КАК ПОЛУЧИТЬ МИЛЛИАРД

00:51 01/08/2018

497
Они знают законы и понимают, как их обходить. 2017 году 76% госзакупок были проведены катастрофически неконкурентным способом «из одного источника». А это 2 600 000 000 000 тенге! Кто заблудился в нолях, речь идёт о триллионах!

О том, как в стране ведётся борьба с коррупцией, нам рассказал Дидар Смагулов, руководитель управления формирования антикоррупционной культуры департамента антикоррупционной политики Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции.

ЧТО ПРОИСХОДИТ?

 - В 2015 году Нурсултан Назарбаев подписал Закон РК «О государственных закупках», в этом году в него внесены поправки — в основном они касаются сферы строительства. Закон регламентирует все условия для осуществления госзакупа и, наверное, должен закрывать лазейки для воровских схем. Но они существуют. Каким образом недобросовестным участникам удаётся обойти рамки закона? Что это  несовершенство закона или намеренно оставленные «овалы», позволяющие двигать коррупционные схемы?

 - Вы правильно заметили, что в закон периодически вносятся поправки. Прежде всего это связано с тем, что уполномоченный орган заинтересован совершенствовать эту сферу, ежегодный оборот которой составляет порядка трёх триллионов тенге.

 Правоприменительная практика позволяет выявлять недочёты и коллизии, а также причины и условия для совершения незаконных действий или снижения эффективности самой процедуры закупок. Но мы имеем дело с нормами закона, которые принимались для благих целей, однако в определённый момент их начали использовать как инструмент для своих не совсем хороших дел.


ВПЕЧАТЛЯЕТ!

Мутные схемы, как спрут, — везде.

ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, автомобильных дорог, строительства и жилищной инспекции города Каражал Карагандинской области» 23 октября 2017 года объявило государственные закупки услуг технического надзора по объекту «Реконструкция канализационных сетей города Каражал». Всего запланировано на эту услугу 7 339 888 тенге.

 24 января 2018 года заключается договор с ТОО «Alem Construction Group» на оказание данной услуги на сумму 2 тенге. Ни больше ни меньше. На первый взгляд может показаться, что это очень удачная закупка — сэкономлены колоссальные бюджетные средства. Но это демпинг. То есть таким образом отсечены другие участники закупок. Ведь понятно, что никто за 2 тенге эту услугу не окажет. 1 февраля 2018 года сторонами заключено дополнительное соглашение до суммы 3 330 000, то есть договор увеличен в 1 650 000 раз! При этом объём работы остаётся прежним. Более того, изучение приложенных документов показало, что в технической спецификации директор ТОО указывает сумму работ — 7 339 888 тенге. Ровно столько, сколько заложено в бюджете. Совпадение? Не думаю. Это означает, что по закону договор можно увеличить ещё больше — ровно до запланированной суммы, увеличив сумму «допика» в 3 669 944 раза. 


НЕИССЯКАЕМЫЙ ИСТОЧНИК

- Как получается, что тендеры, конкурсы и аукционы часто сводятся к схеме закупа из одного источника? Или, что ещё интереснее: как появляются дополнительные соглашения, которые превышают суммы основных договоров в десятки, а то и в сотни раз?

 - Здесь применима классическая фраза: хотели как лучше, а получилось как всегда. Речь идёт об основаниях заключения договоров из одного источника. То есть изначально они (основания) предусматривали собой ряд обстоятельств, когда заключать закупки из одного источника было единственно верным решением. Однако на практике мы пришли к тому, что сегодня большая половина закупок и конкурсов проводятся из одного источника. Это стало отработанной схемой. Остро стоит вопрос сокращения указанных оснований, сейчас их количество составляет 53.


Более того, впоследствии к этим договорам заключаются дополнительные соглашения по увеличению суммы договора. Я считаю, что это один из самых рисковых моментов. Самое тревожное, что действительно размер увеличения абсолютно ничем не ограничивается. То есть не только в десятки или сотни раз, но в отдельных случаях и в миллионы.

Ещё одна из интересных закупок — это объявление ГУ «Управление автомобильных дорог города Астаны», которое 6 апреля 2017 года объявляет конкурс на нанесение дорожной разметки суммой 254 354 510 тенге. По его итогам 11 апреля заключается договор — из одного источника по несостоявшемуся конкурсу — с ТОО «СпецТрейдТМ» на сумму 33 065 812 тенге (в 7,6 раза меньше изначальной цены). 8 ноября 2017 года заключается дополнительное соглашение по данным закупкам с ТОО «СпецТрейдТМ» на общую сумму 1 500 000 000 тенге, превышающее сумму основного договора в 45 раз. При этом в технических спецификациях основного договора и дополнительного соглашения, размещённых на портале государственных закупок, общий объём работ указан без изменений, то есть 15 882 квадратных метра.

 Кроме того, ГУ «Управление пассажирского транспорта города Астаны» в 2017 году по аналогичной схеме — дополнительным соглашением к договору закупок из одного источника по несостоявшемуся конкурсу – увеличило сумму договора с ТОО «СпецТрейдТМ» по закупкам услуг по нанесению дорожной разметки с 237 590 615 тенге до 1 085 452 249 тенге. На 847 861 634 тенге! Таким образом, только по двум закупкам в Астане в прошлом году должны были нанести разметки на сумму более 2,3 миллиарда тенге. Причём все это проведено крайне неконкурентными способами закупок.

 Самое печальное, что уже в текущем году по аналогичной схеме — из одного источника по несостоявшимся закупкам — Управление пассажирского транспорта города Астаны увеличило сумму договора с ТОО «СпецТрейдТМ» по закупкам услуг по нанесению дорожной разметки с 68 493 320 тенге до 1 000 000 000 тенге. Уже на 931 506 680 тенге!


ГДЕ КОНТРОЛЬ?

- Кто должен осуществлять контроль за соблюдением законодательства в этой сфере? И почему явно коррупционные схемы работают у всех на глазах?

 - Уполномоченный орган — Министерство финансов РК. Одна из главных проблем — это внутренняя противоречивость его компетенций в этой сфере. Так, задача министерства, с одной стороны, - реализация государственной политики, а с другой — осуществление контроля в области государственных закупок. Это, в свою очередь, может послужить необъективному контролю со стороны Минфина и помехой в развитии этой сферы. Проблему необходимо решать, рассмотрев возможность разграничения указанных полномочий.

 Уследить за всеми закупками — задача не из лёгких. Она усложняется вопросом компетенций самого уполномоченного госоргана. Речь идёт о разграничении понятий камерального контроля и аудита, который является формой проверки и подлежит обязательной регистрации. Как правило, нужно веское основание для применения этих форм контроля, и оно есть не всегда.

 - Традиционный вопрос: что делать?

 - Инициировать изменения в действующее законодательство. Привлекать общественность и экспертное сообщество к изучению данного вопроса. Ваше интервью также станет подспорьем для положительного решения данного вопроса.

 Кстати, внесённый в мажилис парламента проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных закупок и закупок субъектов квазигосударственного сектора» получил активное обсуждение и предложения от депутатов. То есть это отличная возможность для того, чтобы изменить ситуацию. Важно участие каждой стороны. Вот несколько реальных примеров. Наверное, это наводит на размышления. Стоит обратить внимание на географию сделок.


А вот другой пример: Казахский национальный аграрный университет. 13 декабря 2017 года вуз решил приобрести 5 компьютеров и 5 моноблоков на сумму 3 948 000 тенге у ТОО «Alatek Solutions». 26 декабря в вузе пришли к мнению, что компьютеров мало. В итоге заключают, причём обойдя все конкурентные процедуры, допсоглашение ещё на 125 моноблоков и 65 компьютеров, увеличив сумму договора до 83 496 000 тенге. Идём дальше. 20 декабря в КазНАУ захотели себе установить на бетонной конструкции объёмную пластиковую фигурку размером метр на полтора, тем более что ТОО «NC» согласилось за работу взять всего 14 000 тенге, хотя объявлялись на 29 000 тенге. Но 26 декабря в вузе, видимо, засомневались: мол, почему всего одна конструкция - и решили закупить вторую. Причём у тех же ребят. Заключили допсоглашение, но уже на 8 988 000 тенге! За ту же конструкцию.


 Дальше — больше. Решили в КазНАУ накормить своих студентов обедом — 20 человек. ИП «ТЕС» согласилось накрыть два обеденных дастархана за 17 000 и 19 000 тенге — 850 тенге за обед. Почти уложились в алматинские цены. Но... В декабре или цены взлетели, или руководство передумало, но вуз заключает допсоглашение, конечно же, из одного источника, с ИП «ТЕС», доведя сумму договора до 10 187 000 тенге! Вы думаете, студентов стало больше? Нет, та же великолепная двадцатка голодных счастливчиков. Прибавилось только два ужина и два обеда. Вот цена самого дорогого из них: 4 351 000 тенге на 20 человек! Всего подобных закупок пиршеств с ИП «ТЕС» в 2017 году было четыре — на общую сумму 12 866 000 тенге, при этом «допиками» они завысились в 573 раза.


 Далее. Управление культуры и архивов города Алматы объявляет закупку услуги по розничной торговле книгами на сумму почти 9 000 000 тенге. ТОО «Книжный мир семьи» считает, что сможет оказать услугу по продаже 6723 книг за 1487 тенге. Да, мы ничего не перепутали, они снизили цену более чем в 6000 раз! Шесть тысяч! Договор заключают в сентябре. Естественно, снова из одного источника по результатам несостоявшихся закупок: в Алматы ведь мало книжных магазинов. ТОО обязуется продать книги за три месяца, а это 75 книг в день без выходных. А говорят, у нас мало читают. 11 октября 2017 года заключается допсоглашение, где чёрным по белому написано, цитирую: «1 487 заменить на 10 000 000». Увеличение в 6723 раза!


 РГУ «Воинская часть 7552 Национальной гвардии РК» закупает 5 метров проволоки, 10 квадратных метров сетки, 10 метров уголков и 6 квадратных метров настила — такой мини-ремонт. Но буквально через несколько дней, а в случае с проволокой через пять, «допиком» увеличили количество проволоки в 697 раз, уголков — в 499, сетки — в 197, настила — в 49. Всего в 2017-м нацгвардейцы завысили свои договоры в 1540 раз — почти на 15 000 000 тенге.


 ГКП на ПХВ «Алматы СУ» Управления энергетики и коммунального хозяйства города»

РГП «Казахский национальный университет имени аль-Фараби» закупает у ТОО «Logic Computers» (единственным учредителем указан Максим Севрюков) 10 суперкрутых моноблоков за 503 624 тенге каждый, а потом ещё 100, после — ещё 280.


Министерство инвестиций и развития РК — закупка «огнеупорных компонентов» у ТОО «KAR-TRADE GROUP» с увеличением суммы в 33 (!) раза - с 4 302 222 тенге до 143 023 586 тенге.


 

Михаил ПРИБЫЛОВСКИЙ