ЭТИ СВОДЫ МНОГОЕ ПОМНЯТ

12:49 11/04/2018

68
Кто жил на юге Казахстана десятки тысяч лет назад

    Это очень красивое место. Небольшой скальный выход. Водопад, укрытый деревьями, и большой грот с закопчённым потолком, в котором некогда жили первобытные люди. Было это 7 тысяч лет назад, и стоянка просуществовала не менее 1 тысячи лет. Это трудно представить: тысячу лет поколение за поколением сменяли друг друга люди в этой пещере. Сколько легенд и сказаний, которых мы никогда не узнаем, передали они друг другу… От наших безвестных предков осталась только копоть на потолке.

    Известный казахстанский археолог Хасан Алпысбаев открыл пещерную стоянку Караунгур в 1959 году. После этого она была детально обследована. Культурные слои, оставшиеся от наших предков, достигали 5 метров в толщину. Археологи нашли здесь массу каменных орудий первобытного человека. А также кости многих представителей фауны наших мест: кулана, медведя, оленя, джейрана, косули, волка, кеклика, фазана. Кроме того, жители пещеры собирали и употребляли в пищу черепах. Здесь же имелись кости домашнего быка и собаки. Судя по всему, благодатные предгорья Каратау тогда просто изобиловали дичью.

    Мы всего в 43 км к северо-востоку от Шымкента. Сама пещера находится на высоте 7 м от русла одноимённого ручья. Она впечатляет своими размерами: ширина входа 20-25 метров, высота до 16 метров. Здесь два зала: передний, длиной 20 м, и дальний - 9 м, между которыми недлинный, но узкий лаз. Сейчас уже ничто не напоминает о том, что в конце 50-х годов в пещере проводились масштабные археологические раскопки. Нет и таблички, которая указывала бы на статус археологического памятника, причём памятника настолько значимого, что он вошёл даже в школьные учебники СССР. Зато по массе навоза можно судить, что пещера, которая могла бы стать прекрасным туристическим объектом, активно используется чабанами. Правда, надписи типа «Здесь был Баха» на стенах пещеры говорят о том, что какие-то «туристы» здесь всё-таки бывают.

                                                                                         Не мясом единым

    Вопреки расхожим представлениям о том, что наши пещерные предки только и делали, что охотились для того, чтобы поесть, а потом отдыхали до новой охоты, они жили достаточно насыщенной духовной жизнью. И именно там, в пещерах, появились начатки того богатого духовного мира, который создало в конечном итоге человечество.

    Хасан Алпысбаев обследовал не только Караунгур. Тогда же, в конце 50-х годов прошлого века, он открыл и более древнюю верхнепалеолитическую стоянку в пещере Ушбас, тоже в горах Каратау, но на сто километров севернее от Караунгура. Здесь были обнаружены помимо кремневых орудий труда и кости бизона, носорога, ископаемой сайги, лисицы корсака. И здесь же на скальном полу пещеры около кострища учёным попалось необычное изделие из алевролита – окаменевшего ила.

    Это отщеп, длиной 8,5 см, толщиной 0,5-0,7 см, на одной из граней которого нанесено 10 отметок (нарезок). Такие изделия с ритмическими насечками, которым может быть от 35 до 8 тысяч лет, и раньше находили в верхнепалеолитических поселениях, и находка из Ушбаса имела то же назначение - использовалась для счётных операций, то есть не являлась орудием труда. С помощью таких счётных палочек наши древние предки постигали азы арифметики.
Считали древние южноказахстанцы активно. В пещере Караунгур тоже найдена своя счётная палочка, только сделана она была из кости. Это иглообразный стержень с 15 горизонтальными чёрточками.

    Находки в пещерах Ушбас и Караунгур неопровержимо доказывают, что древние насельники Южного Казахстана умели считать уже в эпоху верхнего палеолита, а приобретённые ими навыки числовых операций передавались из поколения в поколение, со временем всё более совершенствуясь и усложняясь.

                                                                                 Созидание и приручение

    Неолит означает новокаменный век. Это чрезвычайно важная эпоха в истории человечества. Именно в неолите наши предки начали не только брать то, что давала им природа, но и создавать то, что природа дать не могла. Неолит - время расцвета каменной индустрии. Появляются новые технологические приёмы обработки камня - пиление, сверление, шлифование. Неолитической революцией называют процесс перехода от потребляющего хозяйства к производящему - скотоводству и земледелию. Это способствовало огромному скачку в развитии человеческой культуры. Дальнейшая история экономической жизни есть процесс усовершенствования этих двух областей производственной деятельности человека.
В пещере Караунгур кроме традиционных следов кострищ и костей животных, многие из которых, например медведи, олени, дикие быки, давно уже не водятся в этих местах, обнаружены и круглодонные керамические сосуды, покрытые красной краской и орнаментированные зубчатым штампом. Интересно, что нигде больше в Южном Казахстане эта древнейшая керамика не найдена. И этот факт тоже делает пещерную стоянку Караунгур одним из самых уникальных археологических памятников не только края, но и всей нашей страны.

    Впрочем, и «обычные» для таких пещер находки впечатляют, особенно многообразие каменных орудий из местного материала - галечного кремния, роговика, песчаника и горного хрусталя: большие и малые каменные скребки, кремневые наконечники стрел и копий, топоры-тесла, проколки, ножи-скребки из плиточной гальки.  У жителей пещеры активно шли в дело и кости добытых животных. Из них делали костяные иглы с ушками, костяные шилья, гладилки-лощила, орудия для выделки шкур. Древним «караунгурцам» не было чуждо чувство прекрасного. Учёные нашли здесь древние украшения: просверленные раковины, бусы,привески, ожерелья из кабаньих клыков. И вот ещё один очень важный момент, выделяющий Караунгур из ряда подобных памятников. По обнаруженным в пещере костям археологи заключили, что люди, жившие здесь, уже умели приручать диких животных. При этом, как и повсюду в мире, первым прирученным людьми животным стала собака.
         Один из основателей зоопсихологии Конрад Лоренц считал, что первоначальный шаг человека в деле одомашнивания собаки стал событием, "историческая роль которого неизмеримо превосходит разрушение Трои или изобретение пороха". Лоренц же высказал мысль о том, что в древности именно дети первыми приручили собаку. Играя и забавляясь со щенками волка, принесёнными в жилище охотниками, они приучили дикого зверя жить с людьми. Кстати, о том, как жили в этой пещере первобытные люди, и том, как дети сумели первыми приручить волка, есть прекрасная повесть, написанная геологом Дмитрием Харламовым. Называется она «Сказание о верном друге».
                                                                                     Средоточие миропорядка
        
  Для нас пещеры не более чем нечто экзотическое, притягивающее своей таинственностью, а для наших предков они были привычным домом, который они обустраивали по своему вкусу и который был для них своего рода центром мира. Всё это относится и к пещере Караунгур. Предоставим слово известному казахстанскому археологу, доктору исторических наук Зейнулле Самашеву: «С самого начала человеческой истории потребность в организации пространства являлась одним из жизнеутверждающих ориентиров homo habilis (человека умелого) и homo sapiens (человека разумного). Наши далёкие предки, жившие более двух миллионов лет назад, руководствовались инстинктом самосохранения и вряд ли думали о комфорте. Эти вещи станут волновать человека гораздо позже, через сотни тысяч лет, а тогда он в поисках лучшей доли довольствовался освоением глубин естественных пещер, гротов и навесов, вступая в конфликт за обладание ими с их прежними обитателями – крупными хищниками. 

     Пещерные стоянки эпохи древнего каменного века (нижний палеолит), обнаруживаемые сегодня в разных уголках мира, являлись первыми человеческими жилищами, где наряду с хозяйственной деятельностью формировались мышление, эстетические вкусы, мифо-ритуальные комплексы первочеловека. Об этом свидетельствуют мощные культурные слои с разнообразными артефактами. Шедевры настенной живописи эпохи верхнего палеолита: франко-кантабрийской области (Альтамира, Ляско, Фом де Гом и др.), Урала (Каповая и Игнатьевская пещеры с росписями), Центральной Азии и других регионов – наглядное тому подтверждение.

     Освоенная пещера людьми каменного века воспринималась как средоточие миропорядка. По мере усложнения хозяйственной деятельности и развития рационального знания о явлениях природы формировалось представление о собственном космосе – замкнутом, локализованном пространстве, где всё организовано в соответствии с существующей гармонией между конкретным социумом и средой обитания. На территории Казахстана известна стоянка новокаменного века (неолита). Это пещера Караунгур в Южно-Казахстанской области, где археологами обнаружено большое количество кремниевых орудий труда».

      По мнению археологов, в эпоху неолита в Казахстане образовалось несколько локальных групп памятников, возможно, соответствующих племенным образованиям. При этом Южный Казахстан был северной периферией среднеазиатской кельтиминарской культуры. Именно кельтиминарцы первыми в регионе освоили ручную лепку глиняных сосудов, имевших круглое дно и окрашенных красной краской. Часто верхняя часть сосуда украшалась орнаментом в виде ямок и штрихов. Эта культура и исследована на материалах пещеры Караунгур в Каратау.

 

Алексей ГОНЧАРОВ

Фото автора