ГЛАВНЫЙ ПРАЗДНИК ИСЛАМА

08:00 21/08/2018

49
Курбан-айт по своей значимости в исламе является главным праздником. В различных мусульманских культурах он имеет другие названия – Курбан-байрам, Ид аль-Адха.

Перевод и смысл один: праздник жертвоприношения. Жертвоприношение является кульминационным, последним этапом хаджа, одного из столпов ислама. По мусульманскому календарю он приходится на семидесятый день после Ораза-айта.

Жертвоприношение в исламе является свидетельством продолжения авраамической традиции, поскольку оно связано с именем пророка Ибрахима (Авраама). Всевышний попросил принести ему в жертву сына и, видя готовность Ибрахима к закланию, Бог заменил жертву сына на овцу. Преданность Ибрахима Всевышнему является символом истинной веры. Соответственно, в исламской традиции курбаном именуется всё то, что приближает человека к Богу, а ритуальное заклание животного в праздничный день подразумевает духовное обращение к Богу. В Коране имеется множество ссылок на значение жертвоприношения. Так, в суре 22, аяте 37 говорится: «…ни их кровь, ни мясо их к Аллаху не восходит – лишь ваше благочестие возносится к Нему» (в переводе В. Пороховой).

Жертвоприношение имеет определенные правила и требования, как к жертвенному животному, так и к самому обряду. Праздник связан также с идеей благотворительности. Мясо жертвенного животного традиционно делят на три части: одну часть отдают родственникам, вторую – нуждающимся, третью оставляют у себя и созывают гостей. Торжественную и значимую атмосферу создают такие ритуалы, как приготовление праздничного стола и прием гостей, посещение родственников, друзей, соседей, поминовение усопших и посещение могил родственников.

В советское время Курбан-айт в Казахстане стал домашним праздником, особенно приносящим большую радость старикам и детям. Бабушки и дедушки одевались в парадные, новые одежды и ходили друг к другу в гости. Их зачастую сопровождала ребятня, которая собирала айтык в виде сладостей и монет. С 2005 года первый день Курбан-айта, как и православное Рождество, стал выходным днём. И сегодня мы можем наблюдать возрастающую значимость праздника для мусульман.

Рузия КAMAРОВА,
доцент кафедры религиоведения Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева