КИНОВЗГЛЯД НА ЦЕНТРАЛЬНУЮ АЗИЮ

00:08 19/12/2018

103
С 6 по12 декабря в алматинском киноцентре «Арман» впервые проходил международный Конкурс документального кино Центральной Азии CADF(Central Asian Documentary film festival), организованный командой фестиваля авторского кино Clique Film Festival.

«CADF - это попытка осмысления региона. В фокусе режиссёров разнообразная, но в чём-то схожая история стран, входящих в Центральную Азию. Всех их объединяют близкие культурные коды; атавизмы советского прошлого, попытка осознания своей современной идентичности и жизнь в условиях радикального капитализма», - говорится в приветствии организаторов фестиваля. Команду Clique Film Festival возглавляют Борис Бойков, программный директор, и Наргиз Шукенова, продюсер фестиваля.

Более чем из 60 заявок были отобраны 19 полнометражных и короткометражных конкурсных фильмов. Несколько ярких работ показаны вне конкурса. Ленты позволили увидеть Центральную Азию изнутри и извне, их создатели живут как в регионе, так и вдали от него. Это кинодокументалисты из Казахстана, Киргизии, России, Германии, Голландии, Франции, Польши и других стран. Гран-при конкурса CADF получил фильм «Урожайная луна» молодого режиссёра Захида Мавани из Канады. «Урожайная луна» отмечена также призом за лучшую операторскую работу. Его получил Себастиан Хириарт. Фильм повествует о сложных, выстроенных веками отношениях людей и природы. Действие разворачивается в Арсланбобе, обширном ореховом массиве, одном из самых живописных мест Киргизии. Там встречаются ореховые деревья высотой до 30 метров, возраст которых может превышать 1000 лет. «Мы, члены жюри, приняли решение единогласно. Это тот фильм, который не забывается, остаётся с тобой и после фестиваля. Его хочется смотреть снова и снова, Потому что это кино о мире, который мы забываем или теряем. О гармонии в этом мире, человеческих отношениях и спокойствии, которое сейчас редко встречается. Кроме того, фильм сделан на очень высоком профессиональном уровне»,- сказала Тинатин Гурчиани, кинодокументалист из Грузии, член жюри CADF.

Фестиваль стартовал показом полнометражного фильма «Турксиб», снятого в 1929 году Виктором Туриным в авангардной манере. «Фильм «Турксиб» ставил целью продвижение достижения первой пятилетки - строительства Туркестано-Сибирской магистрали. «Турксиб» представляет зрителю Советский Союз в виде цивилизующей силы, с помощью науки и техники дающей бой примитивизму и старым традициям. Фильм впервые документирует казахскую национальную идентичность», - отметил в своей статье Рико Айзекс, член жюри CADF и исследователь центральноазиатского кинематографа из Оксфордского университета (Великобритания). По инициативе команды Clique Film Festival полузабытый фильм «Турксиб» был отреставрирован, а благодаря специально написанной Куатом Шильдебаевым музыке обрёл современное звучание.

Значительную часть фестивальной программы составили фильмы казахстанской тематики. Две ленты режиссёров из Германии рассказывают о глубоких связях с Казахстаном немцев, переселившихся на историческую родину. Это «Bye Bye, Baby» и «Ветер в моих волосах: далёкая родина Каратау». Их режиссёры Юлия Бокслер и Марина Ансельм покинули Казахстан в детском возрасте вместе с родителями. Мартин Саутер из Польши представил фильм «Жаланаш - пустой берег», лирическую поэму умирающего места под названием Приаралье. Контрастирует с ним «Столица» о создании одновременно реальной и утопической Астаны, снятой живущим в США москвичём Максимом Поздоровкиным. В конкурсную программу попали 3 ленты казахстанских режиссёров. Это «13 км» Владимира Тюлькина, «Путь» Евгения Лумпова и «В поисках Дени» Дени Пицаева. 

Конкурс CADF в целом не пользовался вниманием публики. Большинство просмотров проходило в полупустых залах, хотя вход на все киносеансы был свободным. Одним из немногих исключений стал аншлаговый показ внеконкурсной ленты «Петь свои песни в Казахстане» казахстанского режиссёра Катерины Суворовой. Фильм, вскрывший глубокие социально-культурные конфликты в обществе, связанные с концертной деятельностью молодёжной поп-группы Ninety One, вызвал живой интерес публики. После просмотра состоялось эмоциональное обсуждение с участием всего зала.


Вадим КРАВЦОВ
Фото автора