ДЕТИ - БУДУЩЕЕ НАЦИИ

00:56 27/06/2018

98
За распространение информации без указания на возраст вводится ответственность

Информационные потоки пронизывают все сферы человеческой жизни и с каждым днём играют всё более нарастающую роль в условиях глобализации мирового сообщества. Развитие и распространение информационно-коммуникационных технологий, их проникновение практически во все сферы жизнедеятельности, с одной стороны, - важныё фактор мировой интеграции, социального развития и экономического роста, с другой - сильнейший катализатор информационного обмена. Но эти технологии несут в себе также множество как явных, так и скрытых угроз. 

ОСНОВА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
 Необычайную значимость в связи с этим приобретают вопросы обеспечения информационной безопасности. Существует мнение, что информационная безопасность в современном постиндустриальном мире, где основным товаром является информация, и именно та или другая информация влияет на принятие государством тактических и стратегических решений, является основой национальной безопасности.
На прошлой неделе в ходе заседания сената парламента РК депутаты приняли закон РК «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», а также сопутствующий закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Мажилисмен Бекбулат Тлеухан, представляя документ, подчеркнул, что законопроект инициирован депутатами парламента РК.


«Одним из актуальных и важных вопросов, обсуждаемых в последнее время, является способность государства защитить своё подрастающее поколение от информационных угроз нового типа - это дистанционное управление детьми, влияние которого усиливается с каждым годом. Мы долго обсуждали данный проект закона, он обсуждается ещё с четвёртого созыва, можно сказать, что это очень проработанный закон», - сказал он.
По словам депутата, основные цели проекта закона - обеспечение защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, реализация прав детей на получение информации, соответствующей их возрасту.
 «В связи с этим законодательно предусматривается ряд новелл: закрепление критериев содержания информационной продукции, предназначенной для разных возрастных групп детей, с учётом их психофизиологических особенностей. Всего предусматривается шесть категорий информационной продукции для детей. Разграничение компетенции госорганов по осуществлению контроля над распространением информации, причиняющей вред здоровью детей. Определение субъектов, осуществляющих возрастную классификацию», - отметил парламентарий. 
При этом данное требование не распространяется на осуществление возрастной классификации фильмов. Эта функция закреплена за уполномоченным органом в сфере культуры.
 «Также предполагается определение субъекта, осуществляющего нанесение знака возрастной категории на информационную продукцию. Введение определённых требований к распространению информационной продукции. Участие общественности в осуществлении общественного контроля в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью. Наделение уполномоченного органа функцией по разработке и утверждению методики присвоения информационной продукции в возрастную классификацию», - пояснил Б. Тлеухан.
Также на заседании депутаты приняли сопутствующие поправки. «Мы приняли сопутствующий законопроект. Документом предусматриваются следующие поправки: в Уголовный кодекс - направленные на уточнение классифицирующих признаков по доведению до самоубийства, вовлечению несовершеннолетних в совершение уголовных правонарушений. В КОАП вносятся поправки в части установления ответственности за распространение несовершеннолетним информационной продукции, запрещённой для детей; за распространение периодических печатных изданий, аудиовизуальной или печатной продукции без знака возрастной категории, несоблюдение установленного времени при распространении теле- и радиопрограмм, содержащих информацию, отнесённую к возрастной категории с 18 лет», - пояснил депутат.
«В Предпринимательский кодекс вносятся поправки в части выведения из общего порядка проведения государственного контроля проверок, осуществляемых органами внутренних дел, связанных с соблюдением требований к продаже несовершеннолетним информационной продукции, запрещённой для детей. В закон «О правах ребёнка РК» вносятся поправки в части дополнения полномочий центральных исполнительных органов компетенций по реализации государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. В закон «О культуре» - поправки в целях унификации индекса фильма, с возрастной категорией, предложенной основным законопроектом. В закон «О телерадиовещании» вносятся поправки в части корреспондирования с поправками, предусмотренными в основном проекте закона. В целом законопроектом предусматриваются поправки в 3 кодекса и 4 закона», - заключил мажилисмен.

ПРОБЛЕМА ДНЯ
Под информационной безопасностью понимается защищённость информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений, в том числе владельцам и пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры.
 Актуализация проблемы защиты информационного пространства и его влияния на информационную безопасность непосредственно связана с существующими реальными и потенциальными угрозами и вызовами безопасности государства, уровень и масштабы которых в последнее десятилетие существенно возросли и приобрели весьма опасный характер. Исходя из того, что информационная безопасность на рубеже третьего тысячелетия выходит на первое место в системе национальной безопасности, формирование и проведение единой государственной политики в этой сфере приобретает приоритетное значение.
Государство занимает особое место как среди субъектов государственной информационной политики, так и среди субъектов обеспечения информационной безопасности, поскольку оно обладает уникальными средствами и силами противодействия угрозам в данной сфере. Свою деятельность государство осуществляет совместно с индивидами и обществом, но при этом влияние государства на обеспечение безопасности является определяющим.
Все органы государства в той или иной мере участвуют в деятельности по обеспечению информационной безопасности. Однако их компетенция и предметы ведения в данной сфере деятельности различны, в зависимости от целей и задач, стоящих перед этими органами.
Учитывая, что информационные системы и информационные ресурсы создаются и используются всеми органами государства, в системе обеспечения информационной безопасности особую роль играют те органы государства, которые выполняют руководящие и координирующие роли, от оптимального определения компетенции которых в существенной степени зависит информационная безопасность страны. 

Михаил ПРИБЫЛОВСКИЙ