НУЖЕН ЛИ КАЗАХСТАНЦАМ РУССКИЙ ЯЗЫК?

00:50 21/11/2018

381
​Язык – это живой организм, который постоянно изменяется и развивается. И потому каждое время диктует свои требования по его изучению.

Креативно и неожиданно подошли к этому вопросу в Назарбаев интеллектуальной школе города Алматы, где прошла интегрированная неделя русского языка с информатиками и искусствоведами. Сущность недели определилась в теме: «Сила слова, сила искусства, сила технологий».

Организаторами тематической недели выступили сразу три кафедры: русского языка и литературы, информатики, искусства. Говорили о языке, но не только с позиций филологии, но и искусствоведения, при этом применяя современные технологии на уровне робототехники.

Получилось интересно и познавательно!

«Я русский бы выучил только за то…»

Конечно, строки советского поэта уже, мягко говоря, неактуальны, да и Ленина нынешние учащиеся знают постольку-поскольку. И все же: востребован ли в сегодняшнем Казахстане русский язык? Нужен ли он вообще?

Что ж, давайте вспомним, что русский язык в нашей стране наделен статусом официального. Согласно статданным, на нем говорит 89,4% населения Казахстана.

Кстати, во всем мире на русском языке говорят около 300 млн человек, русский является 5-м по распространённости языком на планете. Именно поэтому всю неделю с LED экранов школы транслировались ролики с приветствиями учащимся НИШ не только со всех регионов Казахстана, но и из Монголии, Польши, Черногории, Болгарии, Молдовы, Украины, Греции, России, Беларуси, Приднестровья, Узбекистана, Кыргызстана и других стран. Юных назарбаевцев напутствовали известные ученые, выдающиеся общественные деятели, писатели, политики, представители разных профессий и сфер деятельности.

Открытие недели русского языка прошло в актовом зале школы с участием роботов, исполнявших зажигательные танцы, декламаторов, читавших прекрасные стихи, художников, прямо на глазах создававших замечательные картины.

При этом собравшиеся школьники были не просто зрителями разворачивавшегося действа, но и его участниками, делясь мнениями по поводу происходящего, активно участвуя в викторинах и конкурсах.

В целом все участники конкурсов на «Переменках» показали свою внимательность и с легкостью отвечали на все поставленные дежурным преподавателем вопросы, разгадывали кроссворды, делились своими впечатлениями  и получали свои подарки.

По тому, как активно они отвечали, можно сделать вывод, что конкурсы на больших переменах  глубоко затронули их, и каждый нашел для себя что-то интересное и запоминающееся. Были полезным  и эксперименты смешения цветов  на палитре, создавая  цветовую гамму  всех переходов от цвета к цвету.

Кто ходит в гости к русоведам?

Реалии сегодняшнего дня таковы, что вопрос о необходимости русского языка в республике может показаться даже в некотором роде провокационным. И ответы на него могут оказаться как вполне разумными, так и диаметрально противоположными. Кто-то видит в нём инструмент укрепления солидарности, другие – орудие раскола.

В общем, деликатный, как принято выражаться, вопрос.

Мы не ставили целью переубеждать как непримиримых русофобов, так и ярых русофилов. Исходим из того, что в любом вопросе главное – конструктивное начало, созидательный посыл, значимость для развития государства в целом и каждого человека как личности в отдельности.

И потому неделя была насыщена внеклассными мероприятиями и открытыми уроками. Двери были открыты для всего коллектива НИШа.

Активные методы по обновленной программе о героях, казахских батырах и их роли в развитии казахской государственности успешно реализовали на взаимодополняющих уроках учителя русского языка и литературы ДАУЛЕНБАЕВА Г.У., и учитель-искусствовед ХАЛЕНДЕРОВ Алдахияр.


Дауленбаева Г.У. на интегрированном уроке с учителем-искусствоведом Халендеровым А.


Проблему молодого поколения через характеристику Зилова из произведения А. Вампилова «Утиная охота» рассматривали ученики на открытом уроке у учителя АДСКОВОЙ Н.П. Это был не просто урок, а урок-исследование авторской темы и идеи, «загадочности героя». Надо помнить, что совесть, измерение своих поступков и чувства долга перед людьми, перед самим собой -  это внутренняя необходимость.

Урок по разделу долгосрочного плана «Торговля и помощь. Справедливая торговля» на тему «Цена шоколада» проводила  в 10 В классе с казахским языком обучения ОМАРХАНОВА А. К.  Интегрированный урок с предметами «Право» (законы о правах детей и эксплуатации детского труда, международные трудовые нормы), «География» (плантации в Кот-д`Ивуаре, Африка), «Химия» (химический состав шоколада), «Экономика» (компании-поставщики какао, справедливая цена).  На уроке использовались аутентичные ресурсы: статья о создателе национального бренда «Рахат» Анатолие Попелюшко, документальный фильм, Дания, 2010 https://www.youtube.com/watch?v=EAw0UOmFnXI «Правда о шоколаде», где рассказывается о торговле детьми в Африке, которые вынуждены работать на плантациях какао. Официально труд детей не используется, но на практике всё выглядит иначе: в Мали, Буркина Фасо, Нигерии, Нигере, Того и Бенине детей похищают и продают их на работу в плантации в Кот-д`Ивуаре.

Учащиеся смотрели фрагменты фильма и обсуждали его содержание по вопросам, затем высказывали свое мнение, используя слова, соответствующие теме. Также выступали в роли Анатолия Попелюшко, рассказывали о причинах продажи бренда иностранцам и закупе сырья в плантациях в Кот-д`Ивуар. Некоторые учащиеся выясняли, почему цены на кондитерские изделия в разных магазинах отличаются и где закупают сырье. Обменивались мнениями. В конце урока написали эссе-рассуждение «Какова цена шоколада?»  и даже поднимали проблему производства шоколада в Казахстане.

Интегрированное внеклассное мероприятие креатив-бой «Думай! Решай! Твори!» проводила учитель русского языка и литературы ЖАДЫКОВА М.С. совместно с учителями русского языка и литературы БАЙБОСИНОВОЙ Г.К., информатики Нурлан АМАНКЕЛДЫ, искусства ПОПКОВОЙ С. В. Участники 5 команд 7-8 классов выполняли задания по логике, русскому языку и литературе, искусству. Ученики проявили интеллектуальные, артистические способности и получили заслуженные награды от судей-экспертов. 


Самых активных участников интегрированной недели: "Сила слова, сила искусства, сила технологий" награждает заведующая методическим объединением Байбосинова Г.К.


Также в рамках интегрированной недели учителями АУБЕКЕРОВОЙ Г. А., ДУЙСЕК А.Т. была проведена интеллектуальная игра в формате Лидер XXI века. Вопросы были составлены на знание предметов и логику. Учащийся 8-го класса, занявший 1-е место, получил грамоту и два билета на высокогорный каток «Медеу».

В ток – шоу «Время поговорить» учителями русского языка и литературы ОМАРХАНОВОЙ А.К. и АМИТОВОЙ А.А. была осуществлена  реализация модели 4К в учебный процесс через Послание Президента народу РК с целью «сопричастности каждого казахстанца процессам преобразований в стране».

Учащиеся раскрыли основное содержание Послания по  таксономии Блума, указали  основные риски  и сделали выводы по модели 4К. Двадцать учащихся 11-го класса  показали хорошие знания не только  текста Послания, но и  своего видения основных разделов программного документа. Все участники программы  были поощрены. Во время обратной связи провели среди своих подопечных анкетирование. Оно показало, что старшеклассники нашей школы имеют представление, какая модель  4 К на сегодняшний день актуальнее всего.

Работа в группах и совместное выполнение заданий по подготовке постера и его защите, способствовала развитию критического мышления учащихся на воспитательном мероприятий «Язык цвета: сила слова-сила искусства». Ответственной за это мероприятие была КРИВОШЕЕВА Н.Ю.


Слева направо учителя искусства Ермилова Е.В., Попкова С.В., и учитель русского языка и литературы Кривошеева Н.Ю. с победителями.


Множество активных  методов обучения были интересны и неожиданны. А эффект неожиданности произошел в момент, когда учитель  попросила участников  взять тексты с которыми они работали и найти свою тему. По словам Н. Кривошеевой: «Чувство удивления - это промежуточное чувство, которое подготавливает нас к переходу к следующей, более энергичной эмоции. Если неожиданная ситуация безопасна, удивление переходит в интерес. Если неожиданная ситуация позитивна, удивление переходит в радость. Мне удалось на этом этапе мероприятия  заинтересовать учащихся. После подведения итогов конкурса 1-е место  заняла группа «Алые паруса».

Ученики вместе с учителями выразили огромную благодарность за поддержку, за советы и за помощь в организационных моментах, в конечном итоге,  за небезразличие к проведению таких мероприятий в стенах Назарбаев Интеллектуальной школы химико-биологического направления.

О чём бы вы спросили Президента?

Запоминающейся стала одна такая встреча, организованная БАЙБИИСОВОЙ Б. Ш. и БОЖБАНБАЕВОЙ М.М. К нам пришёл известный казахстанский журналист, главный редактор международной газеты «Весь мир» Юрий КИРИНИЦИЯНОВ.


Учащиеся попросили фото на память.  Ю.И. Киринициянов с организаторами встречи - М.М.Божбанбаева (крайняя слева) и  Б.Ш.Байбиисова (вторая справа от нас). 


Разговор получился откровенный, без недомолвок, на равных.  Не делая скидок на «нежный возраст» собеседников, Юрий Иванович поведал о проблемах современного мира, о роли Казахстана в нём и своём видении будущего страны. - Ребят интересовало, какие чувства испытывал журналист, когда брал интервью у глав государств, Президента РК Нурсултана НАЗАРБАЕВА и Президента РФ Владимира ПУТИНА, что нужно для того, чтобы стать профессионалом своего дела, какие вызовы современности он видит наиболее острыми, какие принципы считает основополагающими в профессии и в жизни и многое другое – комментирует  Б. Байбийсова.

В библиотеке всем было тепло и уютно, по-домашнему. Читая стихи, нишовцы слышали нестандартную новую точку зрения на обычные вещи. Достаточно вспомнить, как говорил  поэт А.  Пушкин про свою деятельность: «Глаголом жги сердца людей», или строки С. Есенина:
«Ваших душ безлиственную осень
Ваших душ в потемках освещать».

Строчки и стихи прочитанные Юрий Ивановичем, запомнятся надолго в сердцах и душах учащихся, поддерживая их, когда им это нужно и даровать всем надежду, любовь, веру и решимость в тот час, когда их недостает. Бесспорно, дети получили свежий взгляд, а, возможно, даже пример для подражания.

Коммуникаций лишних не бывает!

Вот несколько цифр для размышления.

За последние 10 лет Казахстан покинуло 324 457 человек.

Основную часть выезжающих из Казахстана составляет экономически активное население – люди от 16 до 62 лет.

Абсолютное лидерство стран, в которые убывают наши соотечественники – Россия, Германия, Беларусь, туда уехали 306 556 человек.

Прибыло в страну за этот же период 283 104 человека.

Отрицательное сальдо миграции составляет более чем 40 000 человек. Это население небольшого города.

Какую роль играет в миграционных процессах языковой вопрос?

Думается, немалую.

Конечно, люди едут куда-то в надежде на лучшую жизнь, экономический фактор занимает доминирующее положение. Но и бросить обжитое место, занимаемое положение, родной очаг – непросто. Не всегда об этом думаешь с калькулятором в руках.

Уезжают из страны, разумеется, и казахи, но абсолютное большинство – русскоговорящие. Как правило – востребованные специалисты, способные начать жизнь сначала. Уезжают нередко из-за того, что чувствуют дискомфорт, языковую диспропорцию, проблемность карьерного роста из-за языкового барьера.

А карьера должна зависеть не от того, на каком языке человек говорит, а насколько он компетентен и профессионален. Не случайно же на позиции топ-менеджеров крупные компании зачастую приглашают специалистов мирового уровня, которые не только казахского, но и русского языка не знают. Вспомните: генеральный план застройки Астаны готовил японец. Крупнейшую казахстанскую авиакомпанию возглавляет гражданин Великобритании.

И таких примеров множество.

Неделя русского языка, прошедшая в НИШ Алматы, была призвана не только для того, чтобы привлечь внимание учащихся к изучению «великого и могучего», но и задуматься над тем, что получение знаний, уровень коммуникаций и профессионализм в современном мире зачастую зависят от способности интегрироваться в среду. Быть конкурентоспособными. Уметь выстроить свою линию личностного роста так, чтобы максимально использовать имеющиеся возможности.

В том числе языковые.


Гульмира БАЙБОСИНОВА – заведующая МО русского языка и литературы, 
Майра БОЖБАНБАЕВА – преподаватель русского языка и литературы,
Бакыт ЖАНИБЕК  – ученик 9-го класса, президент кружка «CamStudio»,
Назарбаев интеллектуальная школа, ХБН города Алматы