НЕОБХОДИМЫЙ НОВЫЙ УРОВЕНЬ

00:15 19/12/2018

158
Мы не боимся полиции, мы ей не доверяем. Уходящий год, наверное, один из самых значимых этапов в развитии правоохранительных органов нашего государства.

Множество громких преступлений, резонансных убийств, террористических актов, коррупционных скандалов, произошедших за последнее время, явились однозначным толчком к большим переменам.
Одной из главных проблем, как выясняется, стало то, что взаимодействие правоохранительных органов с институтами гражданского общества сегодня оставляет желать лучшего. Поскольку не отвечает задачам современного правового государства. Это приводит к снижению уровня доверия населения к правоохранительной системе в целом. Поэтому и встала задача обеспечения взаимосвязи и взаимного доверия между обществом и правоохранительными органами.
Остро также встали вопросы защиты прав человека от необоснованного вовлечения в орбиту уголовного преследования и снижения репрессивности уголовного судопроизводства, незаконного ограничения прав и свобод. 
Неисполнение или несвоевременное исполнение судебных решений также способствует зарождению сомнений в торжестве справедливости и подрыву авторитета и доверия как к судебной ветви власти, так и к государству в целом. В связи с этим и возникла необходимость решения данных вопросов и перехода на новый уровень взаимодействия силовиков с населением.
На недавно прошедших парламентских слушаниях по вопросам дальнейшей модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности спикер сената парламента РК Касым-Жомарт Токаев обозначил ряд задач, которые необходимо решить для улучшения деятельности полиции в стране.
Он напомнил, что глава государства постоянно акцентирует внимание на деятельности правоохранительных органов как ключевом факторе повышения уровня доверия со стороны общества и чувства безопасности граждан. И представил ряд предложений по дальнейшей модернизации правоохранительной системы.
На слушаниях прозвучали и рецепты того, что необходимо сделать для выправления положения.
Первое. Перед правительством стоит ключевая задача скорейшего формирования нового стиля и современного формата работы правоохранительных органов с населением. За основу должна быть взята сервисная модель оказания услуг.
Второе. Следует шире цифровизировать рассмотрение уголовных дел на всех стадиях: от регистрации заявления до вынесения судебного решения. Цифровизация играет главную роль в процессе уменьшения коррупции, а также создании доступной обратной связи в онлайн-режиме.
Третье. В оценку деятельности полиции и судов должны быть вовлечены широкие слои населения через цифровые технологии. Доверие населения - это прямой показатель эффективности государственной политики. Её оценка должна включать в себя качество и своевременность рассмотрения дел, а также то насколько граждане удовлетворены этой работой.
Четвёртое. Необходимо продолжить формирование независимой и беспристрастной судебной системы путём повышения объективности при принятии процессуальных решений по уголовному делу, усиления оперативности и прозрачности судопроизводства в стране.
Пятое. Следует и далее принимать продуманные меры по дальнейшему внедрению принципа состязательности сторон обвинения и защиты в уголовном процессе, прежде всего за счёт расширения процессуальных возможностей адвокатов.
Шестое. Необходимо внедрить минимальные стандарты оказания бесплатной юридической помощи и объективной системы оценки оказанных услуг, что дало бы сильный импульс развитию конкурентности и качества этого рынка.
Седьмое. Следует обратить внимание на развитие новых форматов восстановительного правосудия, основанных на примирении сторон и возмещении причинённого вреда, а также постепенно расширять круг уголовных дел, по которым возможно ускоренное производство и обеспечение экономности процесса.
Восьмое. Надо исключить дублирование полномочий и несвойственных функций, обеспечить чёткое распределение между органами досудебного расследования, надзора и судом.
Оперативное и прозрачное правосудие, основанное на строгом соблюдении законодательства, отвечает основным интересам общества и стратегическому курсу развития страны.

Михаил ПРИБЫЛОВСКИЙ