Оазис на Шёлковом пути

02:54 29/08/2018

395
По данным историков, Великий шёлковый путь имел несколько маршрутов, но наиболее известным было северное направление. В те времена по караванным тропам распространялись не только товары, но и технологии.

Еще 2000 лет назад китайские исследователи, путешественники и политики стали точно называть эту дорогу сообществом стран единой судьбы. Но несмотря на все более мощное развитие торговли Китая с другими странами, Великий шёлковый путь прекратил своё существование.

О возрождении исторического маршрута всерьёз заговорили только в конце XX века, когда появились технологии и транспорт, позволяющие совершать большие трансконтинентальные перевозки в сложных погодных условиях, сохраняя их рентабельность.
«Реализация инициативы нового Шёлкового пути позволяет по-новому позиционировать целые регионы, в том числе Центральную Азию в глобальном контексте», - отметил президент Казахстана. И тут нельзя не отметить, что особе место в возрождении и успешной работе по возрождению Шёлкового пути принадлежит столице Казахстана Астане. 

Урбанизация и деньги
Испокон веков наиболее процветающими городами и странами были те из них, которые создавались на перекресте региональных и мировых торговых путей. Не только производить и продавать самим, но и помогать продавать другим, контролировать и обеспечивать поставку товаров и услуг через свою территорию - такова была в течение тысячелетий формула процветания народов и стран. Потрясает тот факт, что всего за 20 лет Астана превратилась в ультрасовременную столицу независимого Казахстана, совершив феноменальный скачок в развитии. 
«Главой государства поставлена задача, что Астана должна стать одним из глобальных городов на Шелковом пути, ключевых центров евразийского пространства», - отметил аким города Асет Исекешев.
Для этого уже предприняты реальные шаги. Так, был открыт Международный финансовый центр «Астана», который представляет собой свободную финансовую зону в пределах территории города Астаны с точно обозначенными границами, в рамках которой действует особый правовой режим.
Эксперты, ознакомившиеся с финансовым центром во время презентации, отметили, что здесь созданы все условия для того, чтобы центр стал удобной площадкой для стран Центральной Азии, Евразийского экономического союза, а также для инициативы «Один пояс - один путь», который способен объединить сильнейшие экономики Востока и Европы. 
«По мнению многих ученых и экспертов, через 50 лет вместо 218 стран с точки зрения экономической мощи будут активными 600 городов. Города - это будущее человечества. Сеть глобальных городов станет экономическим и политическим каркасом нового мира. Именно крупные города станут драйвером роста экономики», - подчеркнул глава столицы.

Экономические выгоды
По прогнозам экспертов, на площадке финцентра «Астана» будут появляться новые решения в сфере электронной коммерции и других инноваций. У МФЦА есть все шансы стать центром по продвижению современных финансовых технологий в Центральной Азии.
На церемонии официального открытия Международного финансового центра «Астана» президент Фонда Шёлкового пути Ван Ян Чжи подтвердил намерение инвестировать в Казахстан около $2 млрд в различные инфраструктурные и инвестиционные проекты. 
«Мы верим, что сотрудничество между нашим фондом и МФЦА, а также с биржей МФЦА будет вносить свой вклад в реализацию экономической политики Республики Казахстан «Нурлы жол». Данное сотрудничество является важным для обеих стран. Мы надеемся, что обе стороны воспользуются этой возможностью для создания более глубокого и более сильного сотрудничества», - резюмировал президент Фонда Шёлкового пути.
Сейчас, когда видны определенные контуры Шелкового пути, нужна совместная стратегическая координация этой макрорегиональной кооперации. В связи с этим в Астане проходят форумы мэров городов стран Шёлкового пути Global Silk road для выработки новых эффективных механизмов регионального сотрудничества. Сегодня в дополнение к развитой промышленности, добыче сырья, аграрному производству Казахстан намерен интенсивно богатеть за счет создания условий для гигантской перевалки товаров и услуг по центральноазиатскому транспортному коридору.
Новый Шелковый путь откроет для Казахстана уникальные возможности доступа на мировые рынки. Он станет мощным инструментом привлечения инвестиций в регион, отмечают авторитетные эксперты. Реализация масштабных инфраструктурных проектов по созданию нового Шёлкового пути в рамках Плана нации «100 конкретных шагов» создаст для Казахстана уникальные возможности доступа на международные рынки. 
«Один пояс - один путь» охватывает практически 60 стран на трех континентах, где проживают 4,5 миллиарда человек. Это значительный человеческий, интеллектуальный и экономический ресурс, который располагает мощным созидательным потенциалом для развития и прорыва в будущее. 
По экспертным оценкам ЮНКТАД, объём торговли между основными рынками на евразийском континенте к 2020 году вырастет в 1,5 раза - с 800 млрд долларов в 2014 году до 1,2 трлн долларов. Ожидается также, что товарооборот между Китаем и странами Европейского союза вырастет с 615 до 800 млрд долларов США, между Китаем и Индией - с 66 до 92 млрд долларов к 2020 году. Потенциальные объёмы торговли Китая со странами на пространстве нового Шёлкового пути могут составить до 2,5 трлн тенге.
Сейчас эксперты отмечают безусловное экономическое преимущество создания такого транспортного коридора, ведь общий объём ВВП стран, которые будут объединены Шёлковым путем, составляет около трети мирового ВВП с перспективой роста до половины мирового ВВП. «Казахстан должен возродить свою историческую роль и стать крупнейшим деловым и транзитным хабом Центрально-Азиатского региона, своеобразным мостом между Европой и Азией», - завил глава Казахстана.
Результатом действительно может стать возникновение масштабной зоны свободной торговли от северо-западных провинций Китая, Центральной Азии до Центральной и Восточной Европы. 

Наглядная демонстрация
Еще раз подчеркивая важность города Астаны в вопросе реализации Шелкового пути, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев встретился с китайским художником и скульптором Шу Юном и высказал поддержку строительству в Астане первой в мире площади «Золотой мост Шёлкового пути».
Композиция Шу Юна «Золотой мост Шёлкового пути» является художественным отражением концепции «Пояс и путь». Ее длина составляет 28 метров, высота 6 м, ширина 4 м. Китайский деятель искусства Шу Юн изготовил из шелка цветы - символы нескольких десятков стран и их городов (около сотни), находящихся вдоль Шелкового пути, поместив их в кирпичи из искусственного янтаря, из которых был собран «Золотой мост». В основе произведения лежит идея общения.
Н. Назарбаев заявил, что окажет всемерную поддержку строительству площади «Золотой мост Шёлкового пути» в Астане. 
Казахстан имеет большие амбиции в отношении инициативы «Один пояс - один путь», поскольку географически является идеальной точкой, соединяющей Китай и Запад, а интерес Казахстана в инициативе неоспорим: правительство Казахстана уже участвует в программе «Нурлы жол» («Светлый путь»), которая представляет собой план стимулирования экономики с бюджетом в 9 млрд долларов США на разработку и модернизацию дорог, железных дорог и т. д.

Ольга АРКАДЬЕВА