Как не развалить компанию

15:55 16/02/2018

13
На этот и другие вопросы отвечает Кирилл КУНИЦКИЙ, основатель международной школы системного бизнеса «Бизнес-Конструктор», эксперт в области систематизации бизнеса и построения сильных команд, автор и ведущий обучающих программ для собственников и топ-мен

Важным критерием здоровья любой компании является постоянный рост. Если компания не растёт - компания болеет. В ней запускаются деструктивные процессы, которые изначально приводят к ряду внутренних проблем и впоследствии могут привести даже к гибели компании. Очень важно, чтобы от года к году компания росла с точки зрения оборотов, количества клиентов, ассортимента продукции, географии деятельности. Это очень важный приоритет для собственника любой компании - постоянно выталкивать компанию на новый уровень. Стремление к стабильности при управлении бизнесом губительно, поскольку стабильности как таковой в бизнесе существовать не может. Рынок - очень изменчивая среда: постоянно меняются предпочтения клиентов, конкурентное окружение, меняется локальная и глобальная экономика. Одним из основных навыков эффективного бизнесмена является способность адаптироваться к изменениям. Однако в процессе роста компания постоянно сталкивается с рядом вызовов. Важной задачей любого предпринимателя является способность своевременно противостоять данным вызовам и быстро менять компанию, зависимо от этапа развития, на котором она находится.

 

От мечты - к действиям

Первой сложностью, с которой сталкивается любой предприниматель, является этап запуска бизнеса. Это тот этап, когда проверяется предпринимательская идея и фактически определяется, будет жить бизнес или нет. Это момент перехода от мечты к действиям, когда предприниматель берёт на себя риск и открывает компанию. На этом компании-основателю крайне важно быть включённой во все операционные процессы компании: привлечение клиентов, обработка заказов, управление финансами, набор персонала. От того, насколько предприниматель эффективно курирует данные процессы, зависит то, насколько здоров будет бизнес и сумеет ли он выйти на следующий этап. Однако крайне важно не застревать на данном этапе, поскольку для многих собственников этот этап становится своего рода ловушкой: бизнес пытается вырасти, выйти на новый уровень, но предприниматель продолжает операционно участвовать во всех вышеперечисленных процессах. В итоге он становится «узким местом» для своей компании и бизнес не может расти. Толковые сотрудники уходят из компании, потому что не видят для себя дальнейших перспектив, а при этом жизненная энергия собственника постепенно иссякает, ведь ни один человек не вечен. Это создаёт серьёзные риски для компании, вплоть до гибели. Поэтому крайне важно, чтобы на этом этапе собственник бизнеса начал выстраивать систему профессионального управления бизнесом. Это значит строить эффективную организационную структуру и постепенно определять центры ответственности внутри компании, которые будут работать при минимальном участии (а в идеале без участия) собственника компании.

 

Стабильный денежный поток и риски

Одним из важных критериев здоровья бизнеса является наличие стабильного положительного денежного потока, поскольку если операционная деятельность компании приносит недостаточно денег, то попытки выстроить организационную структуру с высокой вероятностью будут вести к ухудшению финансового положения и создавать риски для бизнеса. Важно, чтобы компания на протяжении длительного периода времени генерировала стабильный положительный денежный поток. Это даёт возможность предпринимателю рисковать, ставя ответственных людей за определённые функциональные зоны. Ведь назначение нового человека на должность всегда несёт риск того, что он не справится с первого раза и бизнес может испытать определённые сложности. При этом для того, чтобы выстроить организационные центры ответственности внутри компании, собственнику очень важно построить качественную организационную структуру своего бизнеса. Это значит распределить все зоны ответственности и подотчётность между сотрудниками таким образом, чтобы каждый человек чётко понимал свою функциональную зону, ожидаемые результаты своей работы и структуру подотчётности.

 

Организационная структура, гибридность и пожары

При построении организационной структуры важно понимать, что она представляет собой живой организм, который эволюционирует вместе с ростом компании. Крайне важно, чтобы структура была выстроена в перспективе на будущее, то есть предприниматель понимает, что представляет собой организационная структура для текущего состояния компании и что будет представлять собой идеальная организационная структура компании через год. Размышления об этом и разработка такой структуры дают возможность предпринимателю продумывать развитие компании, заранее формировать кадровый резерв персонала, своевременно открывать новые вакансии и заниматься развитием сотрудников исходя из будущих задач.

Также очень важно не допускать «гибридности» - ситуации, когда один и тот же сотрудник закрывает большое количество весьма разносторонних зон ответственности, например одновременно является вовлечённым в продажи, закупки, логистику и договорную работу, при этом не имея возможности сфокусироваться на чём-то конкретном. В результате даже самый продуктивный сотрудник является недостаточно эффективным из-за сильной расфокусировки. При этом заменить такого сотрудника крайне сложно, не говоря уже о способности масштабировать организацию.

При масштабировании бизнеса очень важным качеством предпринимателя является способность предвидеть будущие сложности и заранее к ним готовиться. Это означает своевременно нанимать людей на должности, которые в будущем будут критичными, чтобы к моменту, когда зона ответственности станет актуальной, под неё уже был готов человек, который способен эту зону ответственности закрыть.

Ситуация, когда собственник пытается закрывать отдельные зоны ответственности в «пожарном» режиме, когда срочно нужен человек, а никого подходящего нет, приводит к стрессу и смещению фокуса с вопросов стратегического развития компании на тушение пожаров, вызванных нехваткой нужных людей. Поэтому при построении организационной структуры крайне важен стратегический взгляд.

 

Две «ноги» бизнеса

Важно понимать, что рост структуры предполагает увеличение расходов, которые должны обязательно компенсироваться ростом доходов. Здесь действует правило «двух ног». У каждого бизнеса существуют две «ноги» - доходная и организационная. Доходная предполагает увеличение доходов, а организационная - расширение структуры. Важно помнить, что первый шаг всегда делается доходной ногой, то есть мы не должны увеличивать структуру себе в убыток. Вначале увеличили доходы, впоследствии увеличили затраты. При этом, чтобы управлять математикой роста и не попасть в ситуацию неожиданных финансовых сложностей, у компании обязательно должна быть финансовая модель. Это финансовая отчётность бизнеса, спроектированная наперёд исходя из прогнозируемых цифр. При этом важно учитывать возможные сценарии развития - оптимистичный, реалистичный, пессимистичный. Таким образом, просматривая различные сценарии развития, предприниматель может оценивать риски и выбирать комфортный для себя риск. Уровень риска, выбираемый предпринимателем в процессе роста, прямо пропорционален цене ошибки, ведь для одних предпринимателей потерпеть убытки будет означать просто достать определённый запас из собственных сбережений и продолжить движение, а для кого-то это будет означать гибель компании. Поэтому собственник бизнеса должен всегда соизмерять выбираемый риск с уровнем критичности проблемы при попадании в негативный сценарий.

 

Собственник бизнеса ≠ операционное управление

Так же как любая операционная функция бизнеса, управление ростом является важным бизнес-процессом, который собственник рано или поздно должен снимать с себя, поскольку способность эффективного управления ростом бизнеса самим владельцем является ограниченной. Рано или поздно определённые задачи в рамках данного бизнес-процесса необходимо делегировать профессионалам, оставляя за собой исключительно участие в стратегическом планировании развития компании. Важно помнить, что собственник бизнеса является плохим операционным управленцем по целому ряду причин: ярко выраженный предпринимательский склад мышления, огромное количество задач, приходящее в единицу времени, разношёрстность этих задач, большая расфокусировка и, самое главное, собственник бизнеса - единственный человек в компании, который никому не подотчётен. Над ним нет руководителя. Это означает, что в каждый момент времени он предоставлен сам себе и делает то, что ему хочется, или то, к чему он тянется. А здесь важно помнить, что мы с вами не роботы. Мы в первую очередь люди и должны научиться жить со своими собственными слабостями, поэтому главная задача при масштабировании бизнеса - своевременно делегировать управление операционными процессами профессиональной команде.