7 кругов автоЦОНа

01:00 01/08/2018

670
Переоформить авто – нет ничего невозможного. Среднестатистические алматинцы не слишком часто продают или покупают авто – в лучшем случае раз в 3-5 лет.

Но этого временного промежутка порой оказывается вполне достаточно, чтобы появились новые правила, «облегчающие жизнь» простым автовладельцам.

Как было раньше

Лет 10 назад, когда про специализированные автоЦОНы никто ещё не знал, переоформить авто можно было через городское управление ГАИ. Приезжаешь, проходишь сверку – сотрудники сверяют номера кузова и двигателя с данными в техпаспорте. После получаешь заключение и начинаешь бегать от здания к зданию – налоги, штрафы, снятие с учёта, подача документов на выдачу новых номерных знаков. Удовольствие, мягко говоря, достаточно сомнительное. Пока бегаешь с кучей бумажек, обязательно на горизонте будет маячить «помогайка», который за определённое вознаграждение возьмёт на себя оформление, и останется только ждать, пока он всё сделает. С «нужными» связями у такого «помогайки» переоформить авто получалось на порядок быстрее, чем у обычного гражданина.

СпецЦОН

С 2013 года жизнь автовладельцев несколько упростилась – появился специализированный автоЦОН. Изначально процедура была очень похожей: приезжаешь на авто, загоняешь железного коня на сверку – прошел успешно, снимаешь номера и отправляешься в само здание оформлять бумажную часть. Было несколько залов - на приём документов и выдачу готовых, кроме того, в центре обслуживания населения находились и работники налоговой службы – они могли и посчитать налоги, и посмотреть задолженности. Потом самое «весёлое» - давка в живой очереди возле касс, дабы оплатить долги и штрафы. Когда все долги перед государством автовладелец закрывал, он мог вместе с покупателем подписать соглашение о продаже авто у другого сотрудника ЦОНа. На этом их пути расходились – новоиспечённый владелец подавал документы на постановку машины на учёт и оставался дожидаться новеньких номеров, а экс-владелец ТС отправлялся по своим делам.

Новые правила

С 26 мая вступили в силу изменения и дополнения в «Правила государственной регистрации и учёта отдельных видов транспортных средств по идентификационному номеру транспортного средства, подготовки водителей механических транспортных средств, приёма экзаменов и выдачи водительских удостоверений». Одним из пунктов правил стало упразднение процедуры сверки авто. Теперь нет необходимости сверять номера кузова и двигателя, и человек отправляется сразу оформлять документы.


С 1 января 2018 года перечень государственных номеров повышенного спроса дополняется номерами с цифровыми обозначениями 010, 020, 030, 040, 050, 060, 070, 077, 080, 090, 707, а также одинаковыми буквенными обозначениями. Их стоимость - 138 768 тенге.

Госномера 010, 020, 030, 040, 050, 060, 070, 077, 080, 090, 707 с одинаковыми буквенными обозначениями стоят 274 170 тенге.

Госномера 100, 111, 200, 222, 300, 333, 400, 444, 500, 555, 600, 666, 700, 800, 888, 900, 999 с одинаковыми буквенными обозначениями - 466 570 тенге.

Госномера 001, 002, 003, 004, 005, 006, 007, 008, 009, 777 с одинаковыми буквенными обозначениями - 685 425 тенге.

В минувшем году алматинцы приобрели 1 500 комплектов госномеров повышенного спроса на общую сумму свыше 540 миллионов тенге.


«Следует отметить, что изменения направлены на создание благоприятных условий для граждан при регистрации транспорта и получении водительского удостоверения. Так, отменяется прохождение осмотра ранее зарегистрированных транспортных средств при перерегистрации: при постановке на учёт, внесении изменений в свидетельство о регистрации транспортных средств и других регистрационных действиях», - написала ещё тогда на своей странице в Facebook пресс-секретарь КАП МВД Ирина Лукьянина-Костерева.

Вместе с тем осмотр сохранился для первичной регистрации «с целью сверки соответствия номерных агрегатов учётным данным обязательно (за исключением транспортных средств, приобретённых у официального дилера (представителя) производителя транспортного средства на территории Республики Казахстан)».

«Таким образом, только ввозимые из-за рубежа в Казахстан транспортные средства, в том числе из стран ЕАЭС, при постановке на учёт должны проходить процедуру осмотра», - отмечает пресс-секретарь КАП МВД.

Но на этом новшества не заканчиваются. Теперь происходит одновременное снятие и постановка на учёт авто – в кассу оплачивается госпошлина за новые номерные знаки, подаётся «пакет документов», который в обязательном порядке должен содержать техпаспорт автомашины, старые номерные знаки, квитанции (именно квитанции на бумажном носителе, а не электронный документ – распечатать его в автоЦОНе попросту негде) об оплате налогов за последний, а лучше за последние несколько лет. Предоставив все эти документы, вы получаете номерок и ждёте, пока ваш номер не высветится на специальном табло. Только вот табло висит в одном зале, а принимают документы в другом – так что как только высветилась ваша «заветная цифра», следует очень быстро шагать из зала в зал – иначе можете попросту не успеть, и придётся заново брать номерок и ждать своей очереди. Уже во втором зале вместе с сотрудником ЦОНа вы и новый владелец авто подписываете соглашение о купле-продаже в двух экземплярах, каждого из вас фотографируют, заполняют данные. Интересно, что теперь можно тут же выбрать госномер, понравившийся вам, но не попадающий в категорию номеров особого спроса. И уже с этим новым набором документов вы получаете новый номерок и ждёте своей очереди. Ожидание занимает примерно 2 часа. Потом или повезло, или нет. Если все документы были собраны, штрафы и налоги оплачены, причём важно, чтобы штрафы были не только погашены, но и не «висели» в базе данных. Повисшие штрафы можно повторно оплатить в кассе, доплатив по 350 тенге за каждую квитанцию. Потом, говорят, можно через ГАИ вернуть повторно оплаченные штрафы. Важно проверять наличие санкций не только по водительскому удостоверению, но и по ИИН. В случае если у вас есть штраф за другой автомобиль или же штраф за административное правонарушение (например, не сданная вовремя отчётность по ИП), будет возврат документов. И всё придётся начинать сначала.

Упрощение до невозможности

При подаче документов повторно вам могут намекнуть, что, мол, в первый раз был возврат документов, поэтому второй раз будут смотреть ещё пристальнее… И предложат за вознаграждение со стопроцентной вероятностью «провернуть дело». Причём ожидание мистическим образом может сократиться с 2 часов до 30 минут. И всё это под непрерывно звучащий из громкоговорителей призыв не давать взяток никому, не поддаваться на уловки, с разъяснением чем может обернуться дача или же получение взятки. И всё это при наличии огромного количества видеокамер.

Наверное, пока ни наше общество, ни системы не готовы жить без взяток, ускорения и «бегунков». Так почему же не вынести отдельно услугу – ускорение, помощь в оформлении и прочее? Тогда, так же как и с номерными знаками повышенного спроса, которые, к слову, красуются на отдельном стенде с ценниками и оплачиваются через кассу, и эти поступления будут идти в бюджет…


Владельцы автотранспорта имеют возможность выбрать госномер и подать все документы через портал электронного правительства, там же уплатить все пошлины и сборы, а затем обратиться в РЭП или спецЦОН и получить номерной знак и свидетельство о регистрации транспортного средства.


 

Амир КЕРИМБЕТ