ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ РУКАМИ РОБОТОВ

00:25 19/12/2018

83
На что способны участники и модели Robocon Games?

Лучшие идеи в роботостроении продемонстрировали школьники Казахстана на Республиканском чемпионате по робототехнике среди школьников «IITU Robocon Games»! В состязаниях приняли участие лучшие команды разработчиков со всех областей страны. Всего было представлено 30 команд.
Подготовка к чемпионату началась задолго до его старта. В течение 5 месяцев школьники вместе с наставниками занимались подготовкой и разработкой моделей. В итоге каждая команда к соревнованиям подготовила по два робота - механического и автоматического. Обе машины собраны на базе микроконтроллеров Arduino. Именно эта система выбирается целенаправленно - она позволяет научить детей собирать роботов «с нуля» - от создания конструкции до программирования. Такая разработка гораздо сложнее, чем конструирование роботов на базе конструктора LEGO EV3 и ещё больше соответствует духу STEM-образования (содержание акронима STEM: S - science, T - technology, E - engineering, M - mathematics, естественные науки, технология, инженерия, математика). Развитие STEM-образования в Казахстане является одной из приоритетных целей компании «Шеврон».

Новые правила

«Соревнования «IITU Robocon Games» среди школьников позволяют не только выявить талантливую молодёжь, но и приблизить развитие робототехники в Казахстане к международным стандартам роботостроения», - говорит проректор МУИТ Медет Тургамбаев.
В этом году тематика чемпионата - «Завод роботов». Предыдущие годы игры были связаны с озеленением и тем, как роботы могут помочь в улучшении экологии. Тема выбиралась не случайно, да и ЭКСПО сыграло свою роль. Индустриализация - не менее важная тема: роботы, работая на заводе, собирают других роботов. 
«В этом году мы проводим чемпионат уже в четвёртый раз, причём на республиканском уровне. Раньше проводили соревнования, но география ограничивалась городом Алматы и Алматинской областью. Сейчас уже участники почти со всей страны приезжают. Команд теперь не 15, а 30, и чемпионат стал трёхдневным - за 2 дня просто не успевают все выступить. Уровень участников, да и самих соревнований, ежегодно повышается. У нас есть участники, которые 3-4 раза участвуют. У них команды прошли хороший менеджмент - руководитель не менялся, есть преемственность - старшие ребята успевают передать навыки младшим товарищам. Такие команды устойчивый рост показывают. Когда в команде лишь выпускники, то бывает, что они выступают отлично, получают опыт, но позже выпускаются, но не передают опыт новичкам. Такие сборные остаются на прошлогоднем уровне, а кто-то и сдаёт позиции. Если в общем брать картину, то уровень движется вверх - роботы стали сложнее и уже способны выполнить не только средней сложности задания, но уже ориентированы на сложные», - оценил Нурлан Каримжан зав. лаборатории мехатроники и интеллектуальных систем АО МУИТ.
Ещё одно новшество - при оценке работ участников был применён дифференцированный подход оценок. Если уровень задания единый, одинаково сложный, то результатов слабых команд будет вообще не видно - они просто все получат по нулям. И тогда непонятно, как оценивать, насколько большая разница между ними. Поэтому были предложены лёгкие, средней сложности и сложные задания для команд. Для каждого типа роботов был свой набор. Соответственно, чем сложнее задание, тем больше очков получает робот, так что у участников прямая заинтересованность делать роботов сложнее.

Критерии

Махмуд Хасан, профессор, член жюри отметил, что при оценке готовых моделей применялся ряд критериев. Кроме технологичности роботы должны уметь ориентироваться в пространстве, а их коды быть устойчивыми к различным помехам. Далеко не последнее место занимает сплочённость команды и умение работать совместно.
«В нынешнем году мы отметили 25-летие успешного сотрудничества с Республикой Казахстан. И все эти годы наши социальные инвестиции были направлены на развитие потенциала граждан страны. Вот уже несколько лет мы поддерживаем Robocon Games, которые являются неотъемлемой частью наших программ по развитию технического образования», - говорит представитель компании «Шеврон» Жанар Кошпанова. 
«В робототехнике, как и в любом другом спорте, таланты нужно отслеживать с ранних лет. Эти школьники - завтрашнее поколение студентов, которые помогут высшему образованию выйти на высокий международный уровень», - считает Дамир Шыныбеков, ректор МУИТ.

Участники

Команда Бекболата Сагижанова создала радиоуправляемую модель, которую можно применять и в строительстве, медицине и при спасении людей из завалов. Как отмечает молодой разработчик, его цель - подарить миру лёгкую и простую жизнь, а роботы как раз помогут в этом. 
Победители конкурса получили ценные призы, а также гранты и скидки на обучение в Международном университете информационных технологий (далее - МУИТ).
«Наша команда состояла из 6 человек, все мы учимся в 11-м классе. У нас было два робота. Оба они собирались за продолжительное время. Но результат того стоил - наш робот получил награду «За лучшее инженерное решение» - он показал себя просто отлично. Особенно отличился механический. Механический робот управлялся пилотом, и его задача состояла в том, чтобы брать цилиндры и за короткое время переносить их в определённую зону. Задача автоматического робота заключалась в том, чтобы без пилота, самому проехать определённый лабиринт, самостоятельно взять цилиндр и поставить в зону работы механического робота», - отметил капитан команды «БИЛ» Абылай Ержанов.
По словам капитана команды, помощь в разработке и создании робота оказал учитель, кроме того, в школе дважды в неделю проводятся уроки информатики, где как раз и проходят основы по предмету робототехника, но все желающие могут записаться в школьный мини-клуб робототехники. В школе есть всё необходимое для обучения и работы - и техническое оснащение, и рабочие инструменты, и, самое главное, наставники, готовые поделиться знаниями.
«Наши роботы предназначены для транспортировки маленьких объектов. По условиям, у каждой команды было 2 робота. Один работает автоматически (то есть в начале игры нажимаете одну кнопку, а дальше робот делает всю работу по заранее написанному коду), а второй робот управляемый - там участник должен, используя робота, сам управлять всеми действиями. Конечно же, мы хотели победить, но все команды были на высоте. Мы выиграли номинацию «За лучшее инженерное решение», - рассказал Санжар Органов, руководитель/куратор команды КГУ специализированного лицей-интерната «Білім-инновация» г. Алматы (команда «БИЛ»), учитель информатики. 
Он отметил, что в этом году на соревнованиях были и участники, которые вот только начинают свои шаги в робототехнике, это школьники 12-13 лет. Но всё же возраст большинства - в диапазоне 16-18 лет.
«Я думаю, что все участники получили колоссальный опыт. Так как роботы были трудны в разработке, были и времена, когда мы 2-3 дня подряд оставались в школе и работали над проектом. В данное время во многих учебных заведениях начали активно изучать робототехнику. Если же говорить про нашу школу, то у нас с 8-го класса (у нас учатся с 7 по 11 классы) изучают робототехнику. Сейчас робототехника и информатика идут как отдельные уроки - робототехника как факультативный урок. Так как все обучающиеся сначала должны узнать свойства компьютера и базовые вещи, а потом только робототехника. Робототехнике с каждым годом уделяется всё больше времени: у 8-го класса 2 урока в неделю. Один из них - информатика, а другой - робототехника. В 10-м классе уделяют 2 четверти на робототехнику полностью по 2 урока», - заключил Санжар Органов.
На следующий год ожидается, что пройдёт уже юбилейный, пятый, республиканский чемпионат «IITU Robocon Games». Так что у команд есть время основательно подготовиться и выступить ещё лучше. 

Анна ШАПОВАЛОВА