Год культуры в СНГ: сохранить то, что нас объединяет

13:08 05/03/2018

29
В дружбе, мире и единстве: диалог культур и культура диалога

Использование накопленных странами и народами постсоветского опыта совместных достижений в сферах культуры, образования и науки должно сыграть важную роль в преодолении возникающих проблем. Этот опыт символизируют около 90 разноплановых мероприятий и проектов, которые будут реализованы в этом году, который решением Совета глав государств СНГ объявлен Годом культуры.

В повседневной суете не всегда уделяется должное внимание важной составляющей экономики и бизнеса. А именно, уровню доверия между финансовыми структурами, обществами, государствами, особенно между простыми людьми. Между тем, доверие – это категория духовная. Поэтому во времена глобального кризиса важно не забывать об общих духовно-нравственных истоках и, как говорится, всем миром налаживать межкультурный диалог. О том, как это сделать, рассуждали известные специалисты из разных сфер гуманитарной деятельности на заседании экспертного клуба «Мир Евразии», прошедшего в Алматы под названием «В дружбе, мире и единстве: диалог культур и культура диалога».

Со временем все очевиднее, что интерес людей к лучшим образцам советской культуры связан не только с ностальгией, сколько с востребованностью заявленных в фильмах, спектаклях, литературных произведениях таких содержательных констант, которые нужны и сегодня. Например, социальный оптимизм.

Постсоветское пространство кардинально менялось в 90-е годы прошлого века, и в это время советская культура выполняла функцию поддержания осознания преемственности жизни, несмотря на проходившие глубокие и драматические перемены в политике и экономике. «Изменения в культурных ориентирах новых независимых государств проходили не так быстро, как реформы в политике и экономике, - подчеркнул политолог Эдуард Полетаев. - С одной стороны наступила коммерциализация, упрочила свое влияние массовая культура, но с другой стороны, резкое сокращение финансирования культурных проектов в странах СНГ позволило им в определенной степени «законсервироваться» до лучших времен».

Люди, которые еще хорошо помнят советский период, переходят сегодня в такой возраст, когда их память работает избирательно. Действует универсальный механизм, который самым точным образом выразил поэт Александр Пушкин: «Что пройдет, то будет мило». Но при этом именно эти люди продолжают оставаться в обществе и во власти на ключевых позициях, сохраняя авторитет, что также оказывает немалое влияние на суть происходящего в культурной жизни.

«В последнее время на постсоветском пространстве видна тенденция к созданию новой системы культурного взаимодействия, восстановлению и дальнейшему развитию исторически сложившегося пространства культурных ценностей. Как известно, само СНГ было создано с опорой на цивилизационную общность входивших в него стран, на историко-культурные связи между ними в сочетании с намерением поддерживать и развивать отношения на основе взаимного уважения», - сказал Эдуард Полетаев.

При этом СНГ, по мнению политолога, которое часто называли «инструментом цивилизованного развода», несмотря на критику в свой адрес, сумело сохранить представление о единстве интересов и ряда общих ценностей народов постсоветского пространства, включая сферу культуры. Приоритетность культурного сотрудничества и развития культурно-гуманитарных связей нашли отражение в статье 3 Устава СНГ, в

котором отмечено, что «Содружество основывается на уважении культурной самобытности входящих в него народов, тесном сотрудничестве в сохранении культурных ценностей и культурном обмене».

Тем не менее, нынешнее молодое поколение не имеет реального советского опыта. С одной стороны, хотим мы этого или нет, современная культура в ныне независимых государствах является наследницей советской культуры, с другой, в ней сформированы новые, самостоятельные пласты.

Было бы здорово сохранять объединяющие факторы культуры, но сегодня речь уже идет о ментальной разнице между поколениями, полагает независимый эксперт Аскар Нурша. «Молодежь до 30 лет плохо себе представляет советские реалии, не интересуется советским прошлым, не смотрит старые фильмы», - разъяснил он. Эксперт охарактеризовал это нынешнее поколение в Казахстане как «поколение Netflix», которое более свободно говорит на иностранных языках, комфортнее себя чувствует в западной среде, чем в других постсоветских странах.

В настоящее время кинематографисты переснимают старые популярные фильмы, появляются сиквелы к ним. Но вопрос в том, что ныне в тренде уже иные смыслы, посылы, культурные коды. Канва остается, но суть молодежь считывает по-своему. «Я призываю отказаться от отношения к постсоветской культуре, как к некоей статике, - заявил Аскар Нурша, - давайте относиться к ней как к некоей динамике, от которой что-то постоянно отходит, а что-то добавляется новое. Призываю к функциональному подходу. Год культуры – это задача не только сохранить что-то материальное, давайте будем помогать библиотекам, балету, современным видам искусства. Делать то, что нас объединяет. Нас в свое время объединяла, например, любовь к русскому балету, и надо дать возможность новому поколению тоже им любоваться и расти с ним».

Но в чем заключается этот функциональный подход? Кинопродюсер, президент Фонда содействия профессиональным СМИ Сакен Бельгибаев считает, что мероприятия года культуры в каждой стране будут «крутиться вокруг традиционной культуры того или иного народа, в зависимости от страны, где они состоятся». Для эксперта это является настораживающим фактором, потому что на такие мероприятия не приходит главный потребитель современной культуры - молодежь. «Тематика и форма мероприятий часто отражают понимание культуры так, как ее видят чиновники», - отметил он.

«Год культуры в рамках СНГ – это великолепная идея. Будет проведено огромное количество мероприятий», - подчеркнула главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Ирина Черных. - Но что год культуры даст обществам? Как повлияет на общий уровень культуры? Привлечет ли какие-то отдельные социальные слои к новым культурным императивам?»

Ответы на прозвучавшие вопросы на заседании экспертного клуба были найдены быстро. «Судя по заявленным мероприятиям, основной целью проведения года культуры является презентация национальных культур, приводящая к повышению уровня эрудиции граждан в сфере культуры и росту уровня эмпатии в отношении к соседним народам, - в свою очередь сказала главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Леся Каратаева. - Учитывая тот факт, что за 26 лет в странах СНГ выросло поколение граждан, плохо представляющих «чем дышат», как думают, чему радуются и чем обеспокоены люди, проживающие в соседних странах,

формирование эмпатии и симпатии друг к другу представляется важным направлением деятельности».

Конечно, есть и другая плоскость культурного взаимодействия, которая гораздо менее формализована и слабо поддается статистическому учету, говорит эксперт. Речь идет о транснациональном сетевом взаимодействии в рамках отдельных, если так можно выразиться, «малых» идентичностей.

«Примерами таких идентичностей могут быть молодежные субкультуры, религиозные общности, группы, объединенные, например, профессиональными интересами. Значимость такого взаимодействия сложно оценить, так как с одной стороны они в значительной мере укрепляют межстрановые связи, с другой - отражают идентификационные различия внутри стран. Но, тем не менее, культурный диалог важен на всех уровнях и, в первую очередь, на межгосударственном», - отметила Леся Каратаева.

Завершая дискуссию, Эдуард Полетаев сказал, что культурные связи – это то, что цементирует СНГ. И напомнил, что в этом направлении работают такие межгосударственные структуры, как Межпарламентская Ассамблея СНГ, Совет по культурному сотрудничеству, Совет по гуманитарному сотрудничеству, Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества. В том числе благодаря данным структурам в странах Евразии ряд культурных мероприятий проводится на постоянной, регулярной основе. А это способствует развитию длительных партнерских отношений.

Такие мероприятия, как конкурсы и фестивали, выставочные проекты, празднование памятных дат, связанных с жизнью и творчеством выдающихся представителей национальных культур, объединяют участников из разных государств и имеют большое значение для продвижения процессов интеграции. Атмосфера взаимопонимания и взаимоуважения помогает сблизить людей, совместно работать, реализовывать проекты, сохранять культурное наследие и приумножать его.

Аскар КАРАБАЛИН