ПОЛЦАРСТВА ЗА КОНЯ!

23:20 22/01/2019

107
В прошлом году казахстанцы потратили 547 млрд тенге на покупку новых авто. Было приобретено 60 тысяч новых автомобилей. Половина из них - машины отечественного производства. Это на 24% выше по сравнению с 2017 годом.

Отметим, что в прошлом году отечественные автомобили сумели вытеснить импортные и довести свою долю до 55%. Согласно версии Ассоциации автомобильного бизнеса Казахстана, в случае если сегодняшние показатели останутся неизменными, продажа новых автомобилей в 2019 году достигнет 70 тысяч.

МЕСТНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ

С начала 90-х все только и говорили о том, как за границей меняют машины каждые 3-4 года. А старый автохлам продают в страны «третьего мира», к какому относили и Казахстан. Немцев уехало много, и машины к нам гнали беспрерывно. Поэтому ситуацию знаем.
В реальности подавляющее большинство европейцев ездят на автомобилях в возрасте от 5 до 10 лет. Более того, на дорогах Европы совсем не редкость встретить, к примеру, Audi 100 1988 модельного года. Или VW Passat года 1992. В особенности это относится к «младшим» странам ЕС - таким как Болгария. Если же говорить о совсем юных «европейских» странах, типа Литвы или Эстонии, то для них это норма жизни.
Средний срок владения автомобилем в Казахстане существенно ниже, чем в других странах. В большей степени это связано с психологическими особенностями потребителя, для которого автомобиль больше, чем просто транспортное средство. У каждого из нас есть знакомый, а то и не один - жить негде, жрать нечего, гол как сокол, зато на «мерине». Такой наш местный менталитет.
И поэтому желание расстаться со своим нынешним автомобилем и пересесть на новый у нас возникает гораздо чаще, чем у жителей других стран.
Средний срок владения автомобилем в Казахстане, как и в России, - 3-4 года, в то время как в США, Китае, Индии - 5 лет, в Японии - более 6,5, в Германии и Канаде - 7.
Конечно, подобная усреднённая статистика имеет некоторые погрешности. Скажем, в глубинке машину меняют гораздо реже, чем в крупных городах. А премиальные марки меняют чаще массовых. Однако сам подход к продолжительности владения автомобилем у нас иной, чем в других странах.


Цифры 
Рейтинг наиболее востребованных казахстанцами брендов по результатам 2018 года. 
29 612 автомобилей из числа реализованных по итогам отчётного периода пришлись на импорт, 28 307 покупателей остановили выбор на продукции казахстанских автозаводов.
Lada - 13 413, Toyota - 12 278, Hyundai - 8 721, KIA - 2862, GAZ - 2650 ед. В TOP-10 наиболее успешных марок вошли также Nissan -2422 , Renault - 2047 , Ravon - 1727 , Volkswagen - 1539 и UAZ - 1502 ед.
В рейтинге легковых моделей лидируют Toyota Camry - 4761, Lada - 4x4 3468 Lada Granta - 3428 ед. Замыкают ТОP-5 моделей Lada Vesta - 2955 и Hyundai Tucson - 2697 ед. Основную активность в приобретении легковых автомобилей по результатам 2018 года продемонстрировали жители городов Алматы - 15 524 реализованных автомобиля, Астана - 10 438 , Атырау - 4 285, Шымкент - 3 77, Караганда - 3 575.



 

ТИПИЧНЫЕ ПРИЧИНЫ
Частая смена автомобиля означает растущее благосостояние населения. Происходит это на фоне бурного роста автомобильного рынка, на котором ширится предложение новых моделей, а также схем их приобретения - трейд-ин, кредиты, лизинг и т. д.
Но в развитых странах доходы населения ничуть не ниже наших, схем покупок не меньше, да и автомобили стоят дешевле. Однако машины там меняют не так часто.
Всё дело в типичных для нас причинах. Их можно разделить на рациональные и иррациональные. Самая распространённая рациональная причина - увеличение расходов на содержание машины. Нередко машину продают после окончания заводской гарантии. И, конечно, изменение потребностей. Скажем, случилось прибавление в семье, и стала нужна более просторная машина. Или появилась дача, куда можно добраться лишь на более проходимом автомобиле.
Рациональные причины приобретения нового автомобиля на Западе примерно те же, что и у нас. Однако в Казахстане очень распространены мотивы, апеллирующие к чувствам и эмоциям. Автомобиль здесь больше, чем просто средство передвижения. Это выражение социального статуса его владельца. Чем марка «круче», тем он выше, и это играет немаловажную роль при выборе и покупке автомобиля. В Европе при выборе автомобиля главным является соотношение «цена- качество», а у нас он воспринимается как некий компромисс: ездишь на «погремушке» - значит, на «нормальную» машину денег не хватило.


Кстати
За годы действия программы по утилизации подержанных автомобилей казахстанцы сдали более 90 тысяч старых машин. Сегодня плотность автомобилизации у нас составляет 230 единиц на 1000 человек. В развитых странах этот показатель равен 400 автомобилям на 1000 человек. То есть рынок ещё не насыщен. Программа утилизации помогает решить этот вопрос.
Напомним, она действует в Казахстане с 2016 года. С начала действия программы за сданные авто казахстанцы получали деньги (до 150 тыс. тенге за легковой автомобиль), а с июня 2017 появилась альтернатива - сертификаты. Здесь размер вознаграждения больше - от 315 до 650 тыс. тенге. Потратить их можно только на скидку при покупке нового авто казахстанской сборки, а сам сертификат должен быть использован в течение 12 месяцев.
По словам вице-президента Ассоциации автомобильного бизнеса Казахстана Анар Макашевой, поддержка со стороны правительства оказала положительное влияние на развитие отечественной автомобильной промышленности. Как мы уже сказали, в рамках программы утилизации старых авто казахстанцы сдали 90 тысяч старых автомобилей и приобрели вместо них новые.
По правилам один человек может использовать два сертификата и купить абсолютно новую машину. Помимо этого есть 4-процентное автокредитование.
Правительство финансово поддерживает данную программу, и её можно будет продолжить в этом году. 


ВСЕМУ ВИНОЙ - ПРОГРЕСС
В сегменте премиальных марок автомобили меняют особенно часто, примерно раз в два года. Автомобиль премиум-класса особенно подчёркивает статус своего владельца, он, можно сказать, является частью его деловой репутации.
Впрочем, не стоит отрицать, что немалые усилия для более частой смены машин прилагают и сами производители. Они делают всё для внутреннего усовершенствования автомобиля и обновления дизайна.
И его меняют. Во-первых, потому, что хочется нового, а во-вторых, из-за бурно развивающегося технического прогресса: модели быстро устаревают. Уже сейчас, например, ездить на автомобиле без системы электронной курсовой устойчивости (ESP) не то что не модно, а скорее небезопасно. Люди хотят ездить на более комфортных, безопасных и динамичных автомобилях. Смена модельного ряда и появление новых автомобильных функций сейчас происходят настолько быстро, что даже вроде бы недавно купленные машины могут быстро устаревать. 

Михаил ПРИБЫЛОВСКИЙ