В ЦИВИЛИЗАЦИЮ С «ШАШКАМИ» НАГОЛО

23:30 22/01/2019

186
90 процентов рынка такси в Казахстане сегодня находится в тени. Таксисты - обычно первые, кого мы встречаем, прилетев в новый для себя город. И от того, найдём ли мы с ними общий язык, в немалой степени зависит первое впечатление.

Мы тут же делаем вывод, насколько комфортным будет наше перемещение по чужой стране. Вот и у моих друзей, приехавших из толерантной ко всему Европы, первое впечатление от нашей страны было прекрасным.
Больше всего им понравилась стоимость проезда. От аэропорта до центра - меньше 10 евро. Халява! Но потом всё изменилось. После прогулки по городу они поехали на центральный рынок. Тут их ждало всё «самое интересное». «Очень грязная машина и старая. Таких нет на свете!» - лексику сохранил, так более понятно.
И это было только начало. Когда в машину с трудом набилось ещё двое попутчиков, мои гости подумали, что они попали в вариант бюджетного такси и сумму они разделят на пятерых. Даже как-то по- своему оценили ноу-хау. Но потом их ждало разочарование, и с базара их забрал уже я на своей машине. Впечатления у них были потрясающими, в полном смысле этого слова. На их множественные вопросы я сдержанно отвечал: «Это временно. Кризис».
Конечно, они были в восторге от нашей страны, города, людей, гостеприимства и уезжали с самыми лучшими впечатлениями. Но в аэропорту перед отлётом мы вспомнили поездки на алматинских такси. Посмеялись. Я - грустно.


Цифры
Мировые гиганты решили сделать новый ход в развитии сервисов по заказу такси. Alphabet, более известная как Google, запустила сервис попутчиков Waze Rider в Тель-Авиве, проект стартовал в июле 2015 года. На текущий момент сервисом в Израиле пользуются несколько тысяч человек, Alphabet получает 15% от стоимости поездки. В 2016 году компания запустила собственный проект Waze. Сервис запущен в тестовом режиме и функционирует в Сан-Франциско. Планируется, что база в несколько тысяч офисных сотрудников будет подвозить своих коллег на работу и обратно. Оплата будет составлять 54 цента за милю. Важно отметить, что Google Ventures инвестировал в проект Uber 250 миллионов долларов в 2013 году. Но Alphabet решил занять свою часть ниши, т. к. занялся разработкой собственного проекта по картографическому сервису. Также компания решила проводить исследовательскую деятельность в области автопилотируемых автомобилей. Другой мировой гигант - Apple, также включился в гонку за этот рынок. Компания решила сразу начать с крупного рынка в Китае и инвестировала в китайскую компанию Didi Chuxing Technology Co. один миллиард долларов.


САМЫЕ ДЕШЁВЫЕ
В мире модель потребления транспортных средств меняется от личной к совместной. Пробки, ограниченное место для парковки, частая необходимость бросить машину и забрать её на следующий день. Добавьте к этому проблемы экологии.
В то же время благодаря современным технологическим платформам такси из услуги для избранных превратилось в ещё один вид дешёвого и безопасного общественного транспорта. Появились тарифы и сервисы для совместных поездок, появился каршеринг. Своя машина становится в общем-то и не нужна. Так что будущее - определённо за совместным потреблением и отказом от личных автомобилей. Тем более что мы бьём все рекорды по дешевизне на рынке этих услуг.
Сегодня услуги такси доступны по нескольким причинам. Первой является девальвация национальной валюты: во второй половине 2015 года курс упал со 190 до примерно 380 тенге за доллар. Девальвация сопровождалась строгими заверениями со стороны правительства предотвратить рост цен на основные продукты питания. Результатом стало значительное снижение стоимости многих товаров и услуг в пересчёте на иностранную валюту.
Также имеет место высокая конкуренция. Поездка на легковом автомобиле в любом городе Казахстана стоит от 200 ($0,6), если поездка короткая, до 2000 тенге ($6), если пункт назначения - это, например, расположенный на значительном расстоянии аэропорт.
Самые низкие тарифы - у частных таксистов. По неофициальным данным, в Казахстане с населением 18 млн человек около полумиллиона частных извозчиков, и они занимают до 90% рынка такси.


В тему 
Парламент утвердил закон, идентифицирующий автомобили Astana Taxi как общественный транспорт, а это значит, что они могут ездить по выделенной для автобусов полосе дороги. Для клиентов это убедительный аргумент в условиях загруженных дорог столицы. Автомобили имеют общее цветовое решение, один call-центр, единые тарифы и специальную водительскую униформу. Принимаются банковские карты, есть страховка пассажиров, ответственность за их безопасность и за качество сервиса в целом.


НЕЛЕГАЛЬНЫЕ РЕЛЬСЫ
Большинство транспортных средств нелегальных перевозчиков находится в ужасном техническом состоянии. Большая часть машин используется с девяностых годов. Грязный и прокуренный салон, недостающие элементы интерьера. Зачастую хамское отношение водителя. И вообще, кто за рулём?
И ещё одно. Большая привлекательность этого вида заработка. Она заключается в том, что он фактически не контролируется органами власти. Структура находится на нелегальных рельсах, а в теневом капитале крутятся миллиарды тенге, с которых никто не платит налоги.
Рынок такси в Казахстане не отрегулирован. Власти поощряют неофициальный извоз, мотивируя это важностью расширения денежного оборота. Вне закона оказываются право пассажира на получение качественной услуги и возможности для развития официальных таксопарков.
Важно, чтобы в стране было хорошо проработано регулирование сферы таксомоторных перевозок с учётом современных реалий, что помогало бы развивать рынок. Государство и бизнес должны вместе определять правила игры, вести диалог. Только тогда будут созданы условия для появления действительно цивилизованного рынка.

ПРАВИЛА ДЛЯ ВСЕХ 

Так что же необходимо, чтобы войти в этот рынок цивилизованно? Далеко ходить не надо - мировой опыт. Америка, Европа, Китай и т.д. Наконец, Россия, которой удаётся впоследние годы загнать этот прибыльный бизнес в стойло.
У них всё просто (исключаю Англию, там на таксиста 4 года учатся). Использовать для перевозки пассажиров и багажа такси, имеющие единую цветовую гамму и отличительные обозначения. Иметь в наличии таксометр или контрольно-кассовый аппарат. Обеспечить прохождение предрейсового технического осмотра автотранспортных средств, предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей. Наличие современной информационно-диспетчерской службы. Соблюдение режима труда и отдыха водителей такси.
Также при трудоустройстве в официальный таксопарк водитель должен пройти жёсткий отбор. Помимо флюорографии и справки об отсутствии судимостей человек обязательно предоставляет медицинскую справку и наркотест на определение в крови четырёх типов наркотиков.
Всё это могут обеспечить только крупные и надёжные компании. Они смогут выдавить многочисленных ни за что не отвечающих посредников. Урегулировать страховой аспект. Да и бюджету страны это не помешает. Авиакомпаний не так много, но хватает, в очереди не стоим.


За один день в Алматы выявлено 17 лиц, занимающихся частным извозом без налоговой регистрации. Всем им дали срок 10 дней для постановки на учёт в качестве индивидуальных предпринимателей. Также вручены памятки о порядке регистрации в налоговых органах. «В противном случае материалы будут направлены в суд для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности с конфискацией автомашин», - добавили в УГД по Медеускому району. Как отмечается, на основании статьи 463 КоАП РК занятие предпринимательской или иной деятельностью без регистрации влечёт штраф на физических лиц в размере 15 МРП (37 875 тенге) с конфискацией предметов и (или) орудия совершения административных правонарушений. Для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя можно обратиться в ЦОН с удостоверением личности. Сумма налога составляет один процент от полученного дохода.


РАЗГРУЗИМ ГОРОД

В Алматы дважды в сутки - утром и вечером - проводится комплекс мер по выявлению «нелегальных» перевозчиков силами дорожных полицейских.
Маслихат Алматы принял решение создать проект АИС «БДД-2». В рамках проекта планируется увеличить количество действующих постов фиксации нарушений ПДД с 110 до 252. Основной целью станет снижение аварийности на дорогах, фиксация фактов создания искусственных заторов, выезд на полосу общественного транспорта. В настоящее время ведётся разработка проектно-сметной документации.
В городе уже начала работать программа «Жолак», которая включает в себя установку специализированных камер фиксации нарушений ПДД на общественный транспорт, данные с которых будут напрямую поступать в процессинговый центр УАП ДВД. Акимат прокомментировал решение по снижению скоростного режима на аль-Фараби, Саина и Восточной объездной дороге. Так, по опросу, проведённому ОЭСР (OESD 2002; OESD 2006-1) среди практиков, работающих в области дорожной безопасности, превышение скорости является основным риском дорожной безопасности. Обеспечение более безопасного скоростного режима определено первоочередной мерой, направленной на решение выявленных в ходе опроса проблем. Успешно внедрённая мера по снижению средней скорости позволила значительно снизить уровень травматизма и смертности в таких городах, как Сидней, Мадрид, Нью-Йорк, Лондон, Минск и многих других. Также ограничение скорости планируется внедрить во многих крупных городах Европы и Азии.

Михаил ПРИБЫЛОВСКИЙ