ЛЕГЕНДА И ПОКЛОННИКИ

00:50 05/09/2018

125
Без малого два десятилетия театральный режиссер Борис Преображенский (1938-2012) проработал в Алматы.

27 августа на Большой сцене театра «ARTиШОК» состоялся вечер, посвященный 80-летию легендарного мастера. Его инициатором стал юрист Виталий Воронов, друг юбиляра.

В литературно-музыкальной композиции «Наш Преображенский», поставленной художественным руководителем театра «ARTиШОК» Галиной Пьяновой, приняли участие ведущие артисты алматинских театров, ученики Бориса Преображенского. «Алматы - город подвижный, он имеет кочевую ментальность, памяти в городе мало, мы быстро очень все забываем, но такую личность, как Преображенский, забыть трудно, - сказала Галина Пьянова. - Это был знаковый человек, который круто изменил театральную картину города. Все то лучшее, что имеет театральный Алматы сегодня, это генетика Преображенского. Столько всего теплого, важного, смешного, связанного с ним, – всё это вошло в вечер воспоминаний о человеке, который просто фонтанировал посылом - социальным, личностным, человеческим».


Галина Пьянова и Вероника Насальская

Борис Преображенский был приглашён в Алма-Ату в 1986 году, чтобы возглавит местный ТЮЗ, ранее работал в России, в Иркутском областном Театре юного зрителя им. А. Вампилова. Будучи учеником Георгия Товстоногова, он привнёс в Алматы живую русскую театральную традицию. Предпочитал ставить классиков, Пушкина, Гоголя, Чехова, Шекспира, Мопассана, но всегда привносил своё оригинальное видение в широко известную драматургию. Для Бориса Преображенского классика всегда была актуальной. «Быть или не быть, вот в чём вопрос. Это ли не сегодняшний вопрос? Это сегодняшний вопрос, и очень простой. Есть у меня совесть или нет, что мне мешает совершить гадкий поступок? Что-то останавливает людей или ничего не останавливает. Или в сегодняшнем дне уже ничего не останавливает человека против другого человека?» - так объяснял режиссёр злободневность «Гамлета», пьесы, написанной Уильямом Шекспиром в начале XVII века.


На сцене Евгений Жуманов

За годы работы в Казахстане Преображенский стал легендой в алматинском театральном сообществе. Хотя он недолюбливал современную драматургию. Именно Преображенский создал знаменитую «Новую сцену» - первый независимый новаторский театр в южной столице, который располагался в маленьком подвале на алматинском Арбате. Здесь и на сцене Государственного русского ТЮЗа им Н. Сац режиссёр поставил свои знаменитые спектакли: «Гамлет», «Белый крест», «Чайка», «Ревизор».


Игорь Личадеев,Вероника Насальская и Татьяна Тарская

В вечере «Наш Преображенский» участвовали его ученики, друзья, коллеги, артисты: Галина Пьянова, Вероника Насальская, Виктор Ашанин, Евгений Жуманов, Ольга Коржева, Татьяна Тарская, Лариса Фатеева, Татьяна Костюченко, Алексей Гостев, Игорь Личадеев. Артисты передали трепетное отношение к мастеру и вспомнили его постановки. Вечер походил в форме общения с живым Борисом Николаевичем Преображенским, Бэном, как его называли коллеги. Это стало возможным благодаря фильму Алексея Гостева «Мой театральный роман». Лента, снятая в 1995 году, сегодня смотрится как ценное свидетельство, раскрывающее творческие принципы неоднозначного режиссёра. «Это закономерно принимать вечер памяти Преображенского в нашем театре, - считает Галина Пьянова, - «ARTиШОК» он очень поддерживал. Наша профессиональная наглость - создать свой театр - это тоже генетика Преображенского».

Собранные от вечера средства пошли на установку памятника на алматинском кладбище, где похоронен режиссёр.


Вадим КРАВЦОВ,
фото автора