КАТИТСЯ, КАТИТСЯ ГОЛУБОЙ ВАГОН

01:34 25/07/2018

206
Как в Усть-Каменогорске вновь запустили трамвай

После трёхмесячного перерыва в Усть-Каменогорске вновь возобновлено движение трамвайного транспорта.

Для справки: в Казахстане осталось всего два города, где осталось такое недорогое и надёжное средство передвижения, как трамвай. 

С чего всё началось

Ситуацию, которая привела усть-каменогорских трамвайщиков практически к коллапсу, мы подробно описывали в прошлом году («Трамвай «Желание» - «АиФ», № 40, 2017 г.). Она началась в далёком уже 1997 году, когда городские власти (в русле тогдашней моды на приватизацию) решили избавиться от преуспевающего предприятия и продали его недобросовестным частникам. И пошло-поехало… Новоявленные владельцы (а они менялись как перчатки), озабоченные лишь наживой, пустили всё на самотёк. Годами не ремонтировались рельсовые пути, приходили в негодность вагоны, месяцами не выплачивалась заработная плата, за спиной коллектива разбазаривались уникальная техника и производственные площади. Такая политика тогдашних «отцов города» стала причиной массового ухода из отрасли специалистов довольно редкой, специфической профессии. Тогда, кроме всего прочего, собственниками были попраны и конституционные права сотрудников. Изменить ситуацию не смогли ни общественные органы, (профсоюз транспортников), ни четвёртая власть, бьющая набат с помощью своих острых и многочисленных публикаций как в областных, так и в республиканских газетных изданиях. 
Таким образом, транспортное предприятие находилось в подвешенном состоянии более десяти лет. Неоплаченные долги по заработной плате, задолженность поставщикам электроэнергии и коммунальные услуги перевалили за полмиллиарда тенге.

Смелость города берёт 

Гордиев узел проблем, терзавших долгие годы трамвайный парк и считавшихся неразрешимыми, приведших в конце концов к остановке его деятельности, был наконец-то разрублен решительной рукой акима области Даниала Ахметова. Именно он принял волевое решение передать частное транспортное предприятие в муниципальную собственность города и нашёл для этой цели действенный правовой механизм. Когда банк, которому владелец задолжал 450 млн тенге, выставил предприятие на торги, социально-предпринимательская корпорация «Ертис» выкупила его и передала в управление учредителю, которым стала финансовая структура городского акимата. 
Был период, когда горожане начали терять надежду, что Усть-Каменогорск сохранит электротранспорт, которому в следующем году исполнится 60 лет. Именно тогда по маршруту № 1, соединяющему Усть-Каменогорский железнодорожный вокзал со свинцово-цинковым комбинатом (крупнейшее градообразующее предприятие), открыл движение первый трамвай. Но, как гласит народная мудрость, «надежда умирает последней». Призывная трель трамвайного звонка и постукивание колёсных пар на стыках рельс, эхом разнёсшееся по городским улицам, подтвердило это, оповестив о начале новой эпохи для трамвйщиков. Первый голубой вагон, радуя взор горожан своим ухоженным видом и просторными салонами, покинув южную столицу (13 чешских трамваев были приобретены по сходной цене в Алматы, отказавшемся от этого вида транспорта), начал свою новую жизнь в Усть-Каменогорске. А трамвайный парк, вернувшись в родную гавань госсобственности, получил имя «Транспортная компания города Усть-Каменогорска». Руководителем её назначен Владимир Панков, бывший когда-то главным инженером трамвайного парка. 

- Владимир Георгиевич, во время прошлого интервью вы, говоря, что в одну воду дважды войти невозможно, тем не менее ратовали за возвращение предприятия в муниципальную собственность. И вот это произошло. Ваши действия по возрождению своего детища… 

- Работы, конечно же, невпроворот. Основные силы брошены на адаптацию импортной техники к местным условиям.
Алматинские трамваи едут плавнее, но вот дребезжат на некоторых участках намного сильнее из-за состояния рельсов. Более шести километров путей требуют замены. Депо, подстанции в плачевном состоянии, восемь километров контактных сетей нужно менять. «Новички» оказались чувствительными не только к старым рельсам, но и к стрелочным переводам. Когда мы пробно выпускали на линию вагон, он прошёл весь маршрут, а вот в парк заехать никак не мог. Проблема оказалась не в трамвае, а в стрелочном переводе, настолько он здесь изношен. Запускать алматинские трамваи будем поэтапно. Для их технического обследования нужны специалисты, которых в трамвайном парке недостаточно, а те, кто есть, «обучены» на ремонт старых усть-каменогорских вагонов. Весь ремонтный персонал ранее ремонтировал релейно-контактную схему, а алматинские вагоны на электронном управлении. Кроме того, не хватает рабочих рук. По нормативам должно быть 68 мастеров, их сейчас всего 37. Оборудование, которое есть в парке, также предназначено для старых вагонов, и его нужно постепенно обновлять. Один вагон мы готовили сегодня выпустить на маршрут, а он не подключается, срабатывает аварийное торможение. Сейчас выясняем причины, почему так происходит. Поэтому сказать, когда точно все 13 вагонов выйдут на линию, я не могу. В перспективе по городу должны ездить 25 трамваев, к этому мы постепенно будем двигаться. 

- Когда планируете избавиться от государственных дотаций и как в прежней, дореформенной, жизни стать рентабельным и преуспевающим предприятием?

- Слишком сложный вопрос - уж больно много времени упущено, слишком много «дыр» приходится латать. Для того чтобы в дальнейшем обеспечить устойчивую работу предприятия, необходимо восстановить планово-предупредительный ремонт трамвайных вагонов, путевого хозяйства, энергохозяйства. 

- В городе ходят слухи, что вновь приобретённые трамваи - утильсырьё. В подтверждение приводят неприятный эпизод, когда во время премьерного дефиле голубой «экспресс» простоял долгое время на городском мосту обездвиженный. Что, первый блин комом? 

- Да, механическая часть трамваев изношена. Есть проблемы с электроникой. Но это ни в коей мере не говорит о том, что трамваи - утиль. При относительно небольших затратах их можно довести до нужной кондиции, и эта работа будет сделана. А с упомянутым случаем - в том, что сложилась подобная ситуация, есть и наша вина. Не до конца разобравшись с устройством вагонов и их техническим состоянием, стали выпускать их на маршруты. Уж больно велико было желание порадовать горожан новыми трамваями. 
Необходимо пояснить, что вагон проходил обкатку и в нём находился специалист из Алматы. При дательном обследовании выяснилось, что сгорел элементарный предохранитель. Но пока разбирались, пока организовывали буксировку - время ушло.

Не забытое старое

Жители областного центра откровенно рады запуску рельсового транспорта. Уже на третьей остановке после выхода из депо все «сидячие» места в вагоне были заняты. 
- Без трамваев мы скучали. Казалось, даже этого привычного шума от них не хватало, - говорит жительница Усть-Каменогорска Зоя Смирнова. - Они экологичны, удобны. 
Радуются и работники трамвайного парка, это я увидел, наблюдая за выражением лиц и спорой работой кондукторов, обилечивающих пассажиров. Ещё недавно на них лежала печать безысходности…

Анатолий ЛАПТЕВ