ДАМЫ, СМЕЛЕЕ ВО ВЛАСТЬ!

21:20 30/05/2018

244
Актолкын КУЛСАРИЕВА, проректор по научной работе и международному сотрудничеству Казахского национального педагогического университета имени Абая, член-корреспондент Национальной академии наук Республики Казахстан,
доктор философских наук, профессор, размышляет о роли женщин в отечественной науке, гендерной политике и потенциале современного преподавателя.
 
10 задач для страны
Прежде всего - несколько общих соображений. Современные глобальные изменения привели к так называемой индустрии 4.0 со «знаниевой экономикой». Перед казахстанским обществом сегодня стоят совершенно новые задачи. И поэтому основная идея президента страны Нурсултана Абишевича Назарбаева в Послании народу Казахстана - это развитие в условиях четвёртой промышленной революции. Он подчеркнул: «К сфере образования пора относиться как к отдельной отрасли экономики со своими инвестиционными проектами и экспортным потенциалом». Во всём мире идёт борьба за лучшие умы, за интеллектуальный капитал и происходят интенсивные изменения. Поэтому нам необходимо решать важную задачу - сформировать модернизированное общество, основанное на верховенстве знаний, закона, солидарности и толерантности. От её успешного решения зависит будущее благополучие страны. Сегодня университет как учреждение олицетворяет в себе образование и науку. Как социальный институт обеспечивает социализацию личности. И, безусловно, играет важную роль в развитии общества в достижении экономики знаний. С момента своего возникновения университеты выполняли миссию преобразования мира. 
Университет практически всегда был занят формированием нового поколения образованных людей. Это своеобразная социальная машина. Университет обеспечивает производство будущего, формирует интеллектуальный капитал общества. Глава государства в своём Послании сформулировал десять основных задач. Для нас, женщин первого университета в истории казахской земли, учёных и преподавателей, специалистов и студенток единственного педагогического университета, имеющего статус национального вуза, приоритетной является седьмая задача «Новое качество человеческого капитала». Качество людских ресурсов напрямую зависит от системы образования, где главная роль отводится педагогу, воспитателю, учителю, преподавателю. Мы знаем, что человеческие ресурсы смогут стать залогом успешного будущего. Сильная экономика возможна только при эффективном подходе к сфере образования и науки.
 
Нет, это не феминизм!
Заниматься обучением, то есть передачей тех или иных знаний, человек стал задолго до появления письменности, печатных книг и привычных сегодня айфонов, смартфонов и прочих электронных гаджетов. В традиционном обществе старшие представители рода и племени передавали свои знания и умения молодым людям. Они транслировали житейскую картину мира, народную философию, необходимые для эффективной и безопасной организации жизни, передавали социально значимые навыки. В современном мире педагогическая профессия в основном воспринимается как традиционно женская, хотя из истории мы знаем много фактов преобладания мужчин в деле обучения и воспитания подрастающего поколения (древнегреческие жрецы, первые просветители и т.д.). Традиционно женской сферой приложения труда остаются образование, здравоохранение и социальные услуги. Поэтому, наверное, мы часто слышим о феминизации образовательной сферы. Сегодня у всех на слуху понятия «гендер», «гендерный дисбаланс в образовании», «гендерная политика»... Но все ли понимают, что гендерное равенство в первую очередь предполагает сбалансированность в обществе, его инклюзивность, где должны учитываться интересы всех его членов, в том числе и представителей обоих полов. 
Фактор пола в сфере науки и образования - не праздный вопрос, а актуальная проблема. Гендерный дисбаланс в мировой науке является состоявшимся фактом. По последним статистическим данным, женщины в глобальном масштабе решительно движутся вперёд к получению высшего образования (на них приходится более половины выпускников университетов). Но в то же время женщины составляют менее одной трети исследователей в мире. Из-за системной дискриминации в мире женщины занимают менее 30% должностей в сфере научно-исследовательской работы. В академическом сообществе заметно преобладание мужчин на руководящих должностях. На планете преобладает гендерный разрыв в таких областях науки, как технологии, инженерное дело, информационные системы, математика. Мировая тенденция заключается в том, что мужчины доминируют в разных сферах трудовой деятельности, гораздо чаще занимают высокие посты и получают более высокие зарплаты, чем женщины. В науке разрыв между мужчинами и женщинами обусловлен многими причинами. Диапазон их очень широк: от экономического развития до дискриминации, от предрассудков в отношении женского пола до культурных аспектов. В обществе бытуют традиционные представления о том, что «для девочки важнее дом, замужество, семья», «девочки должны быть послушными», «девочкам не стоит увлекаться науками, чтобы не остаться одиноким «синим чулком». Эти стереотипы нередко мешают женщине заниматься поисками себя в науке, в особенности в естественных науках, что, безусловно, сказывается на их гендерном аспекте. Образование, наука и гендерное равенство являются неотъемлемыми элементами повестки дня ООН по устойчивому развитию человечества до 2030 года. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш сказал об этом так: «Нам необходимо поощрять девочек и женщин к полному раскрытию своего потенциала в качестве научных исследователей и новаторов, поддерживать их в этом». 
Цивилизованные страны давно поняли, что из-за стереотипов нельзя терять женские умы. Ничто не мешает девушке быть женой, матерью и при этом стать учёным, если государство обеспечит условия для совмещения семейных забот и занятия наукой. Без женщин и их интеллектуального капитала страна не сможет полноценно продвинуться вперёд в своём социально-экономическом развитии. Повышение значимости научной деятельности женщин оказывает позитивное влияние на развитие социума. Поэтому было бы правильно поднимать вопрос не о причинах сохраняющегося неравного представительства женщин и мужчин в науке или в списках награждённых, а об успехах, об опытах лидерства женщин в науке и в наукоёмких отраслях, о положительном образе самодостаточной женщины-исследователя.
 
Они принимают решения
Республика Казахстан уделяет повышенное внимание достижению гендерного равенства и расширению возможностей женщин по всему спектру ключевых вопросов повестки дня ООН. Обеспечить женщин равными наряду с мужчинами возможностями - один из важных пунктов долгосрочной Стратегии развития «Казахстан-2050». В Республике Казахстан создана институциональная основа в сфере гендерного равенства. В стране действуют два гендерно-ориентированных закона Республики Казахстан: «О профилактике бытового насилия» и «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин». С 2016 года успешно реализуется Концепция семейной и гендерной политики в Республике Казахстан до 2030 года, утверждённая Указом президента нашей страны. В своём выступлении на крупнейшем саммите деловых женщин Казахстана и Турции, проходившем 15-16 февраля этого года, государственный секретарь Гульшара Абдыкаликова подчеркнула, что в Казахстане проводится государственная политика, направленная на расширение возможностей женщин. Это можно рассмотреть на примере органов представительской власти. Сегодня среди политических госслужащих 10,1% (43 человека) - женщины. 43% всех субъектов малого и среднего бизнеса возглавляют представительницы прекрасной половины человечества, которые обеспечивают 31% (964 тысячи) рабочих мест. Казахстан занял 30-е место по показателю «экономическое участие и возможности женщин» в глобальном индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума. Эти цифры не так уж далеки от 30-процентного порога представленности женщин, обозначенного в документах ООН. В Казахстане научные исследования и разработки по состоянию на 2016 год выполняли 9 282 женщины. Это зафиксировано в Национальном докладе по науке республики. За последние 10 лет среди казахстанцев почти вдвое выросло число кандидатов и докторов наук. Среди кандидатов наук женщин почти 52%, а среди докторов наук - 38,2%. Из указанного выше количества женщин-учёных количество докторов по профилю составляет 206, докторов философии (PhD) - 243, докторов наук - 595. Больше всего среди женщин кандидатов наук - 2 579 и магистров - 2 345. По статистике при поступлении в вуз государственные образовательные гранты девушки получают чаще (63%), чем юноши (37%). 
 
Потенциал огромен
Следует отметить, что формирование специалиста сегодня подразумевает необходимость нового мышления. Эффективность реформ системы образования напрямую зависит от качества педагогической деятельности. Каким должен быть преподаватель вуза? Как стимулировать процесс совершенствования научно-педагогической деятельности? Что такое инновационная культура педагога? Ответы на эти и другие вопросы во многом будут определять дальнейшую модернизацию системы образования. Для успешной реализации намеченных целей у нашего университета достаточно высококвалифицированного человеческого ресурса. Он состоит из 758 преподавателей-учёных. Среди них 15 академиков Национальной академии Республики Казахстан (из них 5 человек - женщины), 136 докторов наук, профессоров (80 женщин), 311 кандидатов наук, доцентов (206 женщин), в том числе 35 докторов философии (26 женщин), 152 магистра (115 женщин). Как видно из этих данных, в Казахском национальном университете имени Абая женщины-учёные преобладают и достойно представлены во всех категориях профессорско-преподавательского научного состава. И очень важно понимать, что было сделано до нас, основано на традициях, которые оправдали себя за многие годы. 
В историю Казахского национального педагогического университета имени Абая вписано немало имён женщин, которые в разное время работали проректорами. Их упорство, энтузиазм и стремление к прогрессу обеспечивали авторитет и конкурентноспособность нашего вуза. Начну с профессора, члена-корреспондента Международной академии наук высшей школы Елены Феофановны Рубилиной, которая прошла путь от преподавателя кафедры русского языка до проректора по учебной работе КазПИ имени Абая (1987-1997). Она входила в Республиканскую ономастическую комиссию, участвовала в Комиссии по правам женщин при президенте РК. Имя педагога, общественного деятеля, видного учёного занесено в книгу «Dictionary of International biography» (Кембридж, 1996) и вписано золотыми буквами в историю КазНПУ имени Абая. Профессор, депутат Фрунзенского райсовета депутатов трудящихся Алма-Аты Нуржамал Оралбаева была назначена на должность проректора по учебно-методической работе в 1990 году. Выпускница КазПИ имени Абая 1949 года, она является активным исследователем сравнительно-исторической фонетики тюркских языков и создателем лингвистической школы, воспитанники которой работают в стенах нашего университета. 
В 1991-1993 годах должность проректора по учебно-методической работе заняла Фаузия Шамсиевна Оразбаева, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Наиональной академии наук, известный учёный-филолог. Она неоднократно принимала экзамены по казахскому языку у претендентов на пост президента в период предвыборной кампании. Совместно со своими учениками, как автор и руководитель, она создала первый 6-уровневый учебно-методический комплекс и электронные учебники по казахскому языку - в соответствии с Европейскими стандартами обучения языкам. Проректором по учебно-методической работе в 2002 году была Еркин Тлепбаевна Тазабекова - член докторского диссертационного совета по экологии, член экспертного совета Комитета по контролю в сфере образования и науки по биологическим специальностям. В должности проректора по научной работе с 2006 по 2008 год успешно работала Бахытжан Хасеновна Толеубекова, ныне заведующая кафедрой уголовно-правовых дисциплин Института истории и права. Она создала службу научного нормоконтроля, добилась своевременного издания серий научного журнала «Хабаршы/Вестник» и планирования научно-исследовательской работы не по учебным, а по календарным годам. Ею опубликовано более 300 научных работ, более 10 учебников, учебных пособий, академических курсов и ряд монографий. Проректором по международным связям с 2008 по 2012 год трудилась молодой учёный-политолог Дана Темиртаевна Медеуова, которая внесла свой вклад в установление стратегического партнёрства с зарубежными вузами и различными международными ассоциациями. На данный момент в нашем университете работают 1 женщина-академик (доктор географических наук, профессор А. Бейсенова), 3 члена-корреспондента (доктор педагогических наук, профессор А. Абылкасымова; доктор педагогических наук, профессор Ф. Оразбаева; доктор философских наук, профессор А. Кулсариева) и 1 почётный член-корреспондент Национальной академии наук Республики Казахстан (доктор психологических наук, профессор Ж. Намазбаева). Среди вузов республики наш университет в первых рядах по количеству женщин - действительных членов НАН РК. Мы гордимся этим. В дальнейшем будем наращивать научный потенциал и авторитет для обеспечения преемственности поколений женщин-учёных.
 
Университет: как всё начиналось
Логично будет рассказать о вузе, где состоялись судьбы этих замечательных женщин. Наш вуз - первый университет Казахстана - открылся в 1928 году. Его исторические корни можно связывать с различными процессами в области просвещения и образовательными структурами начала ХХ века. На тот момент вуз именовался Казахским государственным университетом. В 1930 году университет был преобразован в Казахский педагогический институт (КазПИ), а через 5 лет ему присвоили имя великого Абая. 90-летие со дня основания Казахского национального педагогического университета - важное событие не только для университета, но и для всей системы образования Республики Казахстан. Университет славен своими научными школами, давними традициями. Мы хотим, чтобы будущее нашего университета было достойно его славного прошлого. Исследования Всемирного банка говорят о том, что 64% экономического роста любой страны определяется человеческим капиталом, 20% - природными ресурсами, и только 16% - основными средствами и золотовалютным резервом. Система образования и науки играет важную роль в формировании качественного человеческого капитала. Задача любого вуза, а также необходимая составляющая качественного образовательного процесса заключается в наличии актуальных исследований и осуществлении инновационной деятельности. 
Казахский национальный педагогический университет имени Абая, пройдя 90-летний путь, превратился не только в кузницу педагогических кадров, но и в республиканский научно-исследовательский центр. В КазНПУ имени Абая осуществляется качественная подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации. Действует 8 советов по защите диссертаций на соискание степени PhD. КазНПУ имени Абая занимает первое место среди вузов педагогического профиля по количеству публикаций в зарубежных журналах с импакт-фактором. Интеграционные процессы в глобальном мире предполагают диверсификацию системы подготовки педагогических и научных кадров на локальном уровне. Это требует от университетов интенсивного развития международных связей, академической и научной мобильности учёных и исследователей. Эпоха глобализации открывает сегодня перед казахстанскими вузами новые возможности, связанные с интеграцией в международную вузовскую среду. Расширение возможностей сотрудничества придаёт инновационный характер процессу обучения. Международное сотрудничество было и остаётся одним из приоритетных направлений и одним из основных конкурентных преимуществ КазНПУ имени Абая. В 2014 году в университете благодаря непосредственной поддержке президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева и президента Французской Республики Франсуа Олланда состоялась официальная церемония открытия второго в мире и единственного в Центральной Азии филиала Научного центра высшего образования «Университет Сорбонна Париж Сите» (PRES Sorbonne Paris Citе), что свидетельствует о высокой значимости совместного образовательного проекта для обеих стран. Двудипломные магистерские образовательные программы института «Сорбонна-Казахстан» позволяют получить престижное образование европейского стандарта на уровне одного из ведущих университетов мира. С каждым годом международное сотрудничество в деятельности КазНПУ приобретает всё большую значимость. Университетом сегодня заключено более 130 международных договоров и соглашений с университетами 23 стран мира, в числе которых 16 государств Европы. 20 договоров подписано с университетами из ТОП-500 Академического рейтинга университетов мира (The Academic Ranking of World Universities, ARWU). По рейтингу QS World University Ranking КазНПУ имени Абая входит в ТОП-500 университетов мира и занимает 491-е место.

Подготовила к печати Майра БОЖБАНБАЕВА


Редакция газеты «АиФ Казахстан» поздравляет всех преподавателей и студентов Казахского национального педагогического университета имени Абая с 90-летним юбилеем. А учитывая тему статьи - женщин и девушек отдельно. Мы желаем им успехов в науке и счастливой семейной жизни!