Берегись автомобиля?..

11:54 25/04/2018

57
Как автомобилистов выдавливают из «города для человека»

В последнее время в Алматы принудительно убирают парковки. Причём не хаотичные, а специально выделенные для этого пространства. Банки, театры, больницы - нигде уже парковаться нельзя. Аргументируют это тем, что освобождается пространство для пешеходов. Но почти во всех этих местах есть рядом тротуары. Закрывают парковки, не мешающие ни пешеходам, ни велосипедистам. Некоторые из них просто тупиковые, где никто гулять не сможет и не станет. При этом у нас в городе ещё достаточно улиц, где вообще нет тротуаров. Но их, несмотря на "заботу" о пешеходах, никто и не строит. А специально и давно сделанные парковки в городе, которые не только не мешают, но и облегчают жизнь горожан, просто закрывают, перегораживая въезды чем придётся - от клумб до старых шкафов.

В последнее время в Алматы активно «насаждается Европа». Вот только в понятии наших властей Европа – это, судя по всему, велодорожки, торговые центры и кафе с летниками. Медицина, образование, культура – всё это, видимо, вторично. Главное, чтобы внешне город выглядел типа по-европейски. И главным врагом «европейскости» объявили автомобили.

На днях я был свидетелем того, как в центр города приехали эвакуаторы в сопровождении полиции и чиновников и буквально оцепили пару парковок. Не дождавшись хозяев, они стали загружать их машины в эвакуатор и увозить в неизвестном направлении. А возле въезда на опустевшие парковки поставили бетонные клумбы, преграждая дорогу. Сразу скажу, что это были именно парковочные площадки. Рядом с ними находился и отдельный тротуар, и велосипедные дорожки. Кому машины помешали – непонятно.

Во-первых, это, конечно, абсолютный беспредел и варварство. Предупреждений не было, никакой информации хозяевам не оставляли. Машины увезли быстрее чем за час. Весь район в шоке. Представляю эмоции владельцев увезённых автомобилей! Надеюсь, что их машины найдутся в целости и сохранности.

Во-вторых, получается, что акимат одним махом лишил парковочных мест человек двадцать-тридцать. Куда денутся их машины? Не исчезнут же… А других вариантов для парковки у людей, живущих в этом районе, нет. В результате вот уже несколько дней продолжается бесконечный хаос на узкой улице, машины мечутся в поисках парковки, загромождают проезды, и никто не может ни разъехаться, ни развернуться… Но никого это не волнует, лишь бы парковки были «чистые».

Конечно, модная политика против автомобилей очень удобна властям. И сам акимат, и некоторые наши граждане эту политику пропагандируют, используя следующие доводы:

Довод № 1. «Экологический» 
(в Алматы плохая экология, грязный воздух, и всему виной якобы автомобили).

Но давайте разберёмся. Все знают, что самый грязный воздух у нас зимой. Благодаря airkaz.kz теперь это легко мониторится. Разница между зимним и весенним воздухом – гигантская. Весенний даже в сухую и безветренную погоду редко выходит за пределы допустимых значений, а зимний превышает эти пределы во много раз. Кто-то скажет, что зимой водители подолгу греют свои машины. Но при этом знаю точно, что многие мои знакомые именно зимой предпочитают реже ездить на своих авто или не ездить вообще – всё-таки гололёд, мороз, снег. Зато весной сбавляет обороты или вообще перестаёт работать ТЭЦ. По-моему, выводы очевидны. 
Машины тоже, конечно, портят воздух, но это капля в море. И ведь дело по большей части в плохом бензине, а не в машинах. В Европе (раз уж наши власти смотрят в ту сторону) с качеством всё намного лучше. Несмотря на это, война идёт именно против автомобилей.

Места для парковок в Алматы сокращают, из-за чего трафик только увеличивается, потому что автомобили вынуждены ездить кругами в поиске места, однако ТЭЦ на газ не переводят.

Закрывают для автомобильного проезда улицы, увеличивая пробки на сопряжённых дорогах, зато беспорядочно строят новые многоэтажные здания, которые мешают продуваемости города.

Не могут обеспечить страну качественным топливом, а параллельно с этим застраивают наши горы и вырубают деревья в городе.

Довод № 2. «Европейский»
(в Европе якобы все давно пересели на велосипеды. Это цивилизованно. И мы тоже хотим быть такими).

Я не раз был в Европе. И знаю, что во всех крупных городах машин куда больше, чем у нас. По статистике в Германии на 1000 жителей – более 500 легковых автомобилей. А всего легковых машин в Германии – почти 46 миллионов! У нас же на 1000 человек – около 250 машин. И всего у нас в стране меньше 4 миллионов авто (в 11,5 раза меньше, чем в Германии). При этом наша территория в 7,6 раза больше! 
 

Париж, Берлин, Франкфурт, Лондон – везде много машин. То же самое и в США. А мелкий Копенгаген, город на 500 тысяч человек, который популистами поминается чаще всего, сравнивать с Алматы нельзя. Наш город не просто в 8 раз больше по площади, он ещё и так спроектирован и перестроен, что успеть выполнить дела без машины невозможно. Мне рассказывали, что в Германии планировка города формируется исходя из нужд жителей. Если в районе не хватает аптеки – бизнесменам не разрешают открыть продуктовый магазин, зато привлекают тех, кто хочет открыть аптеку. Если в районе не хватает парковки, там никому не дадут строить торговый центр. У нас власти об этом, похоже, не думают.

Теперь, собственно, о велосипедах. Я ежедневно по несколько раз хожу по проспекту Абая, примерно между проспектами Абылай-хана и Достык. Там есть отличная велосипедная дорожка. За полгода я видел велосипедистов всего два раза. Зимой не было вообще никого. А весной появились: сначала некий велосипедист в навороченной форме и с модным великом, который не катался, а селфился. И ещё раз встретилась стайка пацанов на великах, которые хулиганили и катились вовсе не по дорожке, а по газонам, по тротурау, запрыгивая на бордюры и задевая прохожих. Всё. А уже весна. Уже деревья расцвели. Толпы велосипедистов, спешащих на работу, в магазин, по своим делам я так и не вижу.

Их мало, потому что в нашем городе велосипед - это не очень-то удобно. На велосипеде не проводишь бабушку на вокзал, не доберёшься до работы, которая находится на другом конце города, не отвезёшь детей в садик и т. д. Ну и, в конце концов, у нас холода по полгода - о каком тогда велосипеде вообще может идти речь?

Машина – это помощник. И когда нам заявляют обратное – это лицемерие. Иначе аким и чиновники не катались бы на автомобилях, а ходили пешком, полиция пересела бы на лошадей, а дороги поливали бы вручную из бидона со шлангом.

А многие популисты, которые кричат, что автомобиль – это прошлое, сами катаются на такси. Как будто такси – это не машина. К тому же такси – всё время в дороге, а человек на машине делает короткий выезд на работу или в магазин, а потом возвращается.

Довод № 3. «Отсутствие места»
(машины загромождают город, и людям якобы не хватает места для прогулок).

В Европе много машин, но там много и парковок. Иногда под старым центром располагается одна огромная подземная парковка. А где парковки у нас? Новые парковки не строят, а существующие закрывают.

Дело не в том, что у нас мало места. Места у нас полно, если присмотреться. Например, многие муниципальные учреждения ведут себя так, как будто стоят на частной земле. Вот, к примеру, обратил внимание на Театр им. М. Лермонтова. Возле него минимум 2 парковки. Одна – явно для сотрудников, а другая – для гостей и только в рамках времени спектакля. Всё остальное время она закрыта на шлагбаум. Огромный кусок заасфальтированного пространства в центре, по которому люди не гуляют, велосипедисты не ездят, но и машины ставить нельзя. А людям близлежащих домов, которым машины девать некуда, потому что улицу Байсеитовой сделали полностью пешеходной, эта парковка недоступна.

Кто-то может обвинить меня в ретроградстве, но на самом деле я рад всему новому, когда оно сделано лучше, чем старое. Когда нововведения продуманы, а не случайны.

Кто-то скажет – начни с себя, пересядь на велосипед, покажи пример. Ребята, это ваше право - ездить на велосипеде по городу, если вы этого хотите. Велосипед – это клёво. Но я предпочитаю кататься на нём в горах. А по городу ходить пешком или ездить на автомобиле. Автомобилист – это такой же человек, как и пешеход, и велосипедист. Мало того, он может быть одним и тем же человеком. И я явно ощущаю, как мои права автомобилиста ущемляются. Впрочем, и пешехода тоже.

Доходит до смешного – наземный пешеходный переход на углу проспектов Абылай хана и Абая сделан только для велосипедистов, но не для пешеходов! Ну да, велосипедистам ведь неудобно свой велосипед в подземный переход закатывать. Зато мамы с колясками, люди с дорожными сумками и инвалиды запросто справятся с этой задачей… А ведь всему виной не велосипеды и не машины, а плохо и беспорядочно организованная инфраструктура города.

Я просто хочу, чтобы город был удобен всем – и пешеходам, и автомобилистам, и велосипедистам, и старикам, и детям, и инвалидам, и мамам с колясками. Зачем вообще расставлять приоритеты? И раз уж мы говорим о цивилизованности и демократии, то нужно, чтобы у человека был выбор - ходить пешком, ездить на машине или предпочесть велосипед. Если демократия в том, что двери открываются для одних, а закрываются для других, то это не демократия, а лицемерие.

Пусть у велосипедистов будут прекрасные велодорожки. Пусть пешеходы гуляют по тенистым аллеям с невырубленными деревьями. Пусть автомобилисты катаются по дорогам без ям и паркуются на удобных просторных парковках. Но у нас, к сожалению, никак не могут наделить правами и свободами одну группу людей без варварского ущемления прав других.

 

Илья ОДЕГОВ