ПО СТЕПНЫМ СЛЕДАМ ПРОСВЕТЛЕННОГО

15:23 19/03/2018

15
Вряд ли во время последней переписи населения многие наши соотечественники в графе «вероисповедание» указали, что они буддисты. Сейчас последователей этой мировой религии в нашей стране почти нет, а между тем были времена, когда буддизм оказывал довольно

Вряд ли во время последней переписи населения многие наши соотечественники в графе «вероисповедание» указали, что они буддисты. Сейчас последователей этой мировой религии в нашей стране почти нет, а между тем были времена, когда буддизм оказывал довольно большое влияние на жизнь Великой степи.

            Владетели тюркских государств раннего средневековья с удовольствием слушали заезжих монахов с бритыми головами, которые говорили о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранении его источников, об истинных путях к прекращению страдания. И предлагали срединный, или Восьмеричный, путь достижения Нирваны...

            За много столетий до этого такие же истины внушал своим ученикам в северо-восточной Индии принц Сиддхартха Гаутама, ставший Буддой, или Просветлённым.

                       

            Буддизм и тюрки

Тюрки начиная с VI в. испытывали сильное влияние буддизма. Знаменитый китайский монах, путешественник и посол Сюань-Цзян пишет в своих записках о путешествии в Западный край о благожелательном отношении к буддизму кагана западных тюрков. Тюркский каган не просто пригласил Сюань Цзяна в свою ставку, располагавшуюся на территории Южного Казахстана, но и очень долго не хотел его отпускать и вёл с ним длинные беседы, в том числе и на богословские темы.

 По мнению ряда исследователей, в первой половине VII в. некоторые правители западных тюрков стали буддистами или покровительствовали буддизму. Это было связано с переходом их к оседлости и городской жизни.

На юге Казахстана и в Семиречье буддизм имел достаточно широкое распространение. Об этом говорят в первую очередь находки буддийских сооружений. Памятники буддизма открыты на городищах Чуйской долины Ак-Бешиме, Красной речке, Новопокровском: храмы, монастыри, часовни, а также находки статуэток и стел с буддийскими персонажами и сценами.

Достаточно широко среди случайных находок представлен индийский импорт: бронзовые и серебряные с позолотой и инкрустацией драгоценными камнями статуэтки будд и бодхисаттв (буддийских святых), бронзовые бляшки и пластины, каменные рельефы в виде мелких поделок и стелы с сюжетами буддийской иконографии, составлявшие некогда иконостасы и реликварии буддийских храмов и монастырей.

Итак, с конца VI в. некоторые правители и знать из числа западных тюрок покровительствовали буддизму или сами принимали его. Тем не менее эта религия так и не смогла занять главенствующего положения в тюркской среде, хотя и просуществовала здесь до IХ в. Арабский географический трактат "Худуд ал-алам" сообщал, что в поселениях Семиречья совместно жили христиане, зороастрийцы, "сабии" (буддисты).

 

                                   По храмам и монастырям

В Северном Кыргызстане в Чуйской долине расположено Краснореченское городище, которое археологи соотносят с согдийским городом Навекат ("Новый город"), основанным богатым представителем согдийской земледельческой аристократии, по-видимому, Самаркандского Согда, не ранее VI века н. э. Его потомок известен по документам с горы Муг под именем Чир сын Вахзанака с княжеским согдийским титулом. В 737 году Навекат уже упоминается как ставка тюргешского кагана Сулука Чабыш-чора, прозванного арабами Абу Музахимом. Этому кагану в 723 году танский императорский двор Китая отдал в жёны принцессу Цзяохэ, дочь Ашина Хуйдао, занимавшего в это время престол Западно-тюркского каганата. Сулук породнился также с Восточно-тюркскими каганами и владетелями Тибета.

В 1961-1963 годах на городище были открыты два буддийских храма. Один из них был построен на остатках более раннего замка. По находкам монет его датировали VII веком. А существовал он до середины VIII века.

Первоначально храм состоял из квадратного 6х6 м святилища и обводного коридора вокруг него. В коридоре стояла статуя Будды. Возможно, что это ядро здания окружал ещё ряд построек.

Стены храма были расписаны и украшены лепным декором. Фигуры Будды делались из красной глины на камышовом и деревянном каркасе и красились в красный цвет. При этом статуя «усопшего Будды» достигала 12 метров.

Затем храм перестроили. Перед входом установили статуи бодхисаттв. К храму пристроили двор, обновили росписи стен в коридоре и святилище. Теперь их делали по слою ганча (жидкий гипс).

Археологи обнаружили в росписях изображения лотоса, человеческих ног, орнаментов одежды, языков пламени, ритуального сосуда.

Здесь же были найдены две позолоченные статуэтки Авалокитешвары, привезённые из Индии, и гранитная китайская стела. На ней изображены Будда на лотосе, бодхисаттвы, львы, охраняющие ступу. Стела относится к эпохе развитого Тан, была принесена в храм в ознаменование какого-либо памятного события в жизни буддийской общины Навеката (ныне хранится в музее Кыргызско-Российского славянского университета).

 

Со второй половины VII до середины IX в. сначала в Индии, а затем и в Китае начались великие гонения на буддизм. "Разве был предел числу бронзовых, железных и золотых будд в этой стране (Танском Китае)? И всё же в соответствии с императорским указом всё было разрушено и обращено в мусор" - заключает очевидец гонений на буддистов в 845 г.
По-видимому, в это же время пострадали и буддийские храмы в Навекате. Каменные стелы были разбиты, лики будд и бодхисаттв сбиты, надписи с их именами стёрты. Отдельные куски этих стел до сих пор находят в разных частях городища, а большие фрагменты использовались при запрудах городских арыков или как ступени в зданиях. Больше повезло мелкой бронзовой с позолотой и инкрустациями скульптуре, которая, очевидно, хранилась в частных домах как драгоценный металл и, возможно, пользовалась спросом у киданей, завоевавших страну в 1131 году.

Второе буддийское святилище на Краснореченском городище относится к последнему этапу существования буддийских общин в Семиречье. Археологи определили, что это был буддийский храм, существовавший в VIII-IX веках.

                       

            На стенах храма открыто изображение Будды с астрами. Живопись выполнена красной, синей, жёлтой и коричневой красками с обводками чёрным контуром.

                        Раскопки этого храма не завершены, и археологи полагают, что неподалёку располагается монастырский комплекс, жилые помещения которого не попали в зону археологических исследований.

            В пользу этого предположения говорят материалы с других буддийских памятников Чуйской долины, где в VII веке возникают буддийские храмы, а в следующем столетии рядом с ними появляются монастыри с укреплёнными стенами.

           

Всего в Чуйской долине археологи насчитывают семь буддийских архитектурных сооружений. Практически все они существовали до середины VIII века и были разрушены пришедшими сюда карлуками…

                                    

                                   Загадка Тамгалы-Таса

«Тамгалы-Тас» в переводе с казахского языка означает «камни со знаками», а в народе они больше известны как «писаные скалы». Здесь на чёрных, «загоревших» скалах сохранилось большое количество петроглифов, среди которых самое знаменитое изображение - это три буддистских божества. Под рисунками высечен священный текст на санскрите, датируемый историками XII веком: «Ом манэ падмэхум» («снежная жемчужина в цветке лотоса» или «Да будет благословен рожденный из лотоса»).

Урочище расположено у реки Или в 120 км к северу от города Алматы по дороге на Баканас. Оно привлекает множество туристов, в том числе и иностранных, ведь ландшафт долины реки Или очень живописен. Весной и осенью здесь можно увидеть скалолазов, покоряющих отвесные скалы.

Относительно происхождения изображений Будды есть ряд версий, по основной из них в X веке состоялся поход буддистских миссий в Семиречье. Когда они дошли до реки Или, произошло землетрясение, в результате которого на землю упал большой кусок скалы. Случившееся было расценено буддистами как знамение, что им необходимо вернуться домой в Индию. На отколовшемся куске скалы они высекли три изображения Будды. Рядом на прилегающих скалах высечены и другие его изображения.

Первые зарисовки этого места сделал ещё Чокан Валиханов в середине позапрошлого века.

В 1897 году этнограф Николай Пантусов, исследовавший местность, писал, что «киргизы (казахи), кочующие в этой местности, говорят только, что они из рассказов своих предков знают: начерченные изображения и надписи на камнях были сделаны калмыками ещё до прихода на эти места киргизов. Кочующие здесь киргизы прибыли сюда лет двадцать тому назад с рек Каратал и Коксу. Раньше их здесь жили дулаты, которые ушли в Верненский уезд. О Тамгалы-Тас киргизы имеют весьма недостаточные сведения. Местность Тамгалы-Тас получила своё название уже от киргизов и означает «камень со знаками».

Есть версия, что в урочище Тамгалы-Тас раньше находилась переправа Великого шёлкового пути через реку Или и стоял буддистский монастырь.

Другая легенда гласит, что надписи были оставлены калмыками на «тодорхой номын бичиг» («ясное литературное письмо»), которое было создано ойратским просветителем Заей Пандитой Огторгуйном (Космическое/небесное/море) в 1648 году и использовалось более трёх веков монголами-кочевниками, которые высекли образы Будды.

В настоящее время здесь часто собираются любители аномальных явлений, верящие в таинственную силу этого места.

Всего на Писаных скалах имелось 5 различных изображений: Будда Просветлённый, Будда Невозмутимый, Будда Четверорукий, Царь пространства и Бог врачевания. Царь пространства уже почти разрушен, а ведь в буддистской мифологии он является хранителем священного места.

Алексей Гончаров

Фото автора