ГОРОД ЗАГАДОК АКЫРТАС

22:02 27/11/2018

385
Кто соберёт катящиеся камни истории? Чёрная пятница, случившаяся 23 ноября в Казахстане, не имеет никакого отношения к известному приёму потребительского зомбирования.

В этот день историческая наука Казахстана понесла двойную потерю – ушли из жизни крупнейший учёный-археолог Карл Байпаков, который в течение 19 лет возглавлял Институт археологии имени А. Х. Маргулана МОН РК, и известный историк-практик и журналист шымкентского канала ТВК Алексей Гончаров. 


Наша газета много раз публиковала их материалы. С лета 2017 года Алексей Гончаров был фактически нашим специальным корреспондентом по Южному Казахстану. Вместе с ним наши читатели бродили по древним городам, забирались в пустыни, сплавлялись по рекам и брели по захватывающим дорогам истории. Название одной из книг Алексея Гончарова - «История без конъюнктуры» точно определяет его жизненное кредо. Мы предлагаем вам отрывок из неё, в котором его исследования пересекаются с трудами Карла Байпакова. 

Смелый замысел 

«Огромные камни, гигантские размеры всего сооружения, смелость замысла, искусство и тщательность выполнения и, наконец, кажущаяся ныне изолированность громады среди глухой пустынной степи - всё это заставляет смотреть на Ахыр-тас как на одно из замечательных древних архитектурных сооружений в Туркестане. Для подобной циклопической затеи нужно было иметь огромные средства, необходимо было располагать массой рабских рук и несметными богатствами - на такое мог решиться какой-нибудь могучий народный властелин» - писал российский учёный Д. И. Иванов в 1885 году.
Впервые Акыртас упоминается в дневнике даосского монаха Чан Чуня, отправившегося в 1222 году из Китая в Самарканд, в лагерь Чингисхана. Вот что сообщается в его дневнике: “На дороге попалось нам каменное городище: камни совершенно красного цвета, есть следы древнего военного становища. На западе есть большие насыпи могильные, расположенные как звёзды в Медведице”. В те времена уже никто не знал, чем же является Акыртас, да и самого этого названия не было.

Бредни из интернета

Незнание порождают домыслы, которые почему-то клонятся к разного рода ужасам. Во что мне попалось по поводу этого места в интернете: «Самым зловещим местом Казахстана и подлинным Бермудским треугольником является городище Акыртас в Жамбылской области. Одни говорят, что его возвёл Александр Македонский, другие считают, что его построили гунны, чтобы обороняться от китайских завоевателей. Третьи считают, что это дело рук буддистов. Возможно, здесь располагался какой-то храм. Акыртас построен вдалеке от воды, что несвойственно населённым пунктам. Во-вторых, здесь расположены мощные тектонические разломы, и каждый, кто там побывал, испытывает мощное энергетическое воздействие. Может подняться температура. Наш спутник заснул в машине, а когда проснулся, начал бредить. Часто люди, побывавшие в Акыртасе, рассказывают о том, что видели здесь НЛО и контактировали с непознанным». 
Подобного рода псевдомистические умствования на разного рода сайтах можно встретить немало. 

Визуализация

Совсем рядом первая города Киргизского Алатау высота 705 м над уровнем моря. Вокруг сухая степь. Невысокие стены из красного песчаника. Это и есть Акыртас. Местами они сохранились на высоту 2 м, местами ниже. Основание угловой башни раскопано до уровня древней поверхности. Аккуратно обработанных камней совсем немного. Часто они попадаются в кладке среди необработанных глыб. К настоящему времени археологами раскопано не более четверти комплекса. Но это большая площадь с массой комнат самого разного назначения. 
Первые зарисовки Акыртаса сделал в 1864 году художник М. С. Знаменский входившие в отряд воевавшего с кокандцами полковника Черняева. В 1867 году здесь побывал первый учёный-востоковед П. И Лерх. Он предположил, что Акыртас был буддистским монастырём. Через несколько лет после этого другой учёный - Д. Л. Иванов - сделал план Акыртаса и обнаружил каменоломни, откуда брали материал для строительства. В 1893 году здесь побы­вал крупнейший востоковед В. В. Бар­тольд. Он тоже решил, что это монастырь, только христианский. Вскоре обнаружили водопровод, который имел протяжённость 4 км, ушёл от родников в Горном ущелье. Теперь стало понятно, откуда строители грандиозного комплекса брали воду. Также учёные решили, что Акыртас может быть населённым пунктом Касрибас, который упоминали арабские путешественники. 
Вскоре после войны здесь работала экспедиция под руководством Г. И. Пацевича. В «Вестнике Академии наук» вышла его статья: «До настоящего времени такого типа сооружения, как-то грандиозности его, так и по оригинальности плана, а также использованию на строительстве крупных каменных блоков на территории Средней Азии и Казахстана пока обнаружено не было».
Прошло более полувека, но это утверждение справедливо и сейчас. Тогда же археологи решили, что монастырём Акыртас быть не мог, и это либо дворец, либо огромный караван-сарай, своего рода гипермаркет VIII века. В конце концов победила теория дворца. Но чей дворец строили в этом негостеприимном месте? Видный казахстанский археолог Карл Байбаков полагает, что это была ставка вождя карлуков. Немецкий учёный В. Брентьес уверен, что здесь строил ставку арабский полководец Кутейба, и было это в 714-715 годах.

Ближневосточные аналоги

Акыртас - это огромный недостроенный архитектурный комплекс со сторонами 180 на 205 м. Его общая площадь - почти 37 тыс. кв. м. Здесь есть над чем поломать голову. Вот комнаты, у которых не было ни окон, ни дверей. А вот очень длинные (15-20 м) комнаты. Зато их ширина - всего от метра до двух. Для чего эти комнаты-коридоры могли использоваться? А между тем с одного угла комплекса их три, а с другого - пять. Одно из самых больших помещений археологи сейчас склоны определять как зал мечети. В него ведут два входа. А перед ними выложены массивные основания колонн, которые, судя по всему, должны были быть огромными. Доктор исторических наук Карл Байбаков пишет по этому поводу: «Так как ислам начинает проникать в Семиречье с середины VIII века, то нижняя дата постройки может быть определена временем не ранее середины VIII века”.


Но вот странность: проходы между колонн, ведущие в предполагаемую мечеть, широкие, а дальше в залу ведут два очень узких прохода с нишами по бокам. Таких узких проходов в здание, открытое для всех верующих, быть не могло. А вот если предположить, что зала предназначалась для приёма правителя, то понятно, что узкими проходы были сделаны из соображений безопасности, а ниши предназначались для стражей. 
И вновь обратимся к работам Карла Байбакова, в данном случае это его книга «Средневековые города Казахстана на Великом Шёлковом пути»: «Удалось найти аналогии планировке Акырташа - они уводят в архитектуру Ближнего и Среднего Востока. Очень похожей была планировка дворцов Самарры - летней резиденции арабских халифов, дворцов Сирии и Иордании, в частности известного своим великолепием дворца Каср ал-Хайр ал-Гарби. Всё это заставляет взглянуть на постройку Акырташа как на дворец, который должен был стать летней резиденцией местного правителя. По нашему мнению, им мог быть карлукский каган. Как известно, карлуки правили Западной частью Семиречья с 766 по 893 год”.
Наверное, это и есть наиболее правильная интерпретация грандиозной постройки. 

Крупнейшая недостройка

Итак, строительство Акыртаса началось или в начале, или в середине VIII века. Сколько времени оно продолжалось, мы не знаем. А потом всё это просто прекратилось. Никто на строителей не нападал, никакие стихийные бедствия им не мешали. Они просто ушли. Доказательством тому служат очень бедные археологические находки. Совсем немного керамики и других артефактов. То, что было сломано и восстановлению не подлежало. Остальные вещи те, кто здесь жил, тщательно собрали и унесли с собой. 


Судя по всему, строительство велось недолго, поскольку по соседству обнаружено кладбище. А они при неизбежно высоком на такой стройке уровне травматизма должны были быть.
Но почему так получилось? Никаких предположений на этот счёт в доступной литературе найти не удалось. А потому попытаемся сделать собственные предположения. Однозначно - строили комплекс иноземцы, вероятнее всего, это были арабские мастера. Полководцы халифата к тому времени уже принесли ислам народам на территории современного Узбекистана. Но севернее они столкнулись с тюрками, которые насильственное насаждение новой религии не принимали. И тогда им решили показать превосходство мусульманской цивилизации. К правителю карлуков прислали мастеров, которые должны были построить для него роскошный дворец. Кто оплачивал это строительство, неизвестно. 
Но потом что-то произошло. Возможно, правитель умер, а его наследник был традиционалистом и предпочитал проверенную временем юрту. А может, сам заказчик стройки рассорился с арабами. Этого мы уже никогда не узнаем. Но как бы то ни было, стройку забросили. А после никогда уже ничего подобного на территории Казахстана не затевали. А через пару столетий Акыртас стал легендарным городом, загадки которого до сих пор будоражат умы людей. 


Подготовил Олег БЕЛОВ
Фото автора и Виталия ДВОРЕЦКОГО