НА КОГО УЧИТЬСЯ В ЦИФРОВОМ СТОЛЕТИИ?

22:18 29/01/2019

421
Треть выпускников казахстанских вузов работает не по специальности. Завтрашний день страны определяют сегодняшние студенты. Но прогресс настолько стремительный, что многие знания устаревают ещё до окончания вуза.

Искусственный интеллект, робототехника, беспилотные технологии завоёвывают всё новые сферы. В ближайшей группе риска профессии продавцов и водителей. Уже сейчас беспилотные технологии активно применяются в авиации. Скоро они охватят и автомобили. Нужно развивать творческие способности и учиться тому, чтобы постоянно учиться. Выбрать перспективную профессию очень непросто. В Год молодёжи мы решили обсудить особенности современного образования с профессором Рафисом Абазовым, директором Института устойчивого развития имени Пан Ги Муна при КазНУ им. Аль-Фараби. 

- Рафис Фанисович, вы ведёте в КазНУ образовательную программу с фокусом на цели устойчивого развития ООН и на международный опыт молодёжной политики. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее. 

- Великий учёный античной эпохи Архимед сказал: «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир!» В современную эпоху научно-технической революции такой точкой опоры становятся Цели устойчивого развития (ЦУР) ООН. О том, что ЦУР будут определять экономическую политику многих стран, включая Казахстан, мало кто спорит, но проблема заключается в том, как эти знания и компетенции по ЦУР интегрировать в учебный процесс. Программа MDP Global Classroom создавалась как программа примерно 10 лет назад, с проведением исследований в Колумбийском университете по будущему рынка труда. Главной идеей было определить, какие знания и компетенции нужны молодым людям, чтобы они смогли найти своё место на рынке труда и место в жизни и в идеале стать лидерами ЦУР. 

- И какие же знания и компетенции нужны молодёжи, чтобы стать успешными в ХХI веке? 

- Меня шокировал совместный доклад НПП «Атамекен» и МОН РК, опубликованный в конце прошлого года. Оказалось, что средний процент трудоустройства выпускников - 67,4% и что 35,4% выпускников работают не по специальности. Многие страны мира столкнулись с аналогичными проблемами ещё в начале века и поэтому стали не только мониторить рынок труда, но и строить образовательные модели для цифрового столетия. Но рынок труда в каждой стране разный, хотя есть много схожего, особенно в контексте глобального тренда Индустриализация 4.0. в условиях Казахстана. Мы должны знать об устойчивом развитии и особенно о зелёной экономике, что является основой устойчивого и стабильного развития каждой страны и всего человечества вместе взятого, т.к. сюда будет инвестировано не менее 20 млрд долларов в течение следующих 10 лет. Во-вторых, мы должны быть готовы к цифровому веку, в котором многие вещи, многие работы, многие специальности цифровизируются или заменяются роботами, новыми супермощными компьютерами, новыми 3D-принтер-технологиями. То есть появится совершенно новый рынок труда, и по расчётам международной компании Маккензи этот сектор будет развиваться с темпами 5-6% в год, или 20 000 - 40 000 высокооплачиваемых новых рабочих мест только в РК. И в-третьих, главное, что многие специальности и профессии привязываются к глобализации. И хотя можно по-разному относиться к глобализации, где есть выигравшие и есть проигравшие, но глобализация - это новые рабочие места, и в мире в целом от 10 до 15% новых рабочих мест зависит от конкурентоспособности на международном рынке. Вот эти три момента Международный секретариат MDP интегрировал при составлении инновационной учебной программы, которая называется MDP Global Classroom, в которой участвуют около 50 ведущих университетов мира на всех континентах. 


Лучшие многопрофильные вузы Казахстана за 2018 год    

Место    Название    
1       Казахский национальный университет имени аль-Фараби    
2       Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева    
3       Карагандинский государственный университет им Е.А. Букетова    
4       Южно-Казахстанский государственный университет имени А. Ауэзова    
5       Павлодарский государственный университет имени С. Торайгырова    
6       Международный казахско-турецкий университет имени  Х.А. Яссави    
7       Восточно-казахстанский государственный университет имени С. Аманжолова    
8       Таразский государственный университет имени М.Х. Дулати    
9       Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата    
10     Жетысуйский государственный университет имени И. Жансугурова    
11     Костанайский государственный университет имени А. Байтурсынова    
12     Университет имени Сулеймана Демиреля    
13     Инновационный Евразийский университет    
14     Северо-Казахстанский государственный университет имени М. Козыбаева    
15     Международная образовательная корпорация    
16     Атырауский государственный университет имени Х. Досмухамедова    
17     Каспийский общественный университет    
18     Каспийский государственный университет технологий и инжиниринга имени Ш. Есенова    
19     Таразский инновационно-гуманитарный университет    
20     Университет «Сырдария»  
 
Независимое агентство по обеспечению качества в образовании

 

Кейсовое обучение 

- Какие проекты, связанные с развитием молодёжи, реализуются в Казахстане? 

- Мы активно сотрудничаем с различными казахстанскими учебными заведениями, с которыми заключаем партнёрские отношения и делимся нашими методами и инновационным подходом в образовании. Мы обратили внимание, что в Казахстане не так развито и не так широко применяется кейсовое, то есть проектное, обучение. Это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. В ведущих университетах США - таких как Колумбийский университет, Гарвардский университет, бизнес-школы в Чикаго и Филадельфии - кейсовое обучение может занимать до 50% самостоятельной научно-исследовательской работы магистрантов. Поэтому мы активно работаем в этом направлении. Наши магистранты и студенты работают над различными реальными бизнес-проектами, которые интегрируют использование международного опыта в условиях Казахстана. Ежегодно мы отрабатываем примерно 10 проектов по различным направлениям. Это своеобразный гибрид инкубатора идей, бизнес-инкубатора и технопарка. Студенты генерируют свои идеи, апробируют теорию с преподавателями и однокурсниками и отрабатывают с бизнесменами, госструктурами и т.д. Среди них проекты прошлого года по экотуризму с фокусом на то, в чём сильна молодёжь - интернет-стратегии и изучение международных маркетинговых технологий для продвижения имиджа Алматы в глобальном кибер-пространстве в будущем. Я бы обратил внимание и на другой очень интересный проект по социальному предпринимательству среди молодых женщин и оценке перспектив рынка труда в этом секторе. У нас был также проект по эффективной низкозатратной утилизации электронных отходов в рамках кампуса КазНУ. В этом году мы работаем примерно над 8-10 проектами, которые связаны между собой общей тематикой «Умный город - умный кампус». 

- В чём схожести и отличия нашей системы преподавания и американской? 
- Пару лет назад я бы сказал, что работа преподавателя в Колумбийском университете отличается от работы в казахстанских вузах. Но сейчас я вижу парадокс - всё больше схожести и меньше отличий. Возьмём учебный процесс - в настоящее время диалог магистранта и преподавателя, который всегда был центральным моментом в США, становится в последние годы центральным и в Казахстане в связи с интеграцией международных образовательных программ. Всё больше студенты мотивированы на успех и раскрывают свои таланты, когда видят чёткую цель, своё место на рынке труда, в том числе на международном. 

Юлия КАЦМАН