ДОВЕРЯЯ ЧУВСТВАМ

20:47 13/11/2018

165
В Алматы прошла выставка «Ингмар Бергман и его наследие в искусстве и моде». Снять кино - значит создать целую вселенную. Этими словами великий шведский режиссёр Ингмар Бергман определил самую суть своего творчества.

В этом году в честь 100-летия со дня его рождения во всём мире проходят различные мемориальные мероприятия. В Казахстане памяти этого знакового режиссёра ХХ века была посвящена выставка «Ингмар Бергман и его наследие в искусстве и моде», прошедшая весной в Астане, а осенью - в Алматы.
Концепция этой передвижной выставки, состоящей из фотоматериалов, предметов одежды и короткометражных фильмов, была разработана Шведским институтом кино, а её организацию в нашей стране взяло на себя посольство Швеции в РК. 


Господин Матс Фойер, посол Швеции в Казахстане, представлял выставку посетителям и в Астане - в Центре современного искусства «Куланши», и в Алматы - в Центральном государственном музее РК. «Шведский режиссёр театра и кино Ингмар Бергман является одним из самых известных шведов в мире. Он не только один из важнейших шведских режиссёров кино всех времён, но и в целом одна из наиболее выдающихся фигур в истории кинематографического искусства. Бергман принадлежит к относительно малочисленной группе режиссёров, таких как Феллини, Антониони, Тарковский, чьи фамилии редко должны сопровождаться именем. «Бергман» стал «фирменным знаком» - отметил на вернисажах господин посол.


Эрнст Ингмар Бергман родился в 1918 г. в шведском городе Уппсала в семье лютеранского пастора Эрика Бергмана и медсестры Карин Бергман. Интерес к театру и кино начал проявляться у мальчика с детства. Позже он скажет, что всё его творчество основано на впечатлениях детства, связь с которым он никогда не прерывал. За свою долгую жизнь режиссёр стал автором более 170 театральных постановок и снял свыше 60 художественных и документальных фильмов для кино и телевидения, написав сценарии к большинству из них. Три фильма Бергмана - «Девичий источник», «Сквозь тусклое стекло» и «Фанни и Александр» - стали обладателями премии «Оскар». Он является неоднократным лауреатом Каннского, Венецианского, Берлинского и многих других кинофестивалей. Основные вопросы, ответы на которые он искал, - смысл жизни, сущность смерти, существование Бога. Посредством кино он стремился проникнуть в самые потаённые уголки души, в глубины человеческих отношений. Как и у Тарковского, которого Бергман считал великим режиссёром, во главе угла его творчества стоит одиночество. Поэтому он избрал добровольное многолетнее затворничество на острове Форё, где и скончался во сне на 90-м году жизни. Его девять детей от разных браков также стали в основном деятелями культуры и искусства. 
Обе казахстанские выставки памяти мэтра авторского кино стали востребованными публикой разного возраста. Организаторы позаботились и о детях, для которых была приготовлена книга Э.-М. Меткальф про Астрид Линдгрен с картинками из сказок. По данным Центрального музея РК, число посетителей выставки в Алматы составило более 6 000 человек. 
Рассказывает директор общественного фонда «Scandinavian Council» Евгения Салагдинова:
«Мне посчастливилось увидеть эту выставку в двух вариантах - в Астане и в Алматы. Весной в Астане я была по приглашению посольства Швеции, читала там сказки. И там мне показали всё закулисье этой выставки. Я видела, как тщательно посольство подбирало экспонаты. Кроме информационных плакатов, фотографий и видео там ещё было 20 предметов одежды, которые неразрывно ассоциируются у нас с фильмами Бергмана. В частности, это знаменитое пальто, в котором ходит герой фильма, простая вязаная шапочка с отворотом, которую мы называем шапочкой бини, и др. Эти вещи разместили на манекенах, и впечатление получилось объёмным и живым. Так как выставка - передвижная, то эта её часть с одеждой сразу уехала из Казахстана. Но и без неё осенняя выставка в Алматы замечательно вписалась в пространство Центрального музея и в культурный код Алматы. И мне кажется, на наш алматинский вкус это легло очень хорошо именно благодаря атмосфере музея. Ещё мне очень понравилось, что на фоне статики - снимков, плакатов, цитат - шло кино, короткие отрывки из фильмов и спектаклей. И это давало возможность понять, кто такой Бергман, даже тем, кто раньше о нём ничего не слышал. Я очень люблю его фильмы «Фанни и Александр» и «Сарабанда». Оказалось, что именно их посольство Швеции бесплатно демонстрировало в мае астанчанам. «Сарабанда» - последний фильм Бергмана, снятый им уже в очень преклонном возрасте. А «Фанни и Александр» - замечательный, частично биографический фильм 1982 года. Там такая новогодняя атмосфера, большая шведская семья со своими традициями, строгие бабушки, весёлые дети, шаловливые подростки. И этот фон, а содержание раскрывать я не буду, даёт замечательное представление о колорите жизни в Швеции в начале прошлого века. Это очень атмосферное, как теперь говорят, кино, которое стоит посмотреть перед Рождеством». 


Анна ГОРБЕНКО
Фото автора и Евгении САЛАГДИНОВОЙ