективированными религиозными практиками. Часто люди, обращаясь к религии, ограничиваются только внешними формами (посещение богослужений, соблюдение религиозных обрядов, проведение религиозных праздников, ношение религиозной символики), не имея опыта веры и, соответственно, не делая духовные ценности, проповедуемые в религиозных учениях, внутренними нравственными ориентирами своей жизни. Отсюда тот диссонанс, на который вы указываете: на сегодняшний день количество храмов мало отражается на духовных качествах наших граждан.

Одна из причин доминирования внешних форм религиозности 70 лет атеистического советского прошлого, когда была потеряна религиозная культура, прервана цепь преемственности религиозных ценностей, наконец, заглушено религиозное «чувство», которое является основой религиозного опыта. Другая причина – это попытка продвижения в нашей стране другого видения религии, которое основано на разрыве связи религии и этнической культуры, что предполагает разрушение культурной памяти народа. Например, это связано с продвижением идей «чистого ислама».

Если обратиться к деятельности экстремистских организаций, то мы увидим, что важным её аспектом является разрушение памяти, то есть культурных и религиозных традиций, существовавших до их прихода.Идеолог многих современных экстремистских организаций Мухаммад ибн Абд альВаххаб начал реализацию своего учения с уничтожения местных святилищ. В частности, он собственноручно срубил дерево, которое в той местности почиталось священным. Затем была уничтожена могила одного из сподвижников пророка, которая была для местного населения местом паломничества. Это является яркой иллюстрацией того, как уничтожалась местная региональная форма бытования ислама, вобравшая в себя существовавшие до неё народные традиции и ценности.Ту же разрушительную логику демонстрирует ИГИЛ на захваченных территориях.Естественно, обращение к таким формам религии, несущим разрушительные тенденции, также не ведёт к росту духовности в нашем обществе и вызывает большие опасения.

ВЕРА В СОТРУДНИЧЕСТВО

- Деструктивные силы в современном мире пытаются противопоставить различные религии, прежде всего ислам и христианство. Может ли Казахстан стать уникальной площадкой, открывающей миру новый подход к духовному взаимодействию и единству?

Рузия КАМАРОВА, кандидат философских наук: Одним из методов нашего исследования было включённое наблюдение, и, соответственно, мы провели много часов, участвуя в деятельности этнокультурных центров, в их различных мероприятиях: праздниках, круглых столах, концертах, презентациях. Мы были свидетелями тому, как в рамках деятельности Ассамблеи народа Казахстана общаются и продуктивно взаимодействуют представители разных этносов и вероисповеданий, вместе отмечая этнические, религиозные и общие национальные праздники, приглашая друг друга на свои мероприятия, проводя концерты, благотворительные акции, культурные мероприятия, вечера памяти.

Например, в вечере памяти, посвящённом 80летию депортации поляков в Казахстан, в июне 2016 года активно участвовали представители практически всех этнокультурных центров, в атмосфере вечера ощущались неподдельное сочувствие, понимание, поддержка. Или на праздновании Ловзар, организованном чеченоингушским этнокультурным центром в Астане, публика бурными аплодисментами сопровождала исполнение лезгинки представителями различных национальностей: танцевали и чеченцы, и ингуши, и казахи, и русские, и корейцы. Эти духовные ценности, эту духовную атмосферу нужно культивировать и сохранить в дальнейшем. Наше исследование показало, что Казахстан не только может, но по сути уже является площадкой межэтнического и межконфессионального диалога и взаимодействия.

 

Олег БЕЛОВ, коллаж Ашота ВАРДАНЬЯНА