КАНГЮЙСКАЯ ЗАГАДКА

19:01 29/05/2018

96
Могущественная страна на юге Казахстана

Немало племён прошло по территории Южного Казахстана, немало государств существовало на этой территории. Об одних мы знаем много, о других мало. Но среди них выделяется одно, существовавшее около 500 лет. Историки до сих пор спорят: был ли народ, давший ему название? И даже: здесь ли оно было или за тысячу километров от нас? Имя этого государства - Кангюй. А споры вокруг него принято называть «кангюйской загадкой».

                                   В начале нашей эры

            Первые сведения о Кангюе появляются в китайских хрониках во II веке до нашей эры. Это время, когда был разрушен Карфаген, и Римская республика стала самым могущественным государством Средиземноморья. Грек Гиппарх основал науку астрономию. Но самое важное для нас то, что именно тогда возник Великий шёлковый путь. И, возможно, именно с этим связано возникновение государства Кангюй.

            В регионе в ту пору происходит очень важный процесс. В среду здешних сакских племён постепенно проникают с востока племена прототюркские. В европеоидном облике саков становится больше тюркских черт.       Сергей Кляшторный и Турсун Султанов, авторы фундаментальной монографии «Казахстан: летопись трёх тысячелетий», пишут о том времени, что это ещё «не история Казахстана, но история предков казахского народа, той их части, внутри которой сформировались облик и язык казахских племен средневековья и современных казахов, их этнические и психологические стереотипы, многие элементы быта и народных обычаев».

Во второй половине II в. до н. э. были написаны исторические записки «Ши цзи» Сыма Цяня (145-90 гг. до н. э.), придворного историка китайской династии Старшая Хань. В основе записок лежит доклад китайского посла Чжан Цзяня, побывавшего на юге теперешнего Казахстана. Во время своего путешествия в 138-128 гг. до н. э. он посетил Кангюй и оставил его описание. Согласно «Ши цзи», Кангюй располагался между Даванью (Фергана) на юго-востоке или юге, усунями (племена Семиречья) на северо-востоке, Большими Юечжами на западе и Дахя (Бактрия) на юго-западе.

                                             

                                                                                    Страна и люди.

На вершине могущества в I - II вв. н. э. Кангюй распространял свою власть на территории, заселённые как кочевниками, так и оседлыми и полуоседлыми народами. Государство простиралось от Ферганы и Семиречья на востоке и юго-востоке до Арала и Приуралья на западе, от засырдарьинских степей на севере до южных пределов Согда, где имело границу с другой крупной державой древности — Кушанским царством.

По китайским хроникам — Хань-шу, Хоу Хань шу, Вэй шу, Бейшу, Таншу прослеживается возрастающее могущество Кангюя, а затем его распад и уход с исторической сцены.

По этим источникам можно сделать вывод о конфедеративном характере государства. Но в них нет никаких сообщений о правителях и институтах власти в Кангюе. Зато китайцы пишут, что «Кангюй горд и дерзок и сажает послов Поднебесной ниже уйсуньских». Судя по всему, историческим ядром этого государства было правобережье Сырдарьи, на территории нынешних Южно-Казахстанской и Кызылординской областей.

А был ли такой народ - кангюи? На этот вопрос нет ответа. Одни учёные считают, что государство населяли саки сакарауки. Другие, что это было государство саков Чача, то есть Ташкентского оазиса. Но в любом случае его жители были прежде всего связаны с Сырдарьёй. Отсюда, возможно, и название, так как ряд учёных считают, что Кангом назывался район дельты Сырдарьи или сама река. Название «река Канга» прилагалось к Сырдарье ещё в начале VIII в. н. э. Сохранилось оно и в некоторых арабских источниках. «Канка» упомянуты как название народа в Махабхарате (V в. н. э.), наряду с саками и тохарами, т. е. племенами, пришедшими из-за Яксарта. Они принесли дары во время грандиозного ведического жертвоприношения коня — ашва-медхи, которое начало практиковаться в Индии со II в. до н. э. Канка представлены как волосатые люди со лбами, украшенными рогами, что можно принять как намёк на действительно существовавший в Кангюе культ быка (наряду с конём и бараном-фарном), наиболее популярный по данным археологии в пределах Чача и на юге Казахстана.

                                   О владениях Кангюя

            В пору своего расцвета Кангюй был большим для своего времени государством. Но назвать его империей нельзя, поскольку он состоял из ряда владений, которыми управляли собственные правители, назовём их условно князьями.

“Малые” владения Кангюя – Сусе, Фуму, Юни, Ги, Юегянь, известны с I в. до н. э. благодаря китайской династийной истории "Хань шу". Историки до сих пор не пришли к единому мнению о том, где они располагались.

К примеру, Сусе одни помещали в Отрарском оазисе, другие на Кашкадарье (юг Узбекистана), третьи в Шахрисябзе.

            Очень много для решения «Кангюйской загадки» сделал доктор исторических наук Александр Подушкин. Он доказал, что одним из владений этой страны было междуречье Бадама и Арыси (в Южно-Казахстанской области), очень удобное для земледелия. Здесь были большие оседлые поселения. Они охранялись мощными крепостями.           При раскопках поселений того времени находят прекрасную керамику, сделанную на гончарном круге, что свидетельствует о развитой торговле. О том же говорят и находки раковин каури, которые привозили с берегов Индийского океана.

            А вот такого этноса, как кангюйцы, видимо, не существовало, поскольку расположенные возле поселений погребения, судя по всему, принадлежали людям разной этнической принадлежности.

            Кстати, среди находок из курганов того времени попадались и совершенно уникальные. К примеру, пряжка из рога носорога, украшенная полудрагоценными камнями и золотыми и серебряными гвоздями.

            По мнению А. Подушкина, в междуречье Бадама и Арыси располагалось владение Кангюя Фумо. И здесь же он локализует столицу Кангюя город Битянь. Сегодня это городище Караспантобе в 60 км к западу от Шымкента.

                                  

                                                                                      Скупые источники

           

Очень сложными были отношения Кангюя с крупнейшей державой того времени, империей Хань. Известно, что при императоре Чен-ди (32-7 гг. до н. э.) "Кангюй отправил сына своего в заложники и с дарами к китайскому двору". А затем следует донесение наместника Западного края Го Шуня китайскому двору, в котором он советует отослать сына кангюйского владетеля на родину и прекратить отправку посольств в Кангюй, давая в то же время характеристику Кангюю как гордому и дерзкому по отношению к Китаю государству. Но, несмотря на это, Китай продолжает поддерживать связи с Кангюем и далее.

Главной задачей Китая в ту пору был окончательный разгром сюнну, ушедших на запад. О том, что часть их поселилась на территории Кангюя, свидетельствуют и археологические находки.

Китайские военачальники Гань Янь-шоу и Чэнь Тан совершили военную экспедицию в земли Кангюя, которая привела к гибели Чжичжы-шаньюя, вождя сюнну.

Китайцы указывали, что «окруж ность земель его (правителя Кангюя. - А. Г.) содержит 9 104 ли (1 ли примерно 0,5 км. - А. Г.). Народонаселение состоит из 120 000 семейств, 600 000 душ; строевого войска 120 000 человек».

Кангюйские воины изображались как тяжеловооружённые всадники, подобные сарматским катафрактариям.

В пору своего величия Кангюй владел не только Шашем (Ташкентским оазисом), но и Согдом (современный Таджикистан). Было это в первом и втором веках нашей эры. Тогда под власть Кангюя попали владения Яньцай в Приаралье и более северное Янь, платившее дань мехами.

А потом начинается упадок. Причины его неизвестны, но китайские хроники третьего века сообщают: "Есть ещё государство Лю, есть государство Янь и ещё государство Яньцай, иначе называемое Алань. Все они - одних обычаев с Канцзюй. На западе граничат с Дацинь, на юго-востоке - с Канцзюй. Там много соболя, который славится; кочуют со скотом в поисках воды и травы; прилегают к большому озеру-болоту; в прежние времена весьма зависели от Канцзюй, а ныне не зависят".

Хотя Кангюй и ослабел, но был ещё процветающим государством. Китайская хроника конца III века сообщает: «Государство Канцзюй находится к северо-западу от Давань [на расстоянии] около 2000 ли, граничит с Суи и Иле, его правитель живёт в городе Сусе, нравы и внешний облик и одежда схожи с даваньскими. Земли хорошие, богатые. Имеются разные деревья и виноград. Много быков и овец. Производят хороших коней. В годы правления Тай-ши (265 - 74 гг.) его правитель Наби прислал послов [с представлением?], преподнёёс добрых лошадей».

Из этого текста можно сделать вывод, что хозяйство страны изменилось. Вчерашние номады перешли к земледелию. И стали похожи на своих соседей из Ферганской долины.

В дальнейшем китайцы всё реже упоминают Кангюй в своих хрониках.

Современные исследователи указывают, что «кангюйская империя» представляется конфедерацией владений, управляемых своими "князьями", но признающих над собой власть верховного правителя при сохранении за собой достаточной самостоятельности». И, судя по всему, эта конфедерация начала распадаться. Впоследствии отдельные её владения вошли в состав Тюркского каганата. Историки считают: «Территории, подвластные Кангюю в период его максимального могущества, приходящегося на ханьское время, простирались от лесной полосы Западной Сибири на севере до районов Согда на юге». Так что кровь древних жителей этой страны и сейчас течёт в жилах тех, кто ныне населяет эту территорию.

 

Алексей ГОНЧАРОВ