ЧУДО-ЮДО БУХТАРМИНСКИЙ МОСТ

15:57 16/02/2018

46
Моста, о котором пойдёт речь, не существует с 1976 года. Он остался лишь на фотографиях как памятник эпохе и человеческой смекалке.

Давно это было. В 1957 году, окончив Горный институт в Алма-Ате, приехал я на работу в далёкий шахтёрский городок Зыряновск, что в Восточном Казахстане. Естественно, тосковал по родной Алма-Ате, тогда казавшейся мне потерянным раем. Но тоска начала проходить (или притупляться) по мере того, как я знакомился с краем. А природа здесь была совершенно иная, незнакомая, но яркая и буйная, и она всё больше начинала нравиться. Тянулся на Бухтарму, благо она была рядом, и непонятно, почему Новый Зыряновск не построили на её берегах.

Река была средоточием жизни, здесь издавна селились люди, по ней сплавляли лес, охотились, рыбачили. Но не только на работу стремились на реку люди. Сюда ездили отдыхать, особенно до 1960 года, пока не возникло Бухтарминское водохранилище, по существу являющееся Иртышским водоёмом, или продолжением озера Зайсан. Неудивительно, что меня тянуло сюда, и я бродил по берегам, поросшим пойменным, урёмным лесом, где главными деревьями были тополь, ива и черёмуха вместе с густейшим подлеском, образующим настоящие дебри, своеобразный бухтарминсий тугай. Но настоящий лес был отрезан Бухтармой и где-то там, за рекой, спрятавшись в густом черёмушнике, в таинственной лесной чаще пели, суетились и шмыгали птицы и зверушки.

Вскрывшись ото льда в апреле, Бухтарма широко катила волны, «бухтела» на перекатах, разлившись от весенних вод, накатывалась на берег. Затопленные по пояс, по берегам проток и рукавов стояли порозовевшие от весны ивняки. Стонущие голоса куликов-перевозчиков перемежались с перезвоном многочисленных трясогузок. Со свистом острых крыльев над водной гладью проносились парочки диких уток. Прогнувшись крутыми дугами, под тяжестью проходящих машин скрипел деревянный мост. Ещё недавно через Бухтарму ходил паром, деревянные лодки-дощаники лежали, догнивая, на берегу. И вот нашёлся же сметливый человек, русский мужичок-умелец, догадался натянуть стальные канаты, а на них положить настил из брёвен и досок - и вот мост готов. Пусть не капитальный, но всё равно постоянный переезд. Идеёт машина - мост шевелится, охает, как живой, вздыхает, но терпит и держится. И простоял этот мост ни много ни мало двадцать, если не более, лет. Тогда, казавшийся вечным, как врезался он в память! Скрипучий, изогнутый, точно крыши старинных китайских пагод, почерневший от старости, пахнущий деревом и сыростью реки.

Из истории края

Мосты нужны людям, и совсем непростое дело - их сооружение. Нельзя сказать, что в этих краях с давних пор бурлила человеческая жизнь. Скорее наоборот. Триста лет назад лишь охотники- алтайцы бродили в горной тайге в поисках пушнины. С XVIII века по ущельям стали селиться русские люди - сначала беглые, но с 1791 года, когда образовался Зыряновский рудник, уже и промышленные работники. Рудник остро нуждался в строевом лесе, топливе и смазочном материале, которым служил дёготь, гнавшийся из берёзовой бересты, то есть опять-таки в лесу. Всё это добывалось за Бухтармой, и, понятно, необходима была через неё переправа.

Направляясь из Риддера в Зыряновск, через Бухтарму на пароме переправлялись в 1833-1835 годах медик Колывано-Воскресенских заводов и исследователь природы Алтая Геблер, в 1844-м исследователь и учёный геолог Григорий Щуровский, в 1914-м известный путешественник и геолог В. Обручев. А вот английскому художнику Аткинсону в 1848 году пришлось переправляться в лодках, выдолбленных из стволов тополя (такие лодки сохранялись до 1970-х годов, и, возможно, есть ещё где-то и сейчас). Лошади переплыли относительно спокойную (в августе) Бухтарму сами вместе с сопровождавшими казаками.

С начала 50-х годов началось бурное развитие промышленного Зыряновска. В 1953 году в тяжелейших условиях, с пробивкой тоннелей, устройством подпорных стен и строительством мостов (в том числе через Иртыш и Бухтарму) была проложена железная дорога Усть-Каменогорск - Зыряновск. Но на строительство автомобильного моста денег у государства не хватило. К этому времени через Бухтарму на всем её протяжении не было ни одного капитального автомобильного моста, а ведь это серьёзная река, вброд не переедешь (бывает, смельчаки в пору минимального уровня воды на грузовых вездеходах в известных местах рискуют переезжать). Порой жителям самостоятельно приходилось решать вопросы переправы. Зимой намораживали временные мосты, строили паромы. Чаще это были паромы-«самолёты» на тросах, использующие силу течения, то есть двигавшиеся своим ходом.

Естественно, паром, поднимавший один грузовик, не удовлетворял производственников, и в первую очередь леспромхоз Зыряновского рудоуправления. Но голь на выдумки хитра. Некий Н. И. Родькин, начальник леспромхоза, как говорят, имевший всего-то пятиклассное образование, в 1953 году сам взялся решить вопрос строительства моста в кооперации с другими организациями города и района.

«Слава» строителя мостов

Какие бывают мосты? В древнем Риме строили каменные (некоторые сохранились до сих пор). На Руси часто использовали дерево. Русские инженеры умудрились построить гигантские деревянные мосты через Аму-Дарью (железнодорожный!), а у нас через Или в 1884 году, прослуживший до 1953 года.

Объём работ на бухтарминском мосту был значительный: были сооружены восемь речных опор («быки») из бревенчатых срубов, заполненных речными валунами, устроены ледорезы, натянуты стальные тросы (не менее десяти). Да, мост приходилось ежегодно ремонтировать, в основном заменять деревянный настил, но ни разу не было случаев полного разрушения моста, смыва опор и т.д. Мост исправно, практически без перерыва, служил производству и людям все 23 года, пока рядом не был построен капитальный бетонный мост.

И что же, заслужил ли славу Родькин? Читая старые газеты, я наткнулся на фельетон, где бравый журналист в хвост и гриву разносит его за то, что один из его мостов у посёлка Шумовск смыла река Хамир (приток Бухтармы). Верно, был такой случай, но ведь в то время (1950-1970 годы) леспромхоз построил порядка десяти подобных мостов, конечно, меньших, нежели бухтарминский. А тот Шумовский, перестроенный, служил с 1953-го до 2006 года, пока его не сожгли пьяные мужики. Едва ли не со всего бывшего Союза оплакивали тот мост, ведь теперь практически закрыт въезд в самую популярную у горожан и приезжих туристов лесную долину реки Хамир, ранее называвшуюся Хаир-Кумином.

Сейчас через Бухтарму имеется аж восемь капитальных мостов (семь из которых построено Союзом), а вот дорог в лес почти нет…

 Александр ЛУХТАНОВ