Преодолевая страхи

13:54 03/03/2018

62
Фестиваль для тех, кому 0 и больше

«Посмотри своему страху в глаза» - такова тема гостевой программы прошедшего в Алматы V международного фестиваля исполнительских искусств (МФИИ) «Откровение». Это единственный международный фестиваль в Казахстане, занимающийся развитием современного театра. В этом году он состоялся при поддержке спонсоров. Управление культуры Алматы, к сожалению, не сочло возможным поддержать фестиваль. «Очень много событий, происходящих в нашей жизни, связаны со страхом - страхом думать, страхом говорить, страхом чувствовать и слышать много такого, чего мы не хотим слышать. Через такое тонкое искусство, как театр, мы хотим посмотреть этому страху в глаза с разных сторон», - раскрыла тему фестивальной программы Ольга Султанова, продюсер и директор МФИИ «Откровение». Фестивальный смотр включал в себя три основные программы: казахстанскую, гостевую и детскую. Прошла и обширная образовательная программа. За две недели на разных сценах южной столицы было показано около 40 спектаклей. «Я второй год занимаюсь кураторством гостевой программы «Откровения», - сказала продюсер Ирина Душкова (Финляндия). - Мы представили широкий спектр современного театра. Фестиваль вырос не только в количестве, но и в качестве. В казахстанском шоукейсе за 4 дня было показано 12 спектаклей. Вместе со зрителями их смотрели отборщики театральных фестивалей из разных стран. Они были удивлены качеством и темами спектаклей. Их работа очень полезна - спектакли важно увидеть людям, которые ничего не знают о Казахстане. С того момента, когда три года назад я впервые приехала сюда, видно большое развитие. Если тогда мы смотрели спектакли о собаках, то сейчас начинаем говорить о серьёзных вещах. Видно, как развиваются сами театральные деятели, как растут актёры. Очень важно появление молодых режиссёров, не боящихся экспериментов. Кому-то что-то не удаётся, кто-то проходит через творческие или финансовые трудности, но происходит очень хорошая поступательная тенденция развития современного театра в Казахстане. Поддержка друг друга - это самое главное, что у вас может быть на данный момент. В этом году тема фестиваля - «Посмотри своему страху в глаза». У каждого из нас есть какие-то страхи. Например, я боялась везти сюда половину спектаклей. Думала: ой-ёй-ёй, как же, как же? А вдруг что-то не понравится, вдруг что-то будет не так? Тем не менее зрители тепло принимали всех гостей. После спектаклей были прекрасные дискуссии. И это сильно отличает алматинцев от зрителей в других странах. В Европе театральные дискуссии происходят редко, все стали умными, якобы все всё понимают. На самом деле это не так. И очень важно, что существует связь между художником и зрителем, для которого он это делает. Здорово, что алматинский зритель хочет узнать больше, узнать то, что ему не совсем понятно». Разнообразие и мультикультурность В казахстанскую программу вошли спектакли независимых и государственных театров. Почти треть постановок шла на казахском языке. Их отсмотрели более 20 театральных экспертов из 9 стран. Кроме алматинских театров участниками смотра стали Русский театр драмы им. Горького из Астаны и «StarDrama» из Петропавловска. «Казахстанский шоукейс получился разнообразным, очень междисциплинарным и мультикультурным», - отметила Ольга Малышева, куратор казахстанской программы «Откровения». Ольга Султанова обратила внимание на важную тенденцию в театральном процессе Казахстана: «Актёры, работающие с репертуарными спектаклями, особенно в казахских государственных театрах, всё чаще начинают делать своё параллельное творчество. В этом плане интересен пример труппы Казахского музыкально-драматического театра им. Муканова из Петропавловска. Актёры стали делать свои независимые продукты. Это очень здорово». Независимая лаборатория «StarDrama» в спектакле «86» представила своё видение декабрьских событий 1986 года. Спектакль Георга Бюхнера «Войцек», поставленный по пьесе начала XIX века Диной Жумабаевой в частном театре «28 theater» Азамата Сатыбалды прозвучал очень современно для сегодняшнего Казахстана. Острой сатирой наполнен спектакль «B.O.Q», созданный Кубой Адыловым с театральной командой «Laboratory 316». Зрители увидели казахский вариант пьесы Фридриха Дюрренматта «Геркулес и Авгиевы конюшни», где античному герою очистить город от навоза всячески мешает местная бюрократия. По мнению алматинского театроведа Ирины Антоновой, «самым непросмотренным стал спекталь «Мамино сердце» (Государственный театр кукол, реж. Андрей Зайцев). На нём было очень мало зрителей. Режиссёр не смог преодолеть неких стагнационных течений в труппе. Важный момент для любого театра: для кого ты это делаешь? Мне кажется, что ни режиссёр, ни сами актёры не поняли, для кого они это сделали. Вышло слишком примитивно и лобово, даже не по средствам, а по выражению идеи. К сожалению, кукольный театр всегда остаётся на обочине театрального процесса. Очень жаль. Ведь кукольный театр обладает невероятным арсеналом возможностей, в том числе и кукольный театр для взрослых. На фестивале была очень интересная детская программа (проект Бэби-театр, Москва). Ошиблись те, кто ею пренебрёг и не привёл своих малышей. Необычно там то, что актёры работают с детишками от рождения до трёх лет, и это очень тонкий момент. Потому что для детей с самого рождения главным видом деятельности является общение. Общаться они уже умеют, а играть нет. А в 3 года ребёнок уже хочет играть. И если театр, актёры это понимают, они выстраивают всё действие не в плане игры, а в плане общения. И когда это соединяется, как нам показали в московской программе, то получается очень хороший результат. Ребёнка надо приучать к театру с самого рождения. Дети всё воспринимают непосредственно, и для них это становится нормой. Важно, чтобы первый, увиденный ими спектакль был суперхорошим». Гости разные, порой шокирующие С особым интересом алматинские театралы ждали гостевую программу, открывшуюся музыкальным перформансом алматинского ансамбля современной музыки EEGERU и Весны Мацкович из Хорватии. На фестиваль удалось привлечь постановку москвича Александра Андрияшкина. Его спектакль «The_Marusya», поставленный с независимой компанией «Диалог Данс» из Костромы, в 2017 году стал лауреатом главной театральной премии России «Золотая маска». «Английский спектакль «Тестостерон» совершенно замечателен с точки зрения темы, техники и прекрасной режиссуры, тонкого английского юмора и высокого профессионализма, - продолжила Ирина Антонова. - Отмечу французский спектакль «Скамейки для Платонесс», как мне кажется, несколько недооценённый, возможно, из-за не очень удачного русского перевода. Он очень характерен для современной фестивальной французской сцены. Подобные постановки делаются людьми из разных сфер, дизайнерами, актёрами, режиссёрами, собирающимися во временные компании, которые выражают какие-то сегодняшние интересы. Этот спектакль не рассчитан на то, что будет идти 10 лет, но сегодня он интересен. Кроме того, 6 актрис продемонстрировали безупречный французский вкус, элегантность». Страх уехать и страх остаться на родине - это основные вопросы, которые волнуют героев спектакля «Аэропорт» режиссёра Артёма Кима (театр Марка Вайля «Ильхом», Ташкент). Впечатлениями поделилась участница казахстанской программы Марианна Покровская. Её моноспектакль «Мой маленький Оскар» шёл в театре «Жас Сахна». - «Аэропорт» - для Узбекистана это, наверное, круто. Наверное, это круто и для Казахстана. Ребята молодцы! Меня восхищают их энтузиазм, живая музыка, живые глаза… Они говорят о проблемах, которые их волнуют. У меня такое ощущение, что происходит какой-то театральный бунт. Молодёжь находит выход в театре из того безобразия, которое творится вокруг. Возникают какие-то новые формы, этим живёт молодёжь. Там война, тут нищета, там богатство... И порой не знаешь, куда засунуть свою голову. А вот это выход, вот сюда и надо засовывать свою голову. Поэтому мне нравится всё, что происходит на фестивале». Значительную часть публики сбил с толку показанный под занавес фестиваля видео-танцевальный перформанс «Полночь» берлинского режиссёра Тилмана Хекера. Действие основано на поздней музыке Моцарта, но постановщик всю эту музыку убрал, осталась только структура музыкального произведения. Три танцовщика-перформера двигаются в ночи. Уходя в прошлое, они двигаются в будущее, встречаясь с друг другом на 1 секунду в середине спектакля. Но всё это вряд ли было бы понятно без подробного объяснения Тилмана Хекера и его перформеров, представителей волны европейского постдраматического театра. Вадим КРАВЦОВ Фото автора