КАК РАБОТАЕТ ДОРОЖНАЯ КАРТА

00:22 12/09/2018

66
Поддержка предпринимателей - приоритетное направление. Государственная программа «Дорожная карта бизнеса-2020» даёт отличный шанс всем, кто видит себя предпринимателем, реализовать свои проекты.

Она, по сути, является основным финансовым и нефинансовым инструментом государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Казахстане.

Промежуточные итоги

С начала 2018 года 37 тысяч предпринимателей Казахстана воспользовались бесплатными услугами по госпрограмме «ДКБ-2020». Так, НПП РК «Атамекен» является оператором нефинансовой поддержки предпринимателей в рамках «Дорожной карты бизнеса-2020» и ведёт эту работу по пяти направлениям: сервисная поддержка ведения действующего бизнеса, информационное обеспечение мер государственной поддержки бизнеса в моногородах, малых городах и районных центрах, проект «Бизнес-школа», проект «Деловые связи», проект «Старшие сеньоры». 
«В течение четырёх лет свыше 200 тысяч начинающих и действующих предпринимателей получили услуги. За эти годы открылось 7600 предприятий. В целом в рамках программы за четыре года оказана поддержка около 11 тысячам проектов», - рассказал председатель правления НПП РК «Атамекен» Аблай Мырзахметов. 
С начала года бесплатными сервисными услугами воспользовались, как мы уже упомянули, 37 тысяч предпринимателей, обучение по проектам «Деловые связи» и «Бизнес-школа» прошли 12 тысяч человек. Реализовано 11 экспертных миссий иностранных консультантов, которые вели работу непосредственно на предприятиях. 
«За полгода был выполнен годовой план. Это показывает большой потенциал программы и её необходимость бизнес-сообществу. Мы оказываем услуги по восьми направлениям, четыре из которых особенно важны и пользуются спросом у предпринимателей: подготовка бизнес-проектов, маркетинг, налоговые и юридические услуги», - отмечает А. Мырзахметов. 

Убрать барьеры

С 2018 года Нацпалата поставила цель автоматизировать предоставление мер господдержки и оптимизировать бизнес-процессы через онлайн-платформу Atameken Services. Председатель правления палаты отметил, что с момента запуска онлайн-платформы более 1000 предпринимателей всей страны воспользовались услугами, не выходя из офиса или дома. 
«С июня Нацпалата перешла на автоматизацию услуг. На сегодня оказывается 61 бесплатная услуга, как в онлайн, так и в офлайн-режиме. С начала сентября система по онлайн-предоставлению услуг будет полноценно запущена во всех регионах Казахстана», - сообщил Аблай Мырзахметов. 


Однако на местах есть проблема некачественной интернет-связи. Специалисты НПП, проанализировав трафик в районных центрах и моногородах, выяснили, что из 189 центров поддержки предпринимательства в 76 слабый сигнал, который не позволяет получить услуги сервиса в онлайн-режиме. Кроме того, приходится акцентировать внимание на том, что уже второй год наблюдается нехватка средств на субсидирование процентной ставки по кредитам в ряде регионов. Основной причиной дефицита является рост количества поступающих заявок и соответствующий рост кредитного портфеля. 
В 2015 году объём выплаченных субсидий по первому-третьему направлению «ДКБ-2020» составил 26 млн тенге, в 2016-м - 31,7 млн тенге. В 2017 году цифра увеличилась до 36 млн тенге. 
«Есть конкретная задача президента, и Нацпалата считает, что Нацбанку также необходимо взяться за эту проблему. Благодаря «ДКБ-2020» решается проблема кредитования. Но необходимо уделить внимание планированию. В этом году в 11 областях местные акиматы выделяли деньги через маслихаты, однако в ЗКО, СКО и Акмолинской области проблема с кредитами осталась не решена. Хотелось бы, чтобы областные акиматы уделили внимание решению данного вопроса», - резюмировал А. Мырзахметов. 
Заместитель премьер-министра РК Ерболат Досаев сообщил, что в свете изменения статуса программы «Дорожная карта бизнеса-2020» будет проделана соответствующая работа совместно с местными исполнительными органами, НПП РК «Атамекен» по достижению поставленных целей. 

Государственные гранты

В 2018 году из республиканского бюджета выделено 145 млн тенге на предоставление государственных грантов в рамках программы «Дорожная карта бизнеса-2020». 
С 1 по 20 марта 2018 года принято 83 заявки на участие в программе. Членами конкурсной комиссии рассмотрено 77 заявок, из них 29 заявок на 56,6 млн тенге одобрены, 48 участникам отказано, 6 участников отказались от участия в программе по заявлению.
С 1 по 20 июня 2018 года поступило 106 заявок на участие в программе. Рассмотрено 102 заявок, из них: 41 заявка на 88,4 млн тенге одобрена членами конкурсной комиссии, 61 участникам отказано, 4 участника отказались от участия в программе по заявлению.

Деловая погода в Алматы

Юридические, бухгалтерские, индустриальные и таможенные услуги оказываются в рамках четвёртого направления программы «Дорожная карта бизнеса-2020». Чтобы бизнесмены южной столицы стали конкурентоспособными, в госпрограмме индустриально-инновационного развития разработаны несколько механизмов поддержки отечественных товаропроизводителей.
«Первый - индустриальная зона, созданная в Алатауском районе Алматы с площадью 490 га и действующая в рамках «Дорожной карты бизнеса-2020». На сегодняшний день она включает в себя 41 проект общей стоимостью 179,7 млрд тенге с созданием более 120 рабочих мест. Из них экспортно-ориентированными являются 13 компаний, с иностранным капиталом - 8 предприятий, по факту запущено 3 предприятия. Одно из них, ТОО BRB APK, создало тепличный комплекс площадью 17 га по производству помидоров и огурцов. Проектная мощность теплицы составляет более 5 тыс. тонн овощей в год. Есть также предприятие по производству мешков для сухих смесей. Есть компания, выпускающая картриджи. В нынешнем году мы планируем поэтапно запустить 10 предприятий в этой индустриальной зоне», - рассказывают специалисты Управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Алматы. 
Следующий механизм, который акимат Алматы использует для обеспечения конкурентоспособности местных компаний, - Карта поддержки предпринимателей. Она разработана и используется в рамках программы индустриально-инновационного развития на 2015-2019 годы, утверждённой указом главы государства.


На сегодняшний день в карту включено 109 предприятий. С 2015 по 2018 год реализовано 45 проектов. Основным критерием при отборе проектов, которые будут включены в Карту поддержки предпринимателей, является расширение производства. Включают сюда только те предприятия, которые сами просятся на модернизацию.


«Карта поддержки предпринимателей даёт возможность преодолеть административные барьеры. К сожалению, на сегодняшний день они существуют. Так же карта развязывает руки управлению предпринимательства в процессе отстаивания интересов бизнеса совместно с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен». Когда предприятие проводит модернизацию, оно увеличивает свои производственные мощности, следовательно, у него возрастают запросы по объёму потребляемого электричества, газа и мы оказываем ему содействие по инфраструктуре. Среди включённых в Карту поддержки предпринимателей 109 компаний есть средние и крупные. Половина из них являются экспортно-ориентированными, а вторая половина работает на местный рынок», - отмечает он.
Для помощи будущим и действующим бизнесменам палатой предпринимателей «Атамекен» в южной столице созданы центры обслуживания предпринимателей (ЦОП). Получить помощь и консультацию в них можно по восьми направлениям, в числе которых ведение бухгалтерского и налогового учёта и составление статотчётности, таможенные процедуры, сопровождение обращения предпринимателей, юридические услуги, маркетинг, IT-услуги, сфера государственных закупок, а также консультации в сфере ГЧП.
«Услуги предоставляются бесплатно, по принципу «одного окна». Сервисная поддержка прежде всего направлена на совершенствование системы управления предприятием для малого и среднего бизнеса. Услуга оказывается именно для малого и среднего предпринимательства, поскольку у себя на предприятиях они не могут держать всех специалистов, особенно узкопрофильных (маркетолога, юриста, госзакупщика, бухгалтера, таможенника). Благодаря ДКБ-2020 эти меры созданы в виде государственной поддержки. Каждый предприниматель, придя в наш центр и имея при себе подтверждающие документы (свидетельство о государственной регистрации, удостоверение личности), может заказать любую из услуг у наших консультантов (бизнес-план, сайт, госзакупки)», - поясняет начальник отдела нефинансовой поддержки палаты предпринимателей Алматы Динара Асилова.
По Единой программе поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2020» выделено в 2018 году 4 493 000 тыс. тг. Из них 3 387 250 тыс. тг. освоено. 
На реализацию программы развития агропромышленного комплекса республики Казахстан на 2017-2021 годы выделено 4 000 000 тг., из них 1 378 300 тыс. тг. освоено. 
По программе развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 гг. «Еңбек» в этом году выделено 1 211 986 тыс. тг., при этом 1 126 986 тыс. тг. уже освоено.  

Анна ШАПОВАЛОВА