Связанные одной степью

21:21 22/03/2018

33
2018 год решением Совета глав государств СНГ объявлен Годом культуры.

Наурыз, как общий праздник для многих стран Евразии, напомнил об их культурной общности. И это касается не только азиатских государств. Напомним, что до прихода христианства и славяне отмечали Масленицу в день весеннего солнцестояния. В современных международных отношениях вопросы построения культурных контактов приобретают особое значение. 2018 год решением Совета глав государств СНГ объявлен Годом культуры.

Культура, как и спорт, является приложением политики. Здесь действуют те же принципы: «разделяй и властвуй» и «объединяй и взаимодействуй». Казахстану важно, участвуя в процессах интеграции, сохранить свою идентичность. Вместе с таким понятием, как «колыбель кочевой цивилизации», все чаще используется термин «современные номады». Стране необходимо позиционировать себя как пространство, где произошли важные вехи в истории человечества – это место приручения лошадей, сердце Шёлкового пути, главная космическая гавань планеты. К сожалению, Казахстан упустил инициативу в проведении Всемирных игр кочевников. Хотя у Тюркского совета была идея проводить ротацию места проведения этих игр. Кроме тюркских стран их могла бы принимать и Россия, например в Астрахани. Но Кыргызстан крепко ухватился за этот проект и не намерен им делиться.

Сердце Шёлкового пути – так называется южный туристический кластер Казахстана, но это определение выходит за пределы сферы туризма. Не случайно в нашей стране проходят форумы мировых религий, переговоры между враждующими странами. Наша страна позволяет миру «аукаться» через степь. В этом есть особая миссия, которую мы переняли из древности, когда центр Шёлкового пути был своеобразной точкой сборки разрозненного мира.

Все страны СНГ ощущают влияние советского культурного наследия. Хотя отношение к нему неоднозначное. Тем не менее есть три культурных проекта из багажа прошлого, которые прижились сегодня. Это КВН, в котором команда из Казахстана – действующий чемпион. Причём существует версия этой игры на казахском языке. Второе - это «Авторская песня», важнейшими центрами которой в нашей стране являются Астана, Алматы, Шымкент, Актобе и Усть-Каменогорск, хотя алматинцам явно не хватает единства. Главный казахстанский фестиваль авторской песни проходит в Астане, и в этом есть заслуга столичного акимата, который активно поддерживает его. Кстати, ансамбль «Фламинго» из этого города стал лауреатом Грушинского фестиваля в 2017 году.

И третий значимый проект – это игра «Что? Где? Когда?». В Алматы уже проходил Евразийский кубок, а в Астане - чемпионат мира. Это командное состязание интеллектуалов по своей популярности заметно превосходит индивидуалистические западные форматы. Не стоит забывать, что Дед Мороз и Снегурочка – это тоже советские коды, которые воспринимаются всеми как родные.

Провалом последних лет в культурной политике можно назвать снос кинотеатров в Алматы. В прошлом году снесли «Байконур», до этого «Алатау». «Целинный» потерял функции кинотеатра. Удивляет, что на местах снесённых кинотеатров строят заведения фаст-фуда, в то время когда в некоторых странах их запрещают из-за ущерба для здоровья. Причём в Алматы до сих пор нет ни одного кинотеатра, где показывали бы только отечественное кино или только кино на казахском языке. Надо учиться у французов тому, как поддерживать отечественное кино.

Из объединяющих культурных проектов, которые мог бы развивать Казахстан, можно назвать фестиваль Виктора Цоя в Алматы. В этом городе Виктор снялся в своём главном фильме – «Игле» Рашида Нугманова, здесь он написал песню «Звезда по имени Солнце». Надо отдать должное акимату Алматы – в прошлом году на улице Тулебаева, где снимался финал, уже появились фразы из культового кино. Есть даже проект памятника Виктору Цою.

Ещё одно имя, которое могло бы объединить многих, – это Владимир Высоцкий. В Алма-Ате снималась часть фильма «Штрафной удар», Высоцкий в то время жил на Чимбулаке. Этот список можно продолжать – Эйзенштейн и «Иван Грозный», Ильф и Петров и «Золотой телёнок». Если в Лондоне существует Музей Шерлока Холмса, то почему бы и Казахстану не использовать литературное и кинематографическое наследие для привлечения туристов и культурных проектов?

Теме диалога культур на евразийском пространстве было посвящено недавнее заседание экспертного клуба «Мир Евразии». Вот несколько мнений участников обсуждения.

Эдуард Полетаев, политолог, руководитель ОФ «Мир Евразии»:

- С распадом СССР культурное пространство претерпело множество изменений. При этом они проходили не так быстро, как реформы в политике и экономике. С одной стороны, наступила коммерциализация, упрочила своё влияние массовая культура, но с другой стороны - резкое сокращение финансирования культурных проектов в странах СНГ позволило им в определённой степени «законсервироваться» до лучших времён.

В последнее время на постсоветском пространстве видна тенденция к созданию новой системы культурного взаимодействия, восстановлению и дальнейшему развитию исторически сложившегося пространства культурных ценностей.

Гульмира Илеуова, президент ОФ «Центр социальных и политических исследований «Стратегия»:

- Чаще всего под словом «культурный» понимается «образованный». Такая подмена произошла. На фокус-группах молодёжь говорит: если мы не читаем книги в бумажном варианте, то это не значит, что мы вообще не читаем. Это столкновение способов потребления информации может выглядеть как противоречие в восприятии «что такое быть культурным человеком».

У нас было исследование о том, что должно определять статус человека в обществе и что его сейчас определяет. Получились прямо противоположные графики. Владение материальными и другими ценностями, социальный статус определяют положение человека сейчас. А если мы спрашиваем, что должно определять, то процент снижается. При этом 38% респондентов говорят, что уровень общей культуры должен определять статус человека в обществе, и только 8% считают, что сегодня он их определяет.

 

ПОЛОЖЕНИЕ И СТАТУС В ОБЩЕСТВЕ: ИДЕАЛЬНОЕ И РЕАЛЬНОЕ

СОСТОЯНИЕ; июнь 2017 года

 

 
 

 

Что касается интеграционного потенциала культуры, то мы задавали вопрос: как вам кажется, из каких стран в нашу страну надо больше приглашать артистов, писателей, художников, закупать и переводить книги, кино, музыкальную, другую продукцию? И вот по итогам 2017 года мы констатируем интерес к культурным продуктам стран СНГ на уровне 68%, прежде всего к России, есть также рост интереса к странам ЕС, в основном к Франции, имеется рост интереса также к культурным продуктам Турции.

 

Владимир Павленко, PR-консультант, Казахстанская коммуникативная ассоциация:

- В рамках Года культуры в СНГ 10 мероприятий запланированы в Молдове, 6 в Азербайджане, 15 в Армении. А мы знаем, что ситуация в этих странах непростая. Поэтому особое значение имеют для них следующие цели и задачи Года культуры в СНГ, прописанные в плане: «Создание условий для распространения общих гуманистических ценностей народов государств – участников СНГ (в том числе толерантности, дружбы и добрососедства, культуры мира, межнационального и межконфессионального согласия), уважения к культуре, языкам и традициям других народов».

Культурной столицей СНГ в 2018 году выбран армянский город Горис. В 2019-м - Брест (Беларусь), а в 2020-м - Шымкент (Казахстан). Программа предполагает концентрацию творческих коллективов всей страны в культурной столице и большое количество «гостевых» и совместных проектов с представителями других стран СНГ. Кроме того, в городах, ставших в разные годы культурными столицами, эта программа - один из инструментов развития и продвижения территории.

Внутри Казахстана в 2018 году запускаются сразу два проекта: «Театральная лаборатория» и «Литературный пояс», которые, по замыслу организаторов, объединят представителей театральных коллективов и одарённых авторов из всех регионов страны, будут способствовать росту их творческого потенциала и придадут мощный импульс развитию современного казахстанского театра и литературы.

Болат Султанов, директор Института международного и регионального сотрудничества при Казахстанско-Немецком университете:

- Эпоха социализма вызывает ностальгию, потому что имелось бесплатное медицинское обслуживание, образование, а безработицы не было. Чтобы не допустить объединения наёмных работников против работодателей, возникают попытки разделить людей в республиках СНГ по национальному признаку.

У казахов в давние времена было правило: правитель имел право отрубить голову подданному, но не имел права лишить его языка. Другой пример: у нас есть старики, но нет аксакалов. Потому что аксакалы всегда могли возразить правителю, если были с ним не согласны. И правители, как правило, прислушивались к их мнению.

Где грань между национальной гордостью и национальным чванством? Любой человек имеет право гордиться своим языком и культурой, это нормальное явление. Но когда он начинает говорить, что его язык и культура лучше других – это именно чванство.

Многие наши соотечественники пострадали после революции от различных экспериментов и перегибов. В современных условиях, когда имеется стремление расколоть общество, конечно, выгодно говорить, что их этнос пострадал больше других. Это мы видим в Украине, это мы слышим и у нас. Но данные преступления носили не этнический характер, это было следствием внутриполитической борьбы.

Поэтому нам нужно сосредоточить внимание на культуре диалога. До сих пор не потеряло своего значения выражение Вольтера: «Я категорически не согласен с вашим мнением, но я готов отдать жизнь, чтобы вы имели возможность высказать его».

 

Олег БЕЛОВ