ЗАМКНУТЫЕ В СЕБЕ

22:34 29/01/2019

239
Как научить родителей помогать детям преодолевать аутизм? Аутизм - загадочное, но весьма распространённое явление. О том, как помочь детям адаптироваться, рассказала общественный деятель Аружан Саин.

- Расскажите немного о проекте «Аутизм победим». 

- С 2013 года работает проект «Аутизм победим», который изначально появился благодаря поддержке фонда «Самрук Казына». В проекте дети, которым поставлен диагноз «аутизм», занимаются вместе с родителями. Но проект несколько шире, к нам приходят и детки с отставанием в развитии и с рядом иных проблем. 

- Много ли людей поучаствовали в проекте за это время? 

- За эти годы через проект прошло уже несколько сотен детей. На постоянной основе занимаются около 70 семей. Основная цель - помочь детям выйти из своего аутизма. Этот диагноз знают многие в мире, но какого-то конкретного пути излечения пока не существует. Но есть различные способы социальной адаптации и работы с детьми, когда они достигают очень больших результатов. В некоторых случаях, при участии семьи и родителей, они ведут социальный образ жизни обычного ребёнка. Мы принимаем детей, у которых ответственные родители, которые готовы поменять свой образ жизни, заниматься, обучаться, получать новые знания, для того чтобы помочь своему ребёнку. Ведь дети живут не с психологами, логопедами и невропатологами, а живут в семье, со своими родителями, близкими людьми. Для того чтобы детям научиться помогать преодолевать аутизм, родителям самим надо приобретать много знаний и самим становиться специалистами. У нас работают разнообразные направления. Уже половину из них ведут сами родители, которые сами обучались и теперь стали специалистами. Для них работа в центре стала делом жизни - они помогают другим детям и родителям. 

- С чего начинается адаптация? 

- Наши маленькие победы - это когда ребёнок начинает смотреть в глаза, общаться, говорить, когда для него становится уже возможным быть в социуме. Детки разные - двух одинаковых аутистов не бывает, и к нам они приходят в разном состоянии. Некоторым нужно вначале помочь привить дисциплину - научить слушаться родителей, потому что дети могут вести себя по-разному - убегать, кричать, прятаться под стол, есть детки, у которых отрицание всего - они даже на улицу не хотят выходить, не говоря уже об общественных местах. Очень сложно жить с ребёнком, который страдает этим заболеванием. Ведь это не просто ребёнок не разговаривает и не общается, а зачастую у них есть такие стереотипы, которые очень осложняют жизнь не столько ребёнку, сколько его близким. Поэтому важно, чтобы вначале ребёнок начал слушаться родителей, понимать, что от него хотят, понимать, что ему это во благо. Это достигается сложно и с большим упорством. 


Аутизмом в мире страдают более 10 миллионов человек. В настоящее время в Казахстане насчитывается около 30 тысяч аутистов. Если ещё три года назад каждый 88-й человек в мире страдал аутизмом, то, согласно последним данным, такому состоянию сегодня подвержен каждый 55-й человек. По прогнозам учёных, в 2020 году этим расстройством будет страдать каждый 30-й житель планеты. А ещё через 5 лет - каждый второй. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно число детей с аутизмом увеличивается на 13%. 


Когда этот этап пройден, начинаются занятия. Ребёнок становится доступен для адаптации, и у него появляется возможность познавать мир. У нас много занятий, которые помогают ему восполнить те навыки, знания и умения, которые он упустил, пока находился в «закрытом» состоянии. Дети занимаются вокалом, танцами, катаются на коньках и верхом. У нас даже есть театр! Все эти направления для обычных детей - развитие, для наших - адаптация. У нас даже есть на постоянной основе в рамках социальной адаптации школа «Поварёнок». Ребята готовят, очень вкусно и с удовольствием. 
Как правило, наши дети не адаптированы к простейшим бытовым задачам. Мы учим их помогать маме убирать, мыть полы, готовить и многое другое. Мы часто вывозим детей на экскурсии - ребята смотрят, как пекут хлеб, как делают конфеты. Это очень интересно и важно, потому что даже обычные дети не всегда знают, как и откуда на прилавках появляются готовые продукты. Нашим детям требуется больше времени, чтобы понять, из чего состоит обычная жизнь. Кроме того, требуются и другие способы объяснения, подходы. Аутисты не понимают, что написано в учебниках, они не воспринимают «в плоском виде» - им нужно «пощупать руками», погрузиться, чтобы понять изнутри. 

- У вас есть и театр? 

- Таких проектов, по каким работают наши педагоги, - единицы в мире. Задача театра - не создание вокруг кризисного ребёнка действия, а, наоборот, постановка спектакля таким образом, чтобы дети активно в нём участвовали, учились выступать. 
Выходя на сцену в театральном проекте и учась общаться с залом, с публикой (это даже обычному человеку не всегда просто), дети буквально получают лечение, когда ребёнок, преодолевая свой аутизм, приобретает навыки и может выступать на сцене. Без помощи неравнодушных людей и бизнеса, такой проект был бы невозможен. Это было бы для многих родителей непозволительно дорого заниматься в таких кружках, да ещё и найти специалистов, которые работают с детьми-аутистами. К сожалению, в обычных кружках наших детей не очень рады видеть… Самый яркий пример успешного проекта - футбол вне границ. Здесь особые дети занимаются вместе с учениками школы «Кайрат». 

- Насколько реально помочь ребёнку жить обычной жизнью? 

- Мы верим в то, что наши дети могут очень многое. Если им помогать, то вернуть их к обычной жизни, может, не совсем такой, как кажется нам со стороны, реально. Они вырастут и будут взрослыми. Нужно, чтобы к этому моменту у них были все возможности, чтобы они могли работать, сами себя поддерживать в жизни, потому что родители не вечны. Поверьте, каждому родителю с кризисным ребёнком очень страшно за будущее детей. 


Диагностировать болезнь на ранней стадии могут только специалисты. Но следует обратиться к врачу в случае, если ребёнок не отзывается на имя; не может объяснить, чего хочет; испытывает задержку темпов речевого развития; не следует никаким указаниям взрослых; периодически появляются нарушения слуха; не понимает, как играть с той или иной игрушкой; плохо устанавливает визуальный контакт; не улыбается другим и не пытается лепетать в возрасте 12 месяцев; не делает указательных жестов, не машет рукой, не делает хватательных или других движений в возрасте 12 месяцев; не говорит отдельные слова в 16 месяцев; не произносит фразы из двух слов в 24 месяца; а также если у ребёнка наблюдается утрата речевых или социальных навыков.


- Наверное, важно не упустить время и прийти как можно раньше за помощью? 

- У нас не всегда родители вовремя признают, что есть проблемы. Когда ребёнок не говорит в определённом возрасте, не смотрит в глаза - нужно сходить к специалисту, а не слушать истории из серии «и у моих знакомых так было». Здесь важно, чтобы родители как можно раньше заметили признаки аутизма у малыша, проконсультировались со специалистами и в случае необходимости начали как можно раньше работать. Если детки приходят к нам в годик-полтора, начинают заниматься, то через какое-то время идут даже в обычные детские сады. Они преодолевают аутизм. Мозг ребёнка очень пластичный, ему можно помочь радикально и значительно улучшить состояние, сгладить существующие в его восприятии мира шероховатости, привить нужные навыки. Деткам постарше, тем, кто приходит в 4-5-летнем возрасте, им помочь сложнее, работать приходится намного дольше, и таких прорывных результатов, как у малышей, далеко не всегда удаётся достичь. 

- Важен и настрой родителей… 

- Приходя к нам, родители видят не погрязших в своём горе и несчастье людей, а мам и пап, которые приняли ситуацию, какой она есть, и вместе с ребёнком идут вперёд. Они видят, как другие преодолевают сложности, для них это становится стимулом, мотивацией. Тенденция показывает, что количество детей с аутизмом растёт. И нам придётся решать эти проблемы. 
Среди наших современников тоже есть известные личности, которым поставлен диагноз «аутизм»: американский кинорежиссёр, комик, писатель, сценарист и продюсер Вуди Аллен (четырёхкратный обладатель премии «Оскар»), американская актриса, рок-певица, автор песен, вокалистка и гитаристка рок-группы Hole Кортни Лав, американский предприниматель и общественный деятель, один из создателей и крупнейший акционер компании Microsoft Билл Гейтс, японский геймдизайнер, создатель серии игр, манги и сериала «Покемон» Сатоси Тадзири, российский математик Григорий Перельман, который прославился доказательством гипотезы Пуанкаре и отказом от премии в миллион долларов. 

Анна ШАПОВАЛОВА