Чудеса робототехники

21:17 22/03/2018

51
Шанс социализации для детей с особыми потребностями

Новые технологии уже не просто находятся где-то в поле зрения, они сумели занять прочные позиции в нашей повседневной жизни. Новинки прогресса помогают в быту, облегчают коммуникации, позволяют в том числе детям с особыми потребностями найти своё место в жизни, а не остаться на её задворках. О том, как робототехника может изменить жизнь глухих детей, нам рассказала Тамара Стрельникова, независимый эксперт по программно-методическому сопровождению STEMEС-проектов (Science - наука, Technology - технологии, Engineering - инженерия, Mathematics - математика, Education - образование, Creativity - творчество), представитель реабилитационного направления республиканской федерации «КазРоботикс».

- Расскажите, как всё зарождалось и как сейчас обстоят дела с робототехникой в Казахстане?

- Тема образовательной робототехники – тренд. Уже не далеко время, когда всё общество будет взаимодействовать с роботами и автоматизированными системами на «ты». Ещё большее количество процессов со временем будет автоматизировано и перестанет нуждаться в участии людей, мы уже становимся свидетелями исчезновения некоторых профессий, их заменяют компьютеры, электроника.

Что же касается развития образовательной робототехники, то более 10 лет назад это направление начало активно развиваться в России – появились кружки, находились энтузиасты, и сейчас у соседей успешно работают целые технологические детские парки Кванториумы. В Казахстан этот процесс пришёл позже. В некоторых регионах остались дома технического творчества, кружки радиолюбителей, которые начали превращаться в кружки робототехники благодаря педагогам-энтузиастам. Не у всех были конструкторы и крутились как могли – разбирали нерабочую технику, находили в интернете различные видео и мастерили поделки. В Алматы же постепенно формировалась среда из числа родителей, объединявшихся в соцсетях. В Алматы «тусовка» увлечённых предков увлечениями детей вылилась в проведение первого робо-шоу в рамках международной интернет-выставки «Интернет Авеню» в 2014 году, а затем в первые пробные соревнования. Тогда в Алматы существовал благодаря поддержке программ посольства США единственный бесплатный кружок в библиотеке им. Бегалина. И там уже начали заниматься дети, формировались и готовились команды, позже стал появляться коммерческий рынок. Также и управление образования включилось в процесс.

В 2015 году силами энтузиастов-педагогов и заинтересованных активистов-родителей со всего Казахстана было создано республиканское общественное объединение Федерация спортивной и образовательной робототехники «КазРоботикс».

Сегодня уже есть небольшая государственная поддержка, в том числе и в обеспечении школьных кружков робототехники конструкторами и планы по внедрению в среднее образование этого предмета. Проводится достаточно много соревнований, в том числе и федерацией. Сейчас среда ещё находится в процессе формирования – обсуждаются методики и выявляются наиболее удобные для обучения наборы оборудования и конструкторы.

- Как вы сами влились в это движение?

- Всё началось с того, что лет 5 назад старший сын заинтересовался роботами, было ему 6 лет. С тех пор мы собрали целую домашнюю робото-коллекцию. На протяжении этих пяти лет его увлечения меня не оставляла мысль, что программирование, электроника, инженерное мышление – то самое, что может помочь социализации моих младших мальчишек, которые имеют нарушение слуха. Для этих детей новые технологии и современные телефоны, программирование, роботы и прочая техника – способ преодоления коммуникационного барьера и возможность дальнейшей профессиональной реализации.

И мы ждали… Ждали ощущения, что среда увлечений роботами прошла период становления. А сегодня можно с уверенностью сказать, что пришло то самое время, когда ребят с особыми потребностями можно включать в существующий образовательный процесс в инклюзивные программы робототехники. В связи с чем в конце 2017 года Федерация «Казроботикс» сформировала новое направление деятельности – реабилитационная образовательная робототехника. Представителем этого направления я и выступаю в настоящее время.

Идея создания Клуба увлечений современными инженерными технологиями и робототехникой в интернате № 1 г. Алматы для неслышащих детей пришла в интернат вместе с моим средним сыном. И её поддержала директор учреждения А. А.  Днишева, а после и Управление образования г. Алматы и РУМЦДО МОН РК. Так был инициирован пилотный проект КУСИТиР и подписан меморандум между КГУ Специальная школа-интернат для детей с нарушением слуха (неслышащих) № 1 г. Алматы и Республиканским общественным объединением «Казроботикс». А я в качестве волонтёра-педагога начала работу над учебным планом и программой.

От общих понятий – робот, робототехника - мы углубляемся в дебри электроники, механики и мехатроники и программирования. Именно эти три темы, связываясь в межпредметный узелок, учат инженерному мышлению будущих роботостроителей.

В системе среднего образования набирает популярность тема инклюзии, когда в группу обычных детей включают несколько ребят с особыми потребностями для обучения и социализации, но пока нерешённых вопросов очень много. Практика же показывает, что именно дополнительное образование - наиболее приемлемая среда для инклюзивных групп, потому что дети во время нахождения в школе на уроках сконцентрированы больше не на получении знаний, а на личных коммуникациях. В процессе общения выявляются особенности и отличия. Кружки, секции – это увлечения, где ребята заняты своим делом, а порой делают что-то командой и сконцентрированы на процессе творчества, а не на личностных отличиях, и имеют одну общую цель, готовы прийти на помощь. Но не всё так просто – не все дети, педагоги и родители готовы к инклюзии.

- Расскажите немного подробнее о клубе…

- Создание клуба в виде интегрированной группы в стенах интерната обосновано тем, что эти дети, как правило, привязаны к месту нахождения на обучении, и родители забирают их часто только на выходные. Основная жизнь деток зачастую проходит в стенах школы, где они учатся, чем-то увлекаются, общаются и т. д. Многие коммерческие кружки готовы брать детей с особыми потребностями в обычные группы в инклюзивной форме, но родителям сложно приезжать и отвозить детей – некоторые работают в Каскелене, Талгаре, да и среди рабочего дня мало кто из работодателей будет охотно отпускать работников. Такая форма очень удачна для ребят с особыми потребностями, обучающихся на дому.

Мы начали с создания двух интегрированных групп, в которых занимаются ученики 5-8-х классов интерната. Провели внутренний отбор по различным критериям и тестирование, узнав желания детей. Мы очень благодарны пока единственной компании, поддержавшей проект, - «Ак Центр Микросистемс», подарившей интернату 4 базовых конструктора. И сейчас мы буквально на чемоданах с двумя командами ребят. Уже готовы к выезду в Караганду на Международный фестиваль Роболенд, проводящийся четвёртый год в Казахстане. Поездку помогла организовать федерация «Казроботикс» также с привлечённых спонсорских средств.

Понимая необходимость в оборудовании, провели кампанию по сбору средств на краундфандинговой площадке для приобретения техники – удалось собрать примерно 600 тысяч тенге. После уплаты процентов краундфандинговой площадке и оплаты налогов останется порядка 400 тысяч, закроем юридические вопросы и закажем 10 комплектов микропроцессорных одноплатных компьютеров – они намного дешевле, но выполняют все необходимые функции. Кроме того, мы принимаем от людей нерабочую бытовую технику, с одной компанией заключили соглашение, будем и у них нерабочую технику иногда брать. Нам это нужно для того, чтобы дети могли взять в руки отвёртки и «поковырять» технику без боязни сломать. Они же не знают, как вся техника устроена внутри, и это детям жутко интересно. Что не сломают, будем учиться паяльниками выпаивать детали, параллельно будем изучать схематехнику, комплектующие. То, что удастся починить, планируем оставлять необходимое в классе или раздавать тем, кому нужно. Со временем в интернате соберётся хорошая база радиодеталей. По этому же принципу в советские времена работала станция радиолюбителей. Важно ещё понимать, что для полноценных занятий необходимо большое количество различных комплектующих, а все их покупать - достаточно дорого. Наш проект имеет множество как краткосрочных целей и задач, так и дальних планов развития.

Сейчас мы чуть выше нулевой точки отсчёта в развитии клуба. Занимаемся подбором удобного оборудования, выстраиванием методической базы преподавания с учётом физиологических и других особенностей и потребностей наших ребят. Позже планируем подключать учеников начальной среднеобразовательной группы. А также в планах рассматривать клуб в стенах интерната в качестве инклюзивной площадки. Но по принципу «наоборот», открыв двери обычным ребятам, для реализации совместных инженерных проектов с нашими учениками.

- С самим процессом обучения с особыми ребятами, наверное, возникают дополнительные сложности?

- Если сравнивать обычных детей с детьми с нарушением слуха, то, казалось бы, это не слишком тяжёлая в обучении группа по сравнению с ребятами с ментальными нарушениями или аутизмом, хотя среди наших ребят многие имеют сопутствующие диагнозы, но также очень интересуются, приходят и конструируют.

Есть отличия в методике, которая в большей степени должна быть основана на визуальных материалах. Сурдоперевод усложняет процесс восприятия и увеличивает время передачи знаний. В идеале тренер (или назовём его педагогом) должен владеть языком жестов, но таких кадров у нас нет – самих педагогов по робототехнике крайне мало.

При институтах и колледжах есть неслышащие ребята, обучающиеся по IT-профилю, мы попробуем их в такие учреждения направлять, чтобы они, допустим, не администрированием занимались, а обучали детей. Причём у детей с нарушением слуха и общий словарный запас, и уровень знаний значительно ниже, чем у обычных сверстников. В своей речи неслышащие дети стараются избегать глаголов и оперируют преимущественно существительными – им так удобнее. Большая проблема – нет кадров. Именно поэтому данный проект мы рассматриваем ещё и как площадку для тренингов и мастер-классов по обучению тренеров-педагогов.

Анна ШАПОВАЛОВА