А воз и ныне там

12:37 11/04/2018

28
Как нам усмирить КСК За прошедший год алматинцы направили акиму города Бауыржану Байбеку более 3 тысяч жалоб на работу КСК. Эти цифры говорят о том, что КСК не могут или не хотят в полной мере качественно предоставлять услуги населению.

Владельцы квартир сами выбирают КСК, который должен отвечать за «погоду в доме». Вот только на деле отвечать его работники не очень-то спешат. После жалоб горожан были проверены 264 КСК, обслуживающих 40 процентов жилого фонда. 90% жалоб подтвердились. После проведённой работы к административной ответственности привлечены 104 КСК, ещё 221 получили предписания об устранении нарушений. По итогам проверок жители более 60 домов самостоятельно сменили недобросовестные КСК, а в пяти переизбрали председателей.

 

Вообще, в Алматы жилищный фонд составляет 8175 домов, из них 3500 построены до 1970 года, 2700 домов возвели до 1990 года. Данные строения требуют капитального ремонта. Всего в Алматы зарегистрировано 824 КСК. Так много КСК, как в Алматы, нет нигде в стране. Город в этом плане уникален. Например, в Астане большую долю рынка занимают управляющие компании, потому что там новое, первичное жильё. В Алматы же больше 80% жилья – это «вторичка». И её необходимо обслуживать.

Во время ежегодной встречи с горожанами аким отметил, что работа КСК касается каждого, поэтому она должна быть прозрачной. В Алматы внедрён пилотный проект «Электронный сервис для жильцов». В нём участвуют почти 300 КСК с охватом более 2 тысяч домов и 5 тысяч собственников квартир.

«В электронном виде формируются планы работ, бюджеты и отчёты об их исполнении. Принимаются онлайн-заявки, жильцы оценивают качество работы КСК. До конца года функционал планируется расширить. Жители будут получать уведомления о ремонтных работах, проверках и их результатах. КСК сможет вести базы по должникам, проводить общие собрания. Это яркий пример цифровизации местного самоуправления, облегчающий решение ежедневных вопросов», - отметил градоначальник.

Но это уже не первый проект, призванный выйти КСК к людям. В 2016 году появился сервис «TopКSК», позже - сервисы «E-Home», «Open City». В Астане несколько лет ведётся разработка интеллектуальной системы «Е-шанырак».

Только пока это больше похоже на «светлое будущее». Сейчас же ситуация иная – собрания по важным вопросам «касающимся каждого» проводятся преимущественно в будние дни, когда большинство жильцов находятся на работе. Да, формально КСК отчитывается о своей работе и выносит на повестку дня вопросы, только большая часть жильцов узнают о новостях постфактум.

 

На что жалуетесь?

 

Жалуются люди в основном на плохо скоординированную работу КСК и коммунальных служб, несвоевременное информирование по отключению водоснабжения, бедственное положение детских площадок, грязные подъезды, протекающие крыши и низкий уровень сервиса, который предоставляют сантехники, электрики и плотники КСК.

 

«У нас побежал полотенцесушитель в ванной комнате. Позвонила в КСК – трубку сняли, но далеко не с первого раза. Описала проблему. Сказали: «Ждите, отправим сантехника». Отправили, только мастер пришёл через несколько часов. Всё это время мы бегали с тазиками, чтобы не залило соседей. Мастер посмотрел, сказал, что нужно заваривать трубу, но у него с собой нет необходимого инструмента. Сходил в подвал, перекрыл воду, сказал, что скоро вернётся. Вернулся, но не скоро. Кое-как заварил дырку, теперь на трубе неровный шов, опаленный кафель, но хоть вода не бежит. Позвонила в КСК, спросила, почему так долго пришлось ждать мастера и почему он так некачественно выполнил работу. Услышала в ответ: «А что вы хотели? Думаете, вы одни тут живёте?» - рассказывает жительница 11-го микрорайона.

 

И правда, если в микрорайоне живёт не 1 человек и даже не одна тысяча людей, почему они вынуждены за свои же деньги, которые они исправно платят, получать такой низкий уровень сервиса? Может быть, КСК и правда, не справляются с объёмом работ? Или им не по карману держать штат хороших специалистов, и есть только 1 «мастер на все руки», который физически не может справиться со всеми проблемами?

 

Вот ещё красноречивые обращения на сайт акима.

 

«Прошу вас рассмотреть обращение жильца дома на работу КСК "Лана", а именно - отказываются принимать заявление, регистрировать и заверять печатью, некачественное выполнение сантехработ при обращении, грубое отношение и рукоприкладство, отказываются выполнять прямые функциональные обязанности, швыряют документы, отсутствуют в КСК «Лана» бланки, акты, отсутствует печать для регистрации, председатель КСК игнорирует жильца дома на моё обращение оформить акт и подписать».

 

«Дом № 25, мкр. «Орбита-4». Есть огромные претензии по работе КСК, конкретно - не устанавливается общедомовой счётчик по отоплению, вследствие чего вынуждены платить за отопление по завышенным тарифам, электропроводка и водопроводная система в отвратительном состоянии, температура в квартире ниже нормы, аварийные службы не справляются с постоянными заявками по электросетям и водопроводу. В данный момент уже два дня отключена горячая вода по причине того, что из крана текла только горячая вода, даже в тот момент, когда включаешь холодную. В КСК крайне сложно дозвониться, просто не берут трубку».

 

«Уже 2 недели не могу дождаться, когда же Упр. домами 4 и аварийная служба разберутся со стояком (холодный змеевик по всем этажам). Аварийная заявляет, что ремонт платный. КСК молчит. Заплатили бы, быстро прибежали бы. Мы только за воздух ещё не платим. Со стороны аварийной службы это самое настоящее вымогательство. За что мы платим налоги, собираем на капремонт… За что ещё должны платить? КСК даже не в состоянии позвонить и объяснить, в чём дело. А об аварийной говорить нечего, только ходят толпами, создают видимость работы. До каких пор это будем терпеть!»

 

И правда, до каких пор людям придётся терпеть произвол? Наверное, до тех пор, пока некоторые КСК будут продолжать обслуживать одновременно огромное количество домов. Например, у некоторых КСК по 70 домов, в которых 3000 квартир. О каких общих собраниях и качестве услуг может идти речь?

 

Огласите, пожалуйста, весь список…

В обязанности КСК входит работа по текущему ремонту и обслуживанию сетей отопления, водопроводов, канализации, электротехнических сетей. В «текущий ремонт» включается починка текущей крыши, ремонт в подъезде - замена разбитых стёкол, дверей, перил. Раз в пять лет должны в подъездах оштукатурить и покрасить стены, потолки, лестницы. Также по заявкам жильцов заделываются трещины в стенах и выбоины. Важно, что полная замена крыши в текущий ремонт не включается, только ремонт и устранение течи.

Много жалоб от жильцов поступает по отоплению. КСК должны проводить ремонт, осенью включать и весной отключать тепло. Кроме того, в весенне-летний период проверять состояние системы, регулировать её, устранять неисправности: проводить очистку арматуры и грязевиков от накипи, устранять течи, закреплять участки и опоры под расшатавшимися трубопроводами. По необходимости КСК делает теплоизоляцию трубопроводов и их гидравлическую промывку.

В отношении систем водоснабжения служба КСК обязана 2 раза в месяц проверить тепловые пункты и замерить температуру и давление.

В отношении канализации КСК должен: прочистить её в подвале, устранить течь, везде, где она есть на резьбе, набить на вентили сальники и заварить все отверстия. Также при необходимости из подвала откачивается вода, заменяются участки водоснабжения в перекрытии. КСК также должны вызвать службы дезинфекции, дезинсекции, дератизации подвала.

В компетенции КСК находится и обслуживание электропроводок общего назначения: заменяют сгоревшие предохранители в главном щите;

следят за наличием освещения в подъездах - при этом лампочки заменяются только на первом этаже и крыльце (если она там есть); по заявкам вызывают аварийно-диспетчерские службы; восстанавливаются обгоревшие провода фазы-нуль в главном щите и в этажных щитах; подают напряжение и заменяют выключатели дежурного света.

КСК убирает придомовую территорию, вывозит снег, убирает лёд с дорожек, сыпет песок, убирает мусор и листья с крыши, монтирует и обслуживает водостоки.

Важно помнить, что именно жильцы должны выбирать КСК, а после контролировать качество выполнения услуг. Если же этого согласия достичь не удаётся – менять председателя КСК.

 

Анна ШАПОВАЛОВА