ГУЛЯТЬ ТАК С МЮЗИКЛОМ!

00:34 06/02/2019

269
История Алма-Аты, которую узнаешь ты. Группа «Мотор-Роллер» не перестаёт удивлять своих поклонников. То она выпускает диск военных песен, обложка которого повторяет форму солдатской фляжки, то пишет музыку к фильму, в котором снимаются звёзды Голливуда.

Однако способ отметить 25-летний юбилей группы ошарашил даже самых бывалых фанатов. «Мотор-Роллер» решил выпустить рок-мюзикл «Три дома окнами во двор». На прошлой неделе состоялась его премьера.
Во время первых показов мюзикла в Алматы проходил Евразийский межправительственный совет, и в город прилетели все премьеры стран ЕврАзЭС. Получился суперпремьерный день. К сожалению, у премьер-министров не было времени посетить показ мюзикла в Театре им. Лермонтова, хотя некоторые сцены имеют к ним прямое отношение, ибо рассказывают о нашей некогда общей родине - СССР.

Лидер группы «Мотор-Роллер» Ильяс Аутов рассказал нам: «Идея создания отечественного рок-мюзикла, основная идея, которая легла в фундамент сюжета, а также средства, на которые он был поставлен, - всё это дело рук моего друга с юности. К сожалению, он запретил называть его имя. Команду я подбирал на своё усмотрение, так как друг мне в таких вопросах полностью доверяет». 

Дорогой жанр

Мюзикл - самый дорогой театральный жанр. Но для того, чтобы он стал дорогим для зрителя, нужно очень постараться. Антон Митнёв и Дмитрий Скирта выступили не только в качестве режиссёров, но и авторов пьесы, что позволило быстро вносить корректировки в сюжет в случае необходимости. У Антона уже есть опыт постановки мюзиклов в театре «Триумff», в которых играл и Тохтар Нурмолдаев, исполнитель одной из главных ролей, что также сыграло позитивную роль. 

«Три дома окнами во двор» - это 40 лет истории Алматы в одном спектакле. Живая музыка, вдумчивые тексты, звёзды сцены, среди которых Венера Нигматулина, вчерашние короли подворотен, впечатляющее 3D-оформление, искромётные танцы и довольно опасные трюки - всё в этом спектакле по-честному. Мюзикл рассказывает об уникальном духе города, о его особых людях, о его удивительной истории, которой, несмотря на увеличение хронологии, с каждым годом становится всё меньше. На мой взгляд, это спектакль, который нельзя пропустить. Его можно пропустить только через своё сердце. 

Уникальность постановки не только в том, что это первый казахстанский рок-мюзикл, но и в том, что она дала дорогу молодым начинающим артистам. Прошлой осенью был проведён уличный кастинг, были отобраны юные артисты из народа, которым за короткий срок необходимо было научиться петь, танцевать и играть одновременно. Этот риск в целом оправдал себя. Мы увидели целую волну молодых лиц. Огромное впечатление произвёл Даниил Купч, самый юный участник, обладатель потрясающего голоса. Удивила своей пластикой Арина Гилязетдинова. Наверняка из команды проекта выйдут новые артисты, и в этом будет заслуга тех, кто дал им шанс попробовать себя на большой сцене. Вместе эти ещё три месяца назад незнакомые люди смотрелись как одна большая семья.

Впрочем, на сцене была и настоящая семья. Ильяс Аутов не только написал песни для спектакля, сыграл в нём во многом автобиографическую роль, но и вовлёк в это действо своих самых близких людей. Его супруга Татьяна Аутова, профессиональная актриса, сыграла одну из характерных ролей, а их дочери Карина и Мариам, пройдя закалку творческой семьи, органично вписались в танцевальную группу.

- Ильяс, проект вашего мюзикла во многом нестандартный и даже рискованный. Что для вас оказалось самым сложным?

- Если брать меня исключительно как автора, то самым сложным была скорость написания песен. Дело в том, что я их пишу не очень быстро, а здесь за год мне нужно было выдать весь материал. Поэтому мне приходилось сочинять на ходу, за рулём, под душем, и даже в тот момент, когда я с кем-то разговаривал, я часто ловил себя на мысли, что в голове я прокручивал сюжеты песен. И когда мюзикл состоялся, я ощутил, что мне чего-то не хватает. Мне стало не по себе без этого состояния постоянного творчества. Вторая сложность для меня была в том, что в короткие сроки мне нужно было притереться с режиссерами Антоном Митнёвым и Дмитрием Скиртой, понять замысел пьесы, сделать так, чтобы песни органично вписывались в сюжет. До этого проекта я был знаком только с Дмитрием, но мы никогда вместе не работали. К счастью, мы быстро нашли общий язык и у нас фактически не было разногласий. Мы настолько горели желанием добиться результата, что споры отходили на второй план. Лишь один раз поспорили насчёт одной песни и стали каждый тянуть одеяло на себя, но всё-таки пришли к общему знаменателю. Общей сложностью для всех были очень короткие сроки - всего один год. За это время нужно было поставить на ноги актёров-любителей, которые составили половину нашей группы и прошли по кастингу. Нужно было из них сделать очень крепких артистов мюзикла, певцов и танцоров, чтобы никто не заметил никакой любительщины. Поэтому все выкладывались по полной. Рабочий день часто был ненормированным. Иногда репетировали по 12 часов в день. Константин Дихнов, наш хореограф, организовал всю эту массу участников и поставил все танцы. Антон Митнёв проводил занятия по актёрскому мастерству. По ходу дела какие-то моменты пьесы переделывали, я понимал, что некоторые песни нужно скорректировать. Ну и все - костюмеры, декораторы, художники 3D - работали с огромной самоотдачей.
В Казахстане мы стали первыми, кто пошёл на то, чтобы известная рок-группа стояла на сцене и играла вживую весь мюзикл. Не знаю, использовался ли такой приём в мировой практике, я не слышал о таких примерах. В итоге всё выглядело очень органично. Это позволяло перетекать действу из иллюзии в реальность. Мюзикл - это тяжёлый труд огромного коллектива, более двухсот человек. Я никогда не видел, чтобы такая большая группа людей работала с полной самоотдачей. И очень рад, что наши усилия были вознаграждены и спектакль имел большой успех.

- Превратятся ли какие-то песни из мюзикла в видеоклипы? Песня о Медео могла бы стать своеобразным гимном катка.

- Благодаря хореографу, танцевальной группе и видеоряду некоторые песни в спектакле фактически уже превратились в видеоклипы. Безусловно, мы подумаем над тем, чтобы после мюзикла какие-то из них выпустить в виде клипов. Тем более что, как я заметил, новые песни понравились зрителям, а на некоторые они реагировали очень бурно, например на песню о распаде СССР. Я был бы рад, если бы песня о Медео стала гимном катка и её крутили бы в выходные во время катания на весь стадион. Песня получилась светлая. Когда я работал над ней, я стилизовал её под ретро, что было популярно в конце 80-х.

- Есть ли у вас желание более активно реализовать себя в актёрском амплуа?

- Если мне предложат что-то и я почувствую, что роль мне подходит, то могу попробовать. Но специально предпринимать усилия для того, чтобы реализовать себя как актёра, я не собираюсь. Если бы мне дали на выбор заново прожить свою жизнь и сказали: «Хочешь быть актёром?», я бы ответил: «Нет. Я хочу быть музыкантом».

- Каково будущее мюзикла? Когда будут следующие показы? Возможны ли гастроли, появится ли видеоверсия?

- Будущее мюзикла пока неопределённо. Но мы работаем над тем, чтобы он не прекратил своё существование. Тем более после такой горячей реакции зрителей. Могу сказать, что показы ещё будут. Когда и где - это пока не решено. В наших планах провести его по Казахстану, показать в России, возможно, и дальше. С каждым показом мы чувствовали, как спектакль набирает силу. Мы находили и исправляли слабые места. Мы сравнили первое и четвёртое выступления, и они заметно отличались. После каждого спектакля проводили разбор полётов и находили новые решения. Это подтверждение того, что это живая работа, живой спектакль. Видеоверсия обязательно появится. Мы специально снимали все четыре спектакля с разных точек. Через какое-то время мы всё это смонтируем, выровняем звук. Это видео мы сможем предложить телеканалам, а также отправить на различные фестивали мюзиклов, которые проходят в мире. Мы создали театральный проект, который трогает людей. Многие люди плакали в зале, искренне вздыхали, смеялись, аплодировали. Спасибо всем зрителям за такой тёплый приём. Мы благодарны за то, что вы поняли и приняли то, что мы хотели вам показать, и узнали себя в героях нашего мюзикла. 

Олег БЕЛОВ, фото автора и Вадима КРАВЦОВА