Остановки без требований

00:29 19/07/2018

334
Значительную часть своей жизни жители городов проводят на остановках. Для Казахстана, где температура в течение года может меняться от -40 до +40 градусов, к остановкам должны быть особые требования.

На фото видно, как люди стоят не на остановке, а за ней. Но это едва спасает их от адской жары. Расположена она на Байтурсынова - Сатпаева. Фото Джохара Утебекова


Вот как обстоят дела в Алматы, крупнейшем мегаполисе страны, где накоплен огромный опыт. Формально всё неплохо. В городе даже есть умная остановка на Джандосова-Манаса с бесплатными wi-fi, подзарядкой гаджетов и системой навигации. Она оборудована солнечными батареями, информационным экраном, пандусом, противоаварийными стойками. Правда, построена она частным университетом. Если взглянуть на обычные остановки, то они, как правило, современные, с использованием прозрачных стен, и меняют их регулярно, пусть и не так часто, как бордюры. Но вот что думают об этой неустанной заботе горожане. 

Nadine Seib: «Многие остановки без крыш, без названий, без возможности узнать номера автобусов, без переходов, далеко или слишком близко друг от друга, не удобно, не оптимально, не продуманно».

Светлана Баядинова: «Люди прячутся от солнца за остановкой, сбоку, везде, где падает тень. Это бесполезные сооружения».

Ермек Исин: «Нам нужны остановки из прочного материала, устойчивого к различным погодным явлениям, с учётом климатических зон. Это могли бы быть полусферы из переработанного пластика, чтобы не продувало и не заливало. Чтобы люди могли комфортно сидеть. Главное - эргономичность. Это могут быть и остановочные комплексы, где можно выпить кофе, согреться». 

Светлана Волкова: «На Сулейменова - Джандосова новую остановку поставили в прошлом году поздней осенью. Но сиденья сделаны из металла. Даже деревянные бруски сверху не удосужились положить. Мне бы очень хотелось, чтобы сотрудники акимата посидели на таких скамейках зимой, когда они ледяные, а также летом, когда они раскалены на солнце до предела. Ни от дождя, ни от солнца они не защищают». 


Остановка Баумана на проспекте Райымбека.


Павильоны для загара
Возможно, эти остановки слишком опережают время. Может быть, они способны аккумулировать солнечное тепло в раскалённых скамейках, чтобы затем использовать его на нужды горожан? А может быть, они рассчитаны на термонепроницаемую одежду будущего, в которой можно легко садиться на ледяные или горячие скамьи и не бояться ветра, дождя и палящего солнца? Или это бесплатные солярии для тех, у кого нет возможности выехать к морю? 
Ответы мы попытались найти в исследовании общественного фонда МИСК (Молодёжная информационная служба Казахстана). Оно называется «Инвентаризация остановок в нецентральных районах Алматы». Активисты фонда проверили состояние остановочных павильонов на проспекте Райымбека (от ул. Саина до автовокзала «Саяхат»), проспекте Сейфуллина (от пр. Райымбека до железнодорожного вокзала «Алматы-1», в микрорайоне «Айгерим-1» и на автовокзале «Саяхат». 
Вот что было обнаружено. Остановочные конструкции присутствуют лишь на 60% остановок. Маршрутные листы присутствуют на 50%. Из 50 имеющихся:  13 - потёртые, не видно надписей, 15 - не полностью отражают действующие маршруты. В 40% случаев остановка занимает тротуар и препятствует движению по нему. 
Расстояния между остановками в целом нормальные. Лишь в одном случае оно было больше обычного. В 90% случаев автобусная разметка на дорожном полотне отсутствует. У 15% остановок асфальт и бордюры разбиты либо бордюров нет совсем. У 12% асфальта и бордюров нет. Сложнее всего людям с ограниченными возможностями - пандусами обеспечены лишь 10% павильонов. Фонари не работают на 65% остановок. Может быть, оно к лучшему - смотреть на такие остановки ещё то удовольствие. 


Остановка  Тлендиева на проспекте Райымбека.


Напряжённая обстановка на автовокзале «Саяхат» - вернее, на том, что от него осталось. Там расположена транспортная развязка в четыре направления и пересечение крупных улиц. Сразу бросается в глаза отсутствие специального пространства для посадки и высадки пассажиров на проспекте Райымбека, то есть того, чем являлся старый автовокзал, а существующие остановки как будто рассчитаны только на городской поток пассажиров, не учитывая областного объёма. Видно не только проблему с недостатком остановок, но и с транспортной и дорожной системами.
Автобусы и маршрутные такси паркуются иногда поперёк полосы движения. Также они паркуются и делают посадку на левой полосе движения, игнорируя площадку перед остановкой. 
В микрорайоне «Айгерим-1» 19 остановок, из которых только одна имеет конструкцию.
Вот что ещё показали наблюдения. После 7-10 минут ожидания некоторые люди ловят такси. На «Саяхате» за 40 минут такси ловят 59 человек, из них 46 - на второй полосе движения.
Опросы горожан о том, сколько времени они ждут свой автобус, показали: 5% ждут 1-5 мин., 29% - 5-10 мин., 41% - 10-20 мин., 25% - более 20 мин.

Вы видите остановку на конечной 5-го троллейбуса? Нет? И мы не видим. А она есть! Эта проплешь сбоку от вокзала «Алматы-2»! Конечная остановка на нашем центральном вокзале. Ещё и «зебры» нет. К вокзалу придётся топать через проезжую часть. Да и от него тоже.       
Фото Джохара Утебекова


Основные выводы исследования
 Пассажиры ожидают транспорт на остановках от 1 до 15 минут, проводя затем от 30 до 60 минут собственно в пути, что является слишком большой потерей времени.
 Горожане хотели бы видеть на остановках: маршрутные таблицы, доски объявлений, оборудование остановок интернетом и зарядными станциями. Ни одному из этих условий остановки на участках не отвечают: только на 44% участков есть маршрутные таблицы по движению транспорта, а по остальным трём потребностям - нет такой обеспеченности, как нет и информации о том, идентифицированы ли они акиматом как потребности и включены ли в план развития территорий.
С маркетинговой точки зрения, на каждых трёх остановках ежедневно находятся 110 женщин и 130 мужчин, и одна из трёх первых их потребностей - это доски объявлений, то есть каналы коммуникации. Это очевидное место и время для новых сценариев: экономических, образовательных и культурных, что вместе с тем не отменяет необходимости улучшать качество движения общественного транспорта, чтобы люди могли добраться до пункта назначения быстрее. 
 Замер социальных сценариев может быть полезным инструментом для гражданского мониторинга качества работы общественного транспорта: пассажиры могут сами исследовать тайминг движения, поведение водителей и так далее.
 На периферии города отмечается острый недостаток транспортного обеспечения, используется старый транспортный парк. 
Общие выводы неутешительны. Несмотря на активную модернизацию и «евроремонт» городского пространства, остановки в большинстве своём не отвечают требованиям горожан. Создаётся ощущение, что для этих павильонов ожидания вообще нет никаких требований. Возможно, будет полезен опыт Шымкента, акимат которого обязывал своих сотрудников совершать поездки на общественном транспорте. Тогда бы сотрудники акимата Алматы узнали, что такое металлическое сиденье с солнечным подогревом и насколько его температура отличается от кабинетного кресла. 

Олег БЕЛОВ