Актёру везёт лишь раз

12:14 25/04/2018

42
Михаил Токарев: «Я не считаю себя только комедийным героем»

Актёр драмтеатра имени Лермонтова Михаил Токарев не раз покорял сердца поклонников игрой на сцене. В новой постановке Лермонтовского «Маскарада» Михаил сыграл Шприха. О своей новой роли, о зависти в актёрской среде, о несбывшихся и сбывшихся мечтах он рассказал читателям газеты «Аргументы и факты».

 

САЛЬЕРИ - ЭТО ЭТАП

 

  • Многие театралы особенно отмечают воплощённую на сцене вами роль Сальери. А как к ней относитесь вы?
  • «Сальери» - это просто жизненный этап. Я полагаю, что актёру в жизни на сцене может повезти только раз, чтобы судьба дала возможность сыграть такую роль. Раньше я всё время мечтал о роли Сирано де Бержерака. Но мне не удалось это сделать.
  • По сути, вы - герой-любовник?
  • Часто приходилось играть такие роли.
  • Вы - Дева по гороскопу. Правда ли, что Девы - большие трудоголики?
  • Я родился 23 августа, на границе Льва и Девы, поэтому когда я заглядываю в гороскопы, то смотрю оба знака.
  • Вы верите в судьбу?
  • Верю. Когда говорят, что свою судьбу делает сам человек, считаю, что это не так. Человек участвует в своей судьбе и её построении, но делает судьбу человека ещё и окружающий мир, то общество, в котором он живёт, те люди, которые его окружают. У популярных людей есть и завистники, и те люди, которые не принимают его как человека.
  • Просили ли когда-либо выделить вам какую-то роль?
  • В целом это не в моих правилах. Лишь однажды я подходил к Рубену Суреновичу с просьбой о том, чтобы сыграть в пьесе «Цилиндр», но я так в ней и не сыграл.
  • Могли бы вы заняться режиссурой?
  • Считаю, что это в моих силах. Хотя актёрские и режиссёрские амбиции - это разные вещи, но и актёру, и режиссёру важно, чтобы его понимали.
  • Что обусловило выбор актёрской профессии?
  • Я никогда не задумывался над этим. Ходил из дома в школу в первом классе, по пути был Дом пионеров, где я участвовал и в судомодельном, и в авиамодельном кружках. Однако выбрал театральный. Так и остался там.
  • Насколько мне известно, вы не из актёрской семьи?
  • Нет, мой папа был военным инженером, мама - педагогом. Мама не думала, что сможет рожать, однако в 42 года она впервые забеременела и родила меня.
  • Вы по жизни лидер?
  • Не знаю. Наверное. Кто-то меня любит, кто-то наоборот.

 

Чего пожелал Высоцкий

 

- Вам приходилось встречаться с Владимиром Высоцким?

- Нельзя назвать этот эпизод встречей. В те времена Высоцкий был очень популярным человеком, мы слушали его песни на магнитофонах. Как-то однажды пересеклись в Алматы на его гастролях. Я подошёл к нему и взял автограф. И он мне написал только одно слово - «Добра!», в котором заключается большой смысл, вся жизнь.

- Кто ваш любимый поэт?

  • Олжас Сулейменов. Довелось сыграть этого замечательного человека и поэта. Любимых его стихотворений много, в том числе «Чёрное и красное», «Волчата», «На площади Пушкина».
  • А сами пишете стихи?
  • Нет, и даже не учу. Я привык читать с листа.
  • В комедии «№ 13» вы с успехом играете помощника премьер-министра. Для вас в комедии играть сложнее?
  • В своё время Юрий Померанцев говорил мне, что я комедийный артист. Может быть, в какой-то мере он был прав, но я не считаю себя чисто комедийным актёром. Если бы я был актёром этого амплуа, я бы не сыграл Сальери, «Любовь дикаря», Пабло и многие другие роли, которые мне довелось воплотить на сцене. Считаю, что для амплуа героя-любовника в человеке должны быть заложены юмор, ирония, актёр должен быть разноплановым.
  • Сталкивались ли вы в жизни с предательством?
  • Очень трудно простить подлеца. Я предпочитаю думать так: пусть делает свои подлости, но когда-то ему обязательно воздастся. Но я — не мстительный человек.

-    Зрителям полюбилась роль Азазелло. Как вы относитесь к отрицательным персонажам?

  • Я играл Азазелло в «Мастере и Маргарите», Геннадий Балаев играл Воланда, Ирина Лебсак воплотила образ Маргариты. В молодости я часто играл героев-любовников, но и роли Бабы-яги, Кощея Бессмертного, да и обманутого мужа не обходили меня стороной.
  • Есть ли у вас любимая роль?
  • Ближе всего мне роль Пабло. Прочитав пьесу, я понял, что мне в этой роли ничего делать не надо, я подумал, что могу выйти на сцену такой, какой я есть, и сыграть, ничего не придумывая. А что касается роли Сальери - мне пришлось очень много работать над ней. Моцарта играл Черненко, в спектакле также была занята Наталья Долматова. К примеру, когда я играю какие-либо отрицательные роли, то пытаюсь ощутить эту личность. Когда играю роль Шприха в спектакле «Маскарад», то задумываюсь и понимаю позицию героя. Он не виноват, по его мнению, он делает капиталы, и в его конфликте с Арбениным он выбирает свою позицию. Он человек «коммуникабельный».
  • Насколько трудно сыграть любовь?
  • Если она хорошо заложена в материале, то это заметно помогает. Русский язык очень богат на интонации о любви.

            - Ваше мнение о роли русского языка в современном Казахстане…

            - Каждая суверенная республика должна государственным языком признавать свой язык, но так как большая часть населения нашего Казахстана говорит на русском языке, то           я считаю, что русский язык очень важен как язык межнационального общения. Политологи высоко оценивают тот факт, что именно в Казахстане есть любая информация как на русском, так и на казахском языке. Для Казахстана очень важны не только экономические, но и духовные связи с Россией.

  • Какие авторы и актёры вас вдохновляют?
  • Я очень уважаю творчество Василия Шукшина, Лоуренса Оливье и Жана Габена. Однако самый важный совет я получил однажды от своего педагога: «Выбери одни добрые глаза в зале и одному лишь этому человеку играй! И каждый из зрителей станет думать, что ты играешь только для него!» Когда я веду мастер-классы по актёрскому мастерству, то говорю: «Я обучаю вас азам театральной школы, а получится ли из вас актёр или нет, это зависит от Всевышнего».

 

Юлия КАЦМАН