Испытание праздником

23:17 27/03/2018

148
Второй день Наурыза, 22 марта, стал, пожалуй, самым лучшим днём в истории новых пешеходных улиц Алматы. Напомним, что в прошлом году городской акимат создал пешеходную зону на улице Панфилова и реконструировал улицу Жибек жолы.

Второй день Наурыза, 22 марта, стал, пожалуй, самым лучшим днём в истории новых пешеходных улиц Алматы. Напомним, что в прошлом году городской акимат создал пешеходную зону на улице Панфилова и реконструировал улицу Жибек жолы. Во время праздника бросались в глаза чересчур обрезанные деревья, огромные очереди за мороженым, чувствовалась теснота на улице Панфилова. Но в целом это не повлияло на праздничное настроение. Можно сказать, что пешеходные улицы выдержали экзамен, встретив горожан национальными угощениями, сувенирными лавками, казахскими, русскими, татарскими, кавказскими танцами, выступлениями уличных музыкантов и масштабными шоу-программами. Отсутствие алкоголя в продаже положительно отразилось на празднике и создало здоровую атмосферу.

Лучше всего ауру уличного пространства чувствуют артисты, которые там выступают. Мы попросили поделиться своими впечатлениями актёра, режиссёра и педагога Сергея Червякова. Он является одним из основателей отечественной школы пантомимы, инициатором уличных представлений и последователем жанра живой скульптуры, благодаря чему стал одним из символов Алматы.

 

- Открытая в прошлом году осенью пешеходная зона на Панфилова во время Наурыза по-настоящему была испытана в экстремальных условиях, - рассказал Сергей. - Выяснилось, что это замечательное место для прогулок, и теперь здесь собирается весь город. Летом местные кафе соберут немалую прибыль. Но таких кафе всего два, остальные – это выездной фаст-фуд, быстрая еда на колёсах. Эти автоприцепы могут за полчаса доехать куда угодно. Но они не имеют никакого отношения к архитектуре улицы. Ведь пешеходная зона – это не только брусчатка и лавочки в одну линию. Это не трасса для попадания из точки А в точку Б. Здесь должно быть удобно всё – и торговать сувенирами, едой, и слушать уличных музыкантов. На Наурыз построили много мини-площадок для концертных выступлений профессиональных и любительских коллективов. Здорово! Вот только смотреть эти выступления не совсем удобно – площадки занимают часть и без того неширокой пешеходной части, заставляя проходящих мимо буквально протискиваться через толпу зрителей.

На Арбате во время праздника прямо на земле сидела большая группа красивых женщин в национальных костюмах, которые занимались коллективным творчеством – они шили гигантский ковёр! Сидели они в самом центре улицы, в ряд, смотрели в одну сторону. И подойти к ним хотелось, конечно, с лица… И половина улицы за их спинами была пустой! То есть большинство людей двигались по половинке улицы. А сидели женщины в центре Арбата потому, что с краю это невозможно. Плюсы и минусы чередуются.

Напротив академии им. Жургенова появилась прекрасная площадка для концертов и дискотек. Как же она к месту! Но представить на ней человека с гитарой или скрипичный квартет невозможно. Вы скажете: „А зачем это надо? Когда это у нас квартеты на улицах концерты давали?“ А может, потому и не дают, что негде?
Нет, просто на лавочке расположиться, конечно, можно. На любой. Но не любая лавочка будет притягивать зрителя, вы уж мне поверьте! Так почему бы при проектировании пешеходных зон не озаботиться этим вопросом?

 

Уличные заводи

Я считаю, что улицы подобны рекам. Есть полноводные трудяги, коммерческие магистрали. В них главное - фарватер, скорость течения. А есть тихие речушки, неспешно пробирающиеся меж берегов. С заводями и омутами, в которых вода у берега даже течёт в противоположном направлении. В таких заводях и сосредоточена вся жизнь тихой реки! Здесь больше всего рыбы, именно здесь по берегам ставят палатки туристы. Встречая гостя дома, вы ведёте его в гостиную или на кухню, а не остаётесь в коридоре, даже если он очень просторный, светлый и в нём стоят стулья…

Стоит посмотреть на проектирование с этой точки зрения, и вы ахнете от открывающихся перспектив! И лучшими консультантами могут выступить театральные художники и режиссёры. Они уже многие десятилетия тренируются на театральных и съёмочных площадках, да их же этому специально обучают. Почему не воспользоваться этим опытом в масштабах городского проектирования? И не надо меня обвинять в отнимании хлеба у градостроителей! Как раз наоборот – я пытаюсь сделать бутерброд с маслом.

А возвращаясь к улице-реке, хочу указать на удачный пример с обновлённого Арбата: на пересечении улиц Жибек жолы и Байсеитовой, между ЦУМом и универмагом Юбилейный (ниже парковки), всегда находились непонятные рекламные конструкции. Я на эту точку несколько лет смотрел с вожделением, воображая, что тут может появиться игровая театральная площадка. И вот дождался! Непонятные архитектурные формы убрали, брусчатку выровняли… И появилась та самая заводь на реке Арбат, которую тут же заняла огромная юрта. Сразу начались движения вокруг неё - с пением и театрализацией. При том, что буквально в пятидесяти метрах расположилась уже ставшая традиционной Сцена-на-Ступенях - со своей программой, опять же традиционно классического репертуара. И они не мешали друг другу.
 В общем, я за заводи, затоны, заливы, забегаловки и прочие загогулины! И мини-площади–пруды, где берега слегка расступаются.

 

Я за то, чтобы не бежать по пешеходной улице, а путеШествовать по ней!
Кафе и рестораны, магазины и сувенирные лавки - только часть этой программы путешествий. Другой частью должны стать представления артистов всех жанров: музыкантов, жонглёров, мимов, клоунов… Так всегда было, так всегда будет, если только этому не мешать.

 

Олег БЕЛОВ

Фото автора