КИНОДЕБЮТ АЛМАТЫ

21:20 25/09/2018

213
Культурная столица обрела именной фестиваль. Популярная казахстанская национальная игра по перетягиванию кинофестиваля «Евразия» между двумя столицами, похоже, подошла к концу. «Евразия» досталась Астане, где она проходит последние два года.

А культурная столица в сентябре этого года явила миру Almaty Film Festival.

Если вспомнить, что перетягивание музыкальных фестивалей закончилось закатом «Голоса Азии» («Азия Дауысы»), а перенос значительной части авиарейсов а Астану привёл к уходу большинства авиакомпаний из Казахстана, то исход киносоперничества двух столиц не самый плохой. 
Как ни крути киноплёнку в сторону столицы, в Алматы располагается главная киностудия, здесь проживает большая часть киносообщества и аудитории, в Алматинской области находится и наибольшее разнообразие кинолокаций, и оставлять культурную столицу без большого фестиваля было бы слишком недальновидно. Как сказал президент нового алматинского фестиваля Акан Сатаев: «Когда «Евразия» ушла в Астану, наш город осиротел. Безусловно, Алматы заслуживает, чтобы у него был свой большой фестиваль».

Плюсы и минусы

На наш взгляд, первый блин нового фестиваля не вышел комом. К плюсам можно отнести показ фильма уроженца Чимкента Сергея Дворцевого «Айка», неплохую конкурсную программу, колоритных звёздных гостей и членов жюри, в числе которых Настасья Кински, Ким Ки-дук, Сергей Бодров, Роб Минкофф («Король Лев»), российский продюсер года Алексей Петрухин. Важным шагом стало то, что фестиваль вернулся в центр города, где, к счастью, ещё не все кинотеатры превратили в забегаловки фаст-фуда. В последние годы алматинскую «Евразию» проводили в довольно удалённом киноцентре на проспекте Аль-Фараби, что создавало зрителям проблемы в силу недоразвитости транспортной системы. 


Самал Еслямова


Насыщенной была и внеконкурсная программа. Звёзды щедро делились своим опытом на мастер-классах и круглых столах. Алексей Петрухин даже показал отрывок из будущего фильма корпорации RFG «Вий 2: Тайна печати дракона» с впечатляющей схваткой Джеки Чана со Шварценеггером. Сергей Бодров рассказал, что в следующем фильме о Чингисхане он, так же как и во время съёмок «Монгола», будет пользоваться помощью шаманов и лам. Продюсер Astana Film Fund Эрнар Курмашев подчеркнул: “Задача фестиваля - привлечь профессионалов кино. Мы заинтересованы в международном сотрудничестве. У нашей страны нет выхода к морю, но мы находимся между двумя океанами - это Россия и Китай. У нас много общего с Турцией. Нам очень полезен опыт Южной Кореи. Необходимо решить стратегические вопросы и сделать так, чтобы наша киноиндустрия задышала». 


Мастер класс от Роба Минкоффа, создателя "Короля Льва"


Подробнее о мастер-классах мы расскажем в ближайших номерах газеты. Ярким событием фестиваля стал показ нового фильма Ким Ки-дука «Человек, место, время и снова человек». 
К числу минусов первого фестиваля можно отнести отказ от проведения итоговой пресс-конференции с неполным информированием об этом, а также то, что фестиваль ещё слишком похож на «Евразию». Впрочем, вот как его оценивает кинокритик из Астаны Кудайберген Уразалинов: «В сравнении с «Евразией» Almaty Film Festival имел лишь одно преимущество - на его открытии был показан фильм Сергея Дворцевого и продюсера Гульнары Сарсеновой “Айка”, который на Каннском фестивале был отмечен номинацией “Лучшая женская роль”.


Сергей Бодров, ​Ким Ки-дук, Настасья Кински


Эту награду получила казахстанская актриса Самал Еслямова. Отличием алматинского фестиваля стало то, что в конкурсе принимали участие только игровые фильмы совместного производства. В целом конкурсная программа Almaty Film Festival, имеет положительное значение, так как основной акцент был направлен на сближение с теми странами, которые готовы проявить интерес для совместного кинопроизводства на территории нашей страны».

Побеждает новичок

Гран-при фестиваля был присуждён дебютному фильму Дарьи Жук «Хрусталь» (Беларусь, Россия, США и Германия). Дарья Жук рассказала нам: «Эту историю я пронесла через все пять лет обучения в киношколе Колумбийского университета. Это моя дебютная полнометражная работа, и я стала стучаться во все двери. Очень сложно сделать первый фильм, потому что доверия к тебе, как к начинающему режиссёру, мало. Сначала у нас появились американские продюсеры, потом немецкие. Затем российские и белорусские. В своей стране признание получаешь в последний момент, оно так и было. Завязка сюжета основана на реальных событиях, которые произошли с одной моей знакомой. Хельга Ландауэр написала литературный сценарий по моим заметкам. Над ним мы работали примерно 6 лет».


Валерий Дмитроченко, продюсер фильма «Хрусталь»


Валерий Дмитроченко, продюсер фильма «Хрусталь»: «Хочу сказать молодым режиссёрам: никогда не бойтесь и доказывайте, что вы можете это снимать. Мне было приятно работать с Дашей, мы говорили на одном языке. С моей стороны не было никакого давления. Как и от немецких и американских инвесторов. Она делала, а я только помогал создавать эту картину с очень ограниченным бюджетом. 


Алина Насибуллина в фильме «Хрусталь»


Героиня Алины Насибуллиной очень яркая. Она пытается вырваться из общества, но в конце общество побеждает индивида. Хрусталь - это символ быта советского, ну и постсоветского пространства. Когда фильм показали в России на фестивале «Окно в Европу», россияне говорили, что это наша история, удивительно, что это сняли в Беларуси. Тема эмиграции актуальна на всём постсоветском пространстве, да и в Восточной Европе».
Лучшими актрисами стали Майса Абд Эльхади и Сиван Крэчнер (фильм Муаяда Алаяна «Донос на Сару и Салима», Палестина-Нидерланды-Германия-Мексика). Лучшим актёром назван Георгий Бочоришвили (фильм Тинатин Каджришвили «Горизонт», Грузия-Швеция). «Лучший режиссёр» - Роман Бондарчук, «Вулкан» (Украина-Германия). Приз за операторское искусство и работу художника постановщика получил режиссёр Адильхан Ержанов за картину «Ласковое безразличие мира». На питчинге победителем стал проект «Куандык» Адильхана Ержанова и продюсера Серика Абишева. 

Общее наследие 

Документальный фильм «Генезис 2.0» (Швейцария, Россия, Китай, режиссёры Кристиан Фрай и Максим Арбугаев) из программы «Культурное и природное наследие, туризм и спорт» отмечен призом ЮНЕСКО. В этой программе также привлекла внимание документальная лента «Женщина и ледник» литовского режиссёра Аудрюса Стониса (Литва, Эстония). Это кинопоэма об особых отношениях с горами алматинки литовского происхождения Аушре Ревутайте. Она уже более 30 лет работает на гляциологической станции на леднике Туюксу вблизи южной столицы. Особую атмосферу фильму придала музыкальная перекличка эстонского симфониста Роберта Юрьендаля и казахских кюев в исполнении домбриста Беляла Искакова.

Наряду с кинопоказами про­грамма Almaty Film Festival включала в себя и многочисленные встречи зрителей с создателями представленных фильмов. На площадках кинофестиваля обсуждались современное состояние и перспективы развития отечественного кино, экспорт казахстанских картин в другие страны, влияние кинематографа на развитие туристического потенциала Алматы.

В частности, казахстанцы смогли узнать, кто в Китае смотрит арт-хаус и какой жанр в этой стране развивается быстрее всего, неожиданно открыть для себя, что в Советском Союзе кинотеатров было больше, чем в современном Китае, увидеть потрясающую «Айку» и понять, почему Сергей Дворцевой так долго снимает свои фильмы, попадающие в яблочко, в том числе и алматинское. Будем надеяться, что теперь Алматы в кинофестивальном смысле перестанет быть бедным родственником Астаны. Ведь у культурной столицы появился свой именной фестиваль, дебют которого оказался вполне обнадёживающим. 


Олег БЕЛОВ, Вадим КРАВЦОВ
Фото авторов и Айгуль Бейсеновой