Учитель не уходил

19:14 29/05/2018

43
Стало очень модным говорить о том, что именно сейчас и именно стараниями наших соотечественников имя аль-Фараби возвращается из забвения. Так ли это на самом деле? А. Сабитов, Шымкент

Отвечает историк Алексей Гончаров, автор публикации «Непонятый учитель» («АиФ Казахстан», № 5, 2018):

- О «втором учителе» (первым считается Аристотель) мир никогда не забывал, поэтому тянуть одеяло на себя и увязывать ситуацию с независимостью страны, мягко говоря, некорректно. Рукописи Фараби рассыпаны по многим библиотекам мира. Столь же многочислен отряд учёных, занятых изучением  его наследия. В 1975 г. в широком международном масштабе в Москве, Алматы и Багдаде отмечался юбилей - 1100-летие со дня рождения Абу Насра. Ещё в советское время именем учёного были названы пединститут в Чимкенте, головной университет республики, один из проспектов в Алматы. В 1991 г. по инициативе ректора АГУ им. Абая профессора Т. С. Садыкова были проведены первые фарабиевские чтения в Алматы и Чимкенте, в рамках казахско-американского культурного практикума в связи с наследием Фараби обсуждались проблемы взаимодействия культур. Подобные мероприятия проводились и позднее.

В государственном историко-культурном заповеднике «Древний Отрар» на культовом мемориальном комплексе Арыстан-баб существует символическое захоронение земли с могил учёного энциклопедиста аль-Фараби. Земля была доставлена из Дамаска с кладбища, где похоронены эти исторические деятели.

Смысл захоронения земли в том, что аль-Фараби, живший на рубеже IX - X веков был тюрком из округа Фараб, центром которого являлся Отрар. И проблема не в ритуальном перенесении праха из одной могилы в другую. Проблема в духовном восприятии идей учителя. Лучшей памятью ему будут не славословия, а тот самый Добродельный град, о котором он мечтал и до построения которого нам, увы, ещё очень далеко.