​Возможно ли?

07:50 21/08/2018

84
Как избежать отключения от горячей воды

Сфера жилищно-коммунального хозяйства одна из наиболее обсуждаемых в казахстанском обществе. Нерадивые КСК и коммунальные предприятия ругают уже не только бабушки на лавочках. Пожалуй, нет ни одного алматинца, довольного отсутствием прозрачности в этой сфере. Многие не понимают, откуда в квитанциях появляются непонятные данные. И вот, чтобы сделать жизнь граждан комфортнее, сферу ЖКХ решено сделать цифровой, прозрачной и «умной». А готовы ли мы к «цифре»?

Что творится в государстве

«Чтобы обеспечить прозрачность бизнес-процессов в компаниях, предоставляющих услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, необходимо сформировать единую информационную систему для них», - считает председатель правления АО «Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства» Мейржан Майкенов.

При этом уже не первый год ведется работа по созданию единой интеллектуальной информационной системы. Разрабатываемая платформа призвана объединить всех участников сектора в одном информационном поле, а применение инструментов цифровой экономики должно дать возможность оценить состояние отрасли в целом и предпринять дальнейшие шаги по ее развитию.

 «Если говорить в целом об отрасли ЖКХ, то проблем много, отрасль большая и затрагивает интересы каждого гражданина в сфере жилищного, коммунального хозяйства, много вопросов в части эффективности и прозрачности деятельности управляющих компаний: КСК, платежи за ремонтный фонд, и эти моменты вызывают много нареканий. В коммунальной сфере большая проблема - непрозрачность сектора. Многие монополисты находятся в убыточном состоянии, нет инвестиций в сектор, тарифы может где-то несоразмерные. Для решения этой задачи Казахстанским центром модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства была разработана концепция единой информационной системы КСК «е-шанырак» - своего рода цифровая экосистема, к которой будут подключены все участники процесса. Программа разбита на несколько этапов, сегодня идет активная работа по разработке самой платформы и, соответственно, стоит вопрос об инвентаризации жилого фонда и приборизации - первые вопросы, на которые требуется ответить», - отмечает Мейржан Майкенов.

Запутались, однако…

При этом в стране достаточно большая путаница: пока нет четкого понимания и определения, что же такое из себя должен представлять «жилой дом». Данные статистики разнятся - по одним в стране 500 тысяч жилых домов, по другим - 80 тысяч. Поэтому требуется провести инвентаризацию и паспортизацию всех объектов.

«После инвентаризации мы сможем понять техническое состояние и уровень оснащенности приборами домов. Сегодня уровень приборизации по Казахстану не превышает 45% по всем видам ресурсов. Это более 60 тыс. приборов. В стране нет ни собственных разработок, ни крупного предприятия по изготовлению приборов учета. Сейчас идет спор об использовании умных приборов, оснащенных функцией дистанционной передачи данных. Из установленных приборов учета порядка 34% уже требуют модернизации - приборы устарели морально или же не имеют функции передачи данных. Это только часть платформы, акцент сейчас делается на общедомовые приборы учета, в частности по теплу, потому что в целом по электроэнергии практически в каждой квартире установлены счетчики. Но там стоит вопрос о дистанционной передаче данных, важно, чтобы счетчики стали умными. Прежде чем говорить о приборизации квартир, важно понимать, что у нас творится с самим домом», - уверен чиновник.

Вообще, в стране уже существует более 10 информационных систем для КСК. Теперь важно все их интегрировать в общую платформу «е-шанырак.

После того как с домами и отдельными квартирами вопрос будет решен, очередь за монополистами. На этом этапе необходимо, чтобы цифровыми стали городские сети, тогда коммунальщики смогут видеть, сколько на самом деле происходит потерь электро-, водо- и теплоресурсов и на каких этапах. Сейчас непонятно, где фактически происходят потери, а разница ложится на плечи конечных потребителей.

Первую ласточку мы увидим этой осенью. С 1 октября произойдет запуск платформы в пилотном режиме в 16 регионах страны. Пока в действе участвует 190 домов.

«От Алматы - 14 домов. Все они полностью приборизированы. Они в октябре-ноябре будут подключены к общей системе, и начнется тестовый режим. В октябре-ноябре планируем подключить к системе уже КСК, а в декабре-январе - запустить в промышленную эксплуатацию. В целом оснастить приборами учета весь Казахстан планируется к 2023 году», - отмечает М. Майкенов.

Городские запросы

 «Мы понимаем, что основная айти-сфера и стартап-проекты говорят о том, что в основном проекты сосредоточены на территории Алматы. Ситуация такова, что по городу мы имеем не очень оптимальные технологические процессы по коммунальным предприятиям, предприятия имеют недостаточно высокий тариф и недостаточно высокие технологические процессы. Наша главная задача - создать комфортные условия для наших жителей. Организация и оптимизация всех технологических процессов и внедрение высокого уровня приборизации и автоматических систем позволит нам снизить себестоимость услуг, мы сможем предоставить качественные услуги по приемлемой цене для жителей города», - отмечает заместитель акима Алматы Алмас Мадиев.

Хотелось бы верить, что с наступлением цифровой эпохи на коммунальных предприятиях города появится и прозрачность, и отлаженность процессов и исчезнут многочисленные очереди недовольных счетами граждан. Интересно, что, как правило, большие счета людям приходят в том случае, когда общедомовые приборы учета некорректно передают данные в течение определенного времени. Как только у коммунального предприятия нет данных по определенному дому, начинается начисление по тарифу. Не редки случаи, когда КСК либо вовсе выключает прибор или же недостаточно тщательно следит за его исправностью. Встречаются и моменты, когда в период межсезонья или в отопительный период КСК по старинке производит сброс воды, попросту забывая, что расходы по оплате пролитых кубометров будут нести жильцы дома.

Ответ коммунальщиков

Коммерческий директор ТОО «Алматинские тепловые сети» Эльмира Байчигасова отметила, что в рамках программы по цифровизации в этом году коммунальное предприятие реализует сразу три проекта. Первое направление - диспетчеризация технологических процессов. После его запуска экономия по расходам предприятия составит около 170 млн тенге ежегодно. Второе направление - приборизация. Город закупает 2,5 тыс. приборов учета в лизинг.

«Это сделано для того, чтобы потребителю в ежемесячных расчетах за установку общедомовых приборов учета было легче платить. Стоимость варьируется от 100 до 300 тенге с квартиры ежемесячно. Сейчас в городе оснащенность ОПУ составляет 63%, к концу года планируется оснащение уже на 93% - не устанавливается приборы только в тех домах, где нет технических условий или экономической целесообразности», - отметила она.

В целом же установка общедомовых приборов позволяет экономить в среднем 30% оплаты за отопление.

Финальная точка - доработка биллинговой системы, которая позволит отслеживать баланс потребления и поставок горячей воды.

«Тут необходима доработка многих нормативно-правовых документов, для того чтобы делать корректное перераспределение баланса. Предложения направлены в соответствующие инстанции. Важно, чтобы жители получали корректное начисление и понимали, за что они платят», - заключила Э. Байчигасова.

Правда, готового решения, которое можно было бы внедрить в городе, нет. Ведутся переговоры с различными компаниями по доработке и запуску систем. В программных продуктах и современных приборах учета нуждается и ГКП «Алматы су». «Мы два больших коммунальных предприятия, работаем параллельно с «АлТС». Нам также необходимо проводить анализ по водному балансу и налаживать работу с потребителями. Ведется работа по созданию электронной карты - по водопроводным сетям и источникам уже создали, теперь ведется работа по созданию карты по водоотведению. Эта база данных для нас нужна, и она позволит дальше работать с показаниями, объемами потребления, начиная от уровня источников до уровня границы с потребителями», - отметил первый заместитель генерального директора ГКП «Алматы су» Берик Жамбулов.

Как не платили, так и не платят…

Очередной этап отключения должников проводят «Алматинские тепловые сети». Жители Алматы, имеющие задолженность перед тепловиками за отопление и горячую воду, в ближайшие дни будут полностью отключены от услуг теплоснабжения. Цель проводимых мероприятий - добиться погашения долгов за потребление тепловой энергии (горячая вода и отопление). По информации ТОО «Алматинские тепловые сети», с начала 2018 года было отключено 3150 зданий, в числе которых многоквартирные дома и объекты юридических лиц, в общем задолжавшие предприятию 3 339,44 млн тенге. Из общей суммы задолженности 57% приходится на долю населения и 31% - на юридические лица. С начала акции по отключению 5616 объектов (физических и юридических) погасили свои долги. Каждый день тепловики отключают около 80 объектов. В то же время избежать отключения от тепловой энергии возможно даже при отсутствии у неплательщика денег. Для этого уже нескольких лет существует практика реструктуризации задолженности. Заключив с «АлТС» дополнительное соглашение, потребитель может погашать свои долги частями. В таком случае отключение от подачи теплоэнергии не производится. 

Анна ШАПОВАЛОВА