ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

03:00 07/06/2018

142
В РК создана законодательная основа для развития венчурного финансирования

На пленарном заседании мажилиса под председательством спикера палаты Нурлана Нигматулина депутаты одобрили во втором чтении законодательные поправки по вопросам венчурного финансирования.

Отметив важность одобренного законопроекта, он подчеркнул, что по поручению главы государства создана законодательная основа для развития венчурного финансирования.

"Это позволит совершенствовать систему государственной поддержки инновационной деятельности. И что немаловажно – в соответствии с этим законом, государство становится партнёром частного сектора при развитии рынка венчурного капитала", - сказал Н. Нигматулин.

Также он подчеркнул, что создаются дополнительные возможности для реализации индустриально-инновационных проектов в приоритетных секторах и это, безусловно, даст мультипликативный эффект, необходимый на данном этапе для дальнейшего развития экономики страны.

Законопроектом уточняются особенности договоров, заключаемых в целях венчурного финансирования, правовое положение венчурного фонда и венчурного управляющего. Вводятся новые понятия «международный технологический парк «Астана Хаб» и «акселерация участников международного технологического парка «Астана Хаб».

Определяются функции уполномоченного органа в сфере информатизации по разработке и утверждению правил деятельности международного технологического парка «Астана Хаб».
 

ПО ПОРУЧЕНИЮ ПРЕЗИДЕНТА

Концепция проекта закона была  подготовлена на основе Послания президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» (Астана, 10 января 2018). В послании отмечается: «Важнейшим вопросом становится развитие собственной экосистемы разработчиков цифровых и других инновационных решений. <…>Основными факторами успеха инновационной экосистемы являются стимулирование спроса на новые технологии со стороны реального сектора и функционирование частного рынка венчурного финансирования. Для этого необходимо соответствующее законодательство».

В связи с этим, Общенациональным планом мероприятий по реализации послания Главы государства народу Казахстана от 10 января 2018 года Министерству по инвестициям и развитию Республики Казахстан совместно с другими государственными органами было поручено внести предложения по совершенствованию законодательного регулирования по вопросам венчурного финансирования.

Как отмечал министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек, представляя документ на первом слушании, в Казахстане рынок венчурного финансирования практически отсутствует. 
"От принятия законопроекта мы ожидаем возникновение частного рынка венчурного капитала, развитие собственной экосистемы разработчиков цифровых и других инновационных решений, повышение инновационной активности реального сектора, привлечение иностранных инвестиций, а также приток интеллектуальных ресурсов", – сказал в своём выступлении Женис Касымбек. 

По его словам, главная цель законопроекта – создание правовой базы для развития венчурного финансирования, в том числе путём внедрения в казахстанское право новых договорных конструкций и инструментов. Также законопроектом предусматривается дополнение системы господдержки индустриально-инновационной деятельности мерами по софинансированию казахстанских венчурных фондов. 

 

Инновационная активность казахстанских предприятий составляет 9,3%, что в среднем в 5-7 раз меньше аналогичных показателей в странах ОЭСР (для сравнения: в Швеции данный показатель составляет 57%, в Германии – 70%, Финляндии – 46%, Австрии – 70%, Великобритании – 62%). В рейтинге глобального индекса конкурентоспособности Казахстан по индикатору «Инновационный потенциал» занимает 84-е место, а по субфактору «Доступность венчурного капитала» - 102-е.


 

ЧТО ЭТО ТАКОЕ

Сегодня всё больше возрастает значение инновационного фактора, который является двигателем социального и экономического развития страны. С каждым годом идёт наращивание темпов научно-технического прогресса, усиливается конкуренция технологий, что позволяет некоторым странам выйти в лидеры по инновационно-технологическому развитию. В тоже время увеличивается разрыв в технологическом и экономическом развитии стран. В данных условиях переход от экспортно-сырьевой к инновационной экономике стал важнейшей задачей для Казахстана.

Впервые институт венчурного финансирования начал формироваться в США с середины XX века в связи с началом становления экономики, основанной на знаниях, и впоследствии стал важным фактором её дальнейшего развития. Во многих других странах (в Великобритании, Израиле, Финляндии и т. д.) программы венчурного инвестирования также были успешно реализованы.

Венчурные инвестиции (от англ. «venture», что означает «рискованное начинание») подразумевают вложение денег в перспективный инновационный бизнес, который ещё не имеет доступа на фондовый рынок. С одной стороны, существует компания, нуждающаяся в средствах для финансирования и реализации инновационной идеи. С другой стороны, выступает отдельный состоятельный инвестор («бизнес-ангел») либо финансовый посредник (венчурный фонд), который финансирует инновационный проект посредством покупки доли в уставном капитале или пакета акций, а по прошествии времени продаёт свою долю.

Одной из характеристик венчурного финансирования является то, что оно не затрагивает все элементы инновационного процесса. Оно играет основную роль на этапе разработки и апробации, затем и при выходе инновационного товара на рынок. При этом не затрагиваются такие этапы инновационного цикла, как фундаментальные и прикладные исследования, а также создание опытного образца.

Венчурное финансирование имеет ряд особенностей, отличающих его также от других видов финансирования, к примеру, банковского.

1. Венчурное финансирование невозможно без принципа «одобренного риска». Это означает, что вкладчики капитала заранее соглашаются с возможностью потери средств при неудаче финансируемого предприятия в обмен на высокую норму прибыли в случае успеха.

2. Такой вид финансирования предполагает инвестирование капитала на длительные сроки, при этом инвестору приходится ждать в среднем от трёх до пяти лет, чтобы убедиться в перспективности проекта, и от пяти до десяти лет, чтобы получить прибыль на вложенный капитал.

На сегодняшний день рынок венчурного финансирования в нашей стране находится на стадии формирования и сдерживается по причине отсутствия системного регулирования данных отношений. И принятие данного закона поможет в создании совместной с государством инвестиционной компании - венчурного фонда. Его основная  - развиватие инновационных проектов имеющих возможность быстрого роста.

Михаил ПРИБЫЛОВСКИЙ