ДВАДЦАТЬ ЛЕТ БЕЗ СЕЙДУЛЛЫ

05:20 13/06/2018

190
Дело народного композитора продолжает его вдова Ляззат Аханова. Она открыла музыкальную студию в Алматы.

МНОГИЕ КОМПОЗИТОРЫ МЕЧТАЮТ ОТКРЫТЬ СЕКРЕТ ПРОСТЫХ МЕЛОДИЙ. А ЕЩЁ - РАЗОБРАТЬСЯ В ХИТРОСПЛЕТЕНИЯХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН. ЭТО УМЕЛ КОМПОЗИТОР- ВИРТУОЗ СЕЙДУЛЛА БАЙТЕРЕКОВ. ВОТ УЖЕ ДВА ДЕСЯТИЛЕТИЯ МЫ ЖИВЁМ БЕЗ НЕГО. НО ДЕЛО, КОТОРОМУ ОН ПОСВЯТИЛ СВОЮ ЖИЗНЬ, НЕ УМИРАЕТ.

Об этом наш разговор с его вдовой Ляззат Ахановой, президентом фонда «Студия Сейдуллы Байтерекова».

- Ляззат Музарафовна, Сейдулла Байтереков из небольшого города Кентау в Южном Казахстане. Насколько атмосфера и музыкальный потенциал этой земли повлияли на его становление?

- Я думаю, здесь прямая зависимость, потому что среда во многом определяет судьбу творческого человека. Я вам скажу больше, он даже не из самого Кентау, а из совсем небольшого населённого пункта, где был всего лишь один дом. Можно сказать, что Сейдулла вышел из самой природы Южного Казахстана. Вот уже 20 лет мы живём без его новых песен. Чем старше я становлюсь, тем больше граней открываю в его произведениях и в нём самом. Сейчас модно заниматься духовным ростом, находить себя, а он всегда жил в гармонии со своим внутренним миром. Он не придумывал музыку, хотя окончил консерваторию и мог бы её складывать, зная законы гармонии. Но он, несмотря на все полученные знания, жил первозданным внутренним миром и именно поэтому смог написать песни, которые остались в сердцах людей. Да, он был заслуженным деятелем культуры Казахстана. Но гораздо более высоким знаком признания для него было то, что его песни стали народными. Об этом, наверное, мечтает каждый творческий человек.

- Один из песенных пиков Сейдуллы - это фестиваль «Золотой Орфей» в Болгарии в 1977 году, где Роза Рымбаева завоевала Гран-при с его песней «Алия» на слова Б. Тажибаева. Эта пронзительная композиция посвящена судьбе снайпера Алие Молдагуловой. Сейчас главным европейским фестивалем стало «Евровидение», но там фактически не звучат серьёзные песни, а если и звучат, то в рамках политической конъюнктуры. Не кажется ли вам, что произошла какая-то подмена ценностей? Теперь в Европе на музыкальных фестивалях могут побеждать бородатые женщины и другие персонажи со скандальным имиджем.

- Когда-то именно на «Евровидении» громко заявили о себе ансамбль АББА, Селин Дион. Это была очень высокая планка. И хотя популярность конкурса растёт, его музыкальное качество нередко оставляет желать лучшего. Нынешнее поколение живёт другими ценностями. В погоне за популярностью содержание часто уходит на второй план. Но, несмотря на это, мы должны сохранить человечность и в отношениях, и в музыке. Ведь мы не хотим жить в том обществе, где на алматинский памятник музыкантам Beatles забираются с ногами, садятся на шеи и гордо размещают эти фото в соцсетях. Мы хотим жить в обществе, в котором не нужно ходить в булочную с газовым баллоном. Поэтому вопросам развития культуры, её воспитания необходимо уделять первостепенное значение. Носителем культуры в любом обществе в первую очередь выступала интеллигенция. Она была костяком, стержнем народа. Интеллигентные люди - это не те, кто хорошо одет и хорошо образован, а те, у кого есть честь и совесть. Казахстанская культура получила мощный импульс развития в сложные годы, когда во время войны в Алма-Ату были эвакуированы ведущие киностудии и культурные организации Советского Союза. Практически в тот момент в Казахстане собрался культурный цвет огромной многонациональной страны. И это во многом стало причиной расцвета казахстанской культуры в последующие годы. Это относится не только к кино, но и к литературе, балету и, конечно, к музыке. Появилось новое музыкальное мышление. И песня «Алия» стала отражением этого развития. Я считаю большой удачей, что исполнить эту песню доверили Розе Рымбаевой. Все увидели, что в этой внешне хрупкой, худощавой девушке живёт огромная сила. И всё потому, что своим великолепным голосом она смогла передать дух предков, и эта героическая песня прозвучала громко и мощно на международном уровне.

- Почему в тот момент Сейдулла не продолжил сочинение героических баллад? Можно было, например, посвятить песню Маншук Маметовой.

- Сейдулла не любил зацикливаться на одной тематике. Это относится и к его творчеству, и к его деятельности - он был композитором, дирижёром, педагогом, руководителем студии. Наверное, поэтому вторая его песня, которая сразу ушла в народ, была «Дос туралы жыл». Это гимн дружбе, без которого не обходится ни один праздник, ни одна свадьба. Как только собираются три друга, они непременно поют эту песню.

- Сейдулла был творческим универсалом. Он мог создавать песни, мюзиклы, симфонии, писал музыку к фильмам. Продолжают ли его дело сыновья?

- Наш младший сын Данияр работает юристом в одном из министерств. А старший сын Санжар - это музыкальное продолжение Сейдуллы. Он также, как и отец, умеет слушать свой внутренний мир и не поддаваться соблазнам лёгкого пути в музыке. Он выбрал путь отца, но нашёл свою колею. Санжар пишет современную музыку. Развитие музыки можно в какой-то мере сравнить с развитием связи. На смену традиционным телефонам пришли смартфоны, которые позволяют уместить весь мир в ладони. Так же и классическая музыка - она не может стоять на месте. Её основы незыблемы, но современные формы видоизменяются. Когда Санжар выиграл свой первый конкурс в Москве, мне его музыка была ещё не понятна. Но в тот момент со мной поговорил профессор Московской консерватории, который объяснил мне движение творческой мысли Санжара. Я поняла смысл его новаторства и стала ощущать, как его мелодии раскрывают музыку внутри меня. Это очень важно, чтобы музыка, которая звучит на сцене, могла звучать внутри каждого человека. Буквально на днях Санжар приехал из Берлина, где состоялась премьера его музыкального спектакля на сцене крупнейшего театра для детей и юношества Германии. Сейчас он сотрудничает с музыкантами мирового уровня и известными театрами.

- Алматы является значимым музыкальным городом в Центральной Азии. Но почему нередко музыканты находят признание вдали от него? Роза Рымбаева и «А-Студио» - в Москве, Димаш Кудайбергенов - в Китае.

- Начиная с послевоенных времён центральноазиатские республики в музыкальном плане во многом ориентировались на Алма-Ату. И до сих пор этот город не потерял своего значения. Но для того, чтобы он сохранял свою привлекательность для музыкантов, нужна основательная музыкальная среда. Я обратила внимание на то, что развитие культуры имеет синусоидную форму, причём разнонаправленную с экономикой. Бывает так, что поднимается экономика, но культура дремлет, расцветает низкопробная попса. Но как только экономика идёт вниз, выстреливают какие-то звёзды. Они словно культурные скрепы, которые не позволяют нам упасть. Я не знаю, с чем это связано. По численности населения Казахстан невелик, но всегда находится какая-то звезда. И очень часто такие звёзды появляются сами, их не готовят концертные организации. А вы можете представить, сколько бы было таких звёзд, если бы мы им помогали зажечься? Об этом всегда думал и Сейдулла. Наша студия продолжает эту работу. На мой взгляд, Сейдулла продолжил традиции другого знакового композитора - Шамши Калдаякова. Они оба затрагивают тонкие струны национального восприятия. И если песни Шамши Калдаякова объединяли казахов, то произведения Байтерекова вывели их на международную арену. Каждая песня Сейдуллы - это вокальная форма. Я признаю, что не всегда могу передать глубину его песен, потому что они очень непростые. И их признание за рубежом говорит о том, что они понятны всем, независимо от того, на каком языке звучит песня.

Беседовал Олег БЕЛОВ