КАЧЕСТВЕННЫЙ РЫВОК

23:53 15/01/2019

340
Алматинская область первой представила телепрограмму в формате 4K. В последние годы страна прилагает немало усилий для развития туризма.

Появилась концепция развитие туризма 4E (ethno, eco, event, entertainment), маршрут «Современный Шелковый путь» (Modern Silk Road), проект Silk Visa (специальная виза для стран Шелкового пути), строятся скоростные трассы, развиваются пешеходные зоны в городах, появились недорогие отели - хостелы, которые тут же заполнили практичные иностранцы. 

Конечно, их пугает непредсказуемый общественный транспорт, качество воздуха, агрессивность на дорогах, но зато они ещё могут прикоснуться к нетронутой природе, ощутить кочевую экзотику. В мире одним из важных факторов привлечения туристов является телевидение. Какую роль оно могло бы сыграть для казахстанской индустрии отдыха? Мы решили обсудить этот вопрос с режиссёром Олегом Парамоновым, который с 1997 года выпускает телепрограммы о путешествиях. В декабре прошлого года он ушёл в интернет-вещание, где запустил новую серию программ «Жетысу - перекрёсток туристских троп» на портале YouTube. Все материалы выходят в формате 4К (Ultra HD), и это первый проект телепрограмм в таком формате для Казахстана. 

- Олег, как назывались ваши предыдущие телевизионные проекты?

- Моя первая программа о туризме стартовала в 1997 году. Она называлась «Ветер стран­ствий» и выходила сначала на телеканале «Тан», а затем на «31 канале». В 2001 году она закрылась в связи с отсутствием финансирования. Спонсоров на такую программу найти было крайне тяжело, потому что мы ничего не рекламировали, ничего, кроме здорового образа жизни и путешествий по Казахстану. В 2003 году акимат Алматы поддержал мой новый проект телепрограммы «Дневник путешествий «Ветер странствий», которая в течение двух лет выходила на канале «Южная столица Алматы». Но в какой-то момент во время смены формата с этого телеканала убрали все авторские программы. В итоге у меня был перерыв, и только в 2012 году руководство медиахолдинга «Алаш», а именно директор Батыр Козыбаев, предложил мне делать новую программу на канале «СТВ». Она получила название «Неизведанный Казахстан» и выходила в течение шести лет. В 2015 году она получила поддержку государства. 

- Почему же вы остановили этот проект? 

- Тут множество причин: и недостаточное финансирование, и творческие моменты. Я не видел дальнейшего развития проекта. Необходимо постоянно находить новые формы. В декабре 2018 года я реализовал свою старую мечту и, благодаря сотрудничеству с акиматом Алматинской области, начал выпускать программу «Жетысу - перекрёсток туристских троп» в формате 4K (Ultra HD) на YouTube. Для мира туризма и природы этот формат наиболее актуален. Он позволяет видеть на большом экране картинку с мельчайшими подробностями. 
Этот современный формат видео поддерживают фактически все новые модели телевизоров. Но контента этого формата очень мало. Его можно скачать с интернета, посмотреть на YouTube либо на крупных каналах, которые уже появились в Европе, России, Японии. В Казахстане пока нет таких телеканалов, не все из них вещают даже в предыдущем формате HD. 

- Почему не удалось реализовать этот проект на областном канале «Жетысу»?

- Так как проект поддержало управление туризма Алматинской области, изначально планировалось выпускать программу на телеканале «Жетысу», но не удалось с ним договориться. В итоге мы решили развивать проект в интернете. Я считаю, от этого он только выиграет. Тем более что канал «Жетысу» вещает в основном в пределах области, а управлению туризма необходимо распространять информацию за её пределами. 

- Государство заявляет о необходимости развития внутреннего и въездного туризма, но, с другой стороны, многие известные тележурналисты, занимающиеся темой туризма, остаются не у дел. В чём причина?

- Причина в том, что на верхних ступенях государственной власти видят ситуацию более широко и понимают необходимость развития местного туризма, ведь это и имидж страны, и большой экономический потенциал. Но на нижнем уровне к туризму нередко отношение как к чему-то второстепенному, не существенному. Хотя, к примеру, экологический туризм - это то направление, на котором Казахстан мог бы хорошо сработать. Этот разрыв между тем, какие программы формируются наверху и какие решения принимаются внизу, не даёт отрасли динамично развиваться. Пример того, что мы не договорились с телеканалом «Жетысу», для которого могли бы бесплатно предоставлять туристический контент, из той же серии. 

- В 2010 году в России появился государственный канал «Моя планета», полностью посвященый теме туризма, и за несколько лет по рейтингам в России он обошел такие каналы, как National Geographic, Discovery, Animal Planet. В итоге он стал туристическим лицом страны и осуществляет съёмки и в других странах, в том числе в Казахстане. Почему в Казахстане нет подобного канала?

- Этот вопрос давно витает в воздухе. В Казахстане сейчас есть лишь один частный телеканал «Туран ТВ», полностью посвященный туризму, но он не имеет поддержки государства и развивается благодаря энтузиазму влюблённых в путешествия бизнесменов. Программы, посвящённые туризму, выходят на трёх языках на канале «Казак ТВ», но этого недостаточно. Необходимость создания государственного туристического от телеканала давно назрела. Теоретически можно было собрать ведущих журналистов и необходимый контент, в том числе и на базе «Туран ТВ», но эта инициатива, конечно же, должна исходить от государства. Но сложно сказать, как это может воплотиться в реальности. При нынешнем уровне отношение к этой индустрии… Если государство пожелает открыть такой канал, то найдётся немало организаций (далеких от телевидения и мира туризма), которые захотят освоить эти финансы. В итоге далеко не факт, что выделенные средства дойдут до тех людей, которые непосредственно занимаются созданием туристического контента. Это я могу сказать по своей многолетней практике.


На побережье Гоа (на снимке сверху), как и во всей Индии, запрещено перегораживать пляжи - они являются общественной собственностью. В Казахстане большая часть пляжей отдана в аренду и огорожена заборами. На фото снизу Голубой залив Бухтарминского водохранилища. 

Туризмом управляют шлагба-УМЫ

- Какие сферы туризма наиболее перспективны для нашей страны и что тормозит их развитие?

- Я думаю, что большие перспективы у автотуризма и связанной с этим арендой автомобилей. Этому существенно мешает недостаточное качество дорог. Все говорят о развитии Алаколя, а участок от Талдыкоргана до озера в плачевном состоянии. Проблемой остаётся работа дорожной полиции, излишняя придирчивость которой отпугивает многих приезжих автотуристов. 
Многие думают, что нужно строить пятизвёздочные отели, дорогие рестораны. На самом деле для туризма нужны прежде всего недорогие придорожные кофе, гостиницы, туалеты, за которые не было бы стыдно перед иностранцами. Одна из больших проблем горного туризма, которая за многие годы так и не нашла решение, это открытие горных маршрутов между Казахстаном и Кыргызстаном, прежде всего на участке между Алматы и Иссык-Кулем. Ещё одно дополнение - для развития сферы отдыха необходимо дать туристам свободу. В своих действиях они не должны чувствовать, что их где-то зажимают. Большой проблемой являются шлагбаумы и различные поборы. Шлагбаумы в Казахстане появляются внезапно именно там, куда начинают ездить туристы. Если маршрут становится популярным, тут же кто-то берёт в аренду это место, ставит шлагбаум на дороге и начинает просто собирать деньги. Достаточно взглянуть на водохранилище Капчагай, где фактически всё побережье перекрыто заборами и шлагбаумами. Такого открытого захвата побережья нет ни в индийском штате Гоа, ни на пляжах Малибу в Калифорнии. Вот ещё два свежих примера. В прошлом году кто-то взял в аренду урочище Тамгалы-тас (Писаные скалы) на реке Или, где расположены буддийские наскальные изображения. Теперь все туристы вынуждены платить деньги не только за въезд, но даже за то, что они пешком пересекают границу этого урочища. Территория закрыта рвами и шлагбаумами. Второй пример - это съезд к реке Или на третьей насосной станции, откуда стартуют основные группы водных туристов. Это в трёх км ниже плотины Капчагайской ГЭС по левому берегу. Теперь путь водников, желающих сплавиться по самой живописной части реки, увидеть город из фильма «Кочевник» и изображения Будды, преградил шлагбаум. Туристам отвечают, что ущелье взято в аренду. То есть, как только сплавы вышли на коммерческий масштаб, тут же перегородили дорогу. И эта проблема стоит по всему Казахстану. Ведущие туристические страны предлагают туристам не ограничения, а прежде всего услуги, в том числе и телевизионные. 


Олег БЕЛОВ
Фото из архива Олега Парамонова